НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 18.09.2020 № А73-2607/20

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-2607/2020

25 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.09.2020 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 25.09.2020 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.2020 №5 о наложении штрафа по делу №027/04/14.3-995/2019 об административном правонарушении  

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № ДЭК-71-15/498Д от 01.07.2020г.; ФИО2, представитель по доверенности № ДЭК-71-15/477Д от 01.07.2020г.; ФИО3., представитель по доверенности № ДЭК-71-15/444Д от 01.07.2020г.;

от административного органа – ФИО4, представитель по доверенности № 4/2120 от 21.03.2019г.

     Сущность дела: публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – заявитель, Общество, ПАО «ДЭК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление, Хабаровское УФАС России) от 11.02.2020 №5 о наложении штрафа по делу №027/04/14.3-995/2019 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100.000 руб.

Представители заявители в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по доводам заявления, письменных пояснений.

Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражала, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Суд установил:

В порядке надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России в декабре 2019 года отслежено распространение рекламы на платежных документах для внесения платы за коммунальные услуги, выставляемых ежемесячно потребителям Хабаровским расчетно-кассовым центром филиала ПАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт».

На обратной стороне квитанции, помимо справочных сведений, размещена информация следующего содержания: «Кроме того, если у Вас на 01.11.2019г. отсутствует дебиторская задолженность за услуги электроснабжения, оплачено текущее начисление за ноябрь 2019г. и оплачен рекомендуемый платеж за декабрь 2019г. вы сможете принять участие в Конкурсе «В Новый год без долгов», проводимый ПАО «ДЭК». Случайным выбором будут определены 4 победителя, которые получат ценные подарки, О подробностях проводимых мероприятий Вы можете ознакомиться на сайте ПАО «ДЭК» https://www,dvec.ru,.».

Данный факт подтверждается копией квитанции на оплату коммунальных услуг, а именно: за горячую воду, отопление и электроэнергию, выставленная потребителям в декабре 2019, для оплаты данных услуг, оказанных ноябре 2019 года.

На сайте https://www,dvec.ru распространялась информация о проведении ПАО «ДЭК» конкурса «В новый год без долгов», в котором размещены правила и участия в указанном конкурсе.

Организатором акции являлось ПАО «ДЭК».

Согласно условиям конкурса (пункт 1), проводимого ПАО «ДЭК», предлагалось потребителям погасить задолженность за услуги электроснабжения и выиграть подарочный сертификат на сумму 21 000 рублей. Всего будет вручено 16 сертификатов на бытовую технику, по 4 на каждой территории.

В пункте 2 Правил закреплено, что обязательными условиями участия являются своевременная оплата электроэнергии, отсутствие задолженности за данную услугу и оплата рекомендуемого платежа за декабрь 2019 года.

Пункт 4 Правил гласит, что победитель определяется генератором случайных чисел, без использования лотерейного оборудования. Информация о победителях размещается на официальном сайте 30.12.2019.

В рекламе, размещенной на платежных документах, отсутствуют сроки прове­дения мероприятия, указание на источник информации о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их по­лучения, что является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Из представленных ПАО «ДЭК» в антимонопольный орган письменных пояс­нений (вх. № 4/16311 от 26.12.2019) следует, что изготовление платежных докумен­тов осуществляется последним самостоятельно. В декабре 2019 года при массовой печати платежных документов информация была залита в квитанции по причине технического сбоя программного комплекса. Доставку платежных документов осу­ществляет ФГУП «Почта России» в рамках заключенного с ПАО «ДЭК» договора на оказание услуг по доставке № ДЭК-20-13/572 от 28.07.2016.

В соответствии с условиями пункта 1.1 указанного договора ФГУП «Почта Рос­сии» приняло обязательство по оказанию услуг по доставке платежных документов,информационных материалов, уведомлений о наличии задолженности потребителям (физическим лицам) ПАО «ДЭК».

При данных обстоятельствах сделан вывод, что ПАО «ДЭК» действовало в своих предпринимательских интересах, осуществив в декабре 2019 года изготовле­ние и размещение рассматриваемой рекламы на оборотной стороне платежного до­кумента для внесения платы за коммунальные услуги, и тем самым выступило в ка­честве рекламодателя, рекламопроизводителя.

Распространение на территории г. Хабаровска в декабре 2019 года на оборотной стороне платежных документов рекламы о проводимой акции «Новый год без дол­гов» нарушает требования части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей.

 Проводимая акция «Новый год» без долгов» привлекает внимание потребителей принять участие в конкурсе и получить ценные подарки, оплатив не только текущее начисление за фактически уже потребленную электроэнергию, но и услугу, которая будет предоставлена в будущем (оплата рекомендуемого авансового платежа).

В связи с чем, объектами рекламирования в рассматриваемом случае является оплата услуг ПАО «ДЭК» по электроснабжению и стимулирующее мероприятие - конкурс, направленный на стимулирование желания у населения оплатить услуги ПАО «ДЭК».

Исходя из формулировки «если у Вас на 01.11.2019г. отсутствует дебитор­ская задолженность за услуги электроснабжения, оплачено текущее начисление за ноябрь 2019г. и оплачен рекомендуемый платеж за декабрь 2019г. вы сможете принять участие в Конкурсе «В Новый год без долгов» акция направлена на стиму­лирование потребителей ПАО «ДЭК» к оплате электроэнергии за ноябрь и после­дующий декабрь 2019 года.

Суть рекламируемой акции - предоставление ценных призов потребителям, оп­латившим услуги электроснабжения за текущее начисление и аванс за следующий период.

Определением от 12.12.2019 г. Общество извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 16.01.2020 г. в 09-30. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 23.12.2019 г., согласно почтовому уведомлению о вручении.

По выявленному факту 16.01.2020 г. начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Хабаровскому краю ФИО5. в присутствии представителя Общества ФИО1, при надлежащем извещении, составлен в отношении ПАО «ДЭК» протокол по признакам административной правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи 14.3 КоАП РФ

Определением от 16.01.2020 г. № 4/245 Общество извещено о том, что рассмотрения дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится 11.02.2020 г. в 10-45. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 30.01.2020 г., согласно почтовому уведомлению о вручении.

11.02.2020 г. руководителем УФАС по Хабаровскому краю ФИО6 в присутствии представителей Общества ФИО2, ФИО1, при надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 5 по делу об административном правонарушении № 027/04/14.3-995/2019, которым ПАО «Солид банк» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель    обратился в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, 1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон № 38-ФЗ) установлено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В статье 3 настоящего Федерального закона указаны основные понятия, используемые в целях его применения:

- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- потребители рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Ненадлежащей рекламой, в силу пункта  4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 10. статьи 5 Закона № 38-ФЗ не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Объектом рекламирования могут выступать товар, средства индивидуализа­ции юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результа­ты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное со­ревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на при­влечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекла­ме»).

В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В силу пункта 26 постановления № 58, реклама должна содержать указание на конкретный источник необходимой информации.

Наличие у потребителей потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполне­ния обязанностей, предусмотренных Законом о рекламе.

Таким образом, в рекламе, в которой обязательно необходимо указать источник определенной информации, недостаточно указать только сайт в сети Интернет, на котором может быть получена данная информация - также необходимо указать и ка­кая конкретно информация может быть получена на данном сайте.

Исходя из диспозиции статьи 9 Закона о рекламе, реклама стимулирующего ме­роприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил пу­тем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. То есть потребитель рекламы должен быть уведомлен о конкретной информации, которую он может получить, обратившись к названному источнику.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 указано, что в рекламе, со­общающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сро­ки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Как следует из материалов дела, УФАС по Хабаровскому краю установлен факт распространения рекламы на платежных документах для внесения платы за коммунальные услуги, выставляемых ежемесячно потребителям Хабаровским расчетно-кассовым центром филиала ПАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт».

На обратной стороне квитанции, помимо справочных сведений, размещена информация следующего содержания: «Кроме того, если у Вас на 01.11.2019г. отсутствует дебиторская задолженность за услуги электроснабжения, оплачено текущее начисление за ноябрь 2019г. и оплачен рекомендуемый платеж за декабрь 2019г. вы сможете принять участие в Конкурсе «В Новый год без долгов», проводимый ПАО «ДЭК». Случайным выбором будут определены 4 победителя, которые получат ценные подарки, О подробностях проводимых мероприятий Вы можете ознакомиться на сайте ПАО «ДЭК» https://www,dvec.ru,.».

На сайте fattps://www,dvec.ru распространялась информация о проведении ПАО «ДЭК» конкурса «В новый год без долгов», в котором размещены правила и участия в указанном конкурсе.

Организатором акции являлось ПАО «ДЭК».

Согласно условиям конкурса (пункт 1), проводимого ПАО «ДЭК», предлагалось потребителям погасить задолженность за услуги электроснабжения и выиграть подарочный сертификат на сумму 21 ООО рублей. Всего будет вручено 16 сертификатов на бытовую технику, по 4 на каждой территории.

В пункте 2 Правил закреплено, что обязательными условиями участия являются своевременная оплата электроэнергии, отсутствие задолженности за данную услугу и оплата рекомендуемого платежа за декабрь 2019 года.

Пункт 4 Правил гласит, что победитель определяется генератором случайных чисел, без использования лотерейного оборудования. Информация о победителях размещается на официальном сайте 30.12.2019

В рекламе, размещенной на платежных документах, отсутствуют сроки прове­дения такого мероприятия, указание на источник информации о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их по­лучения, что является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд отклоняет как необоснованный довод заявителя о том, что спорная информация не является рекламной, т.е. предназначена для определенного круга лиц – абонентов ПАО «ДЭК».

Размещенная ПАО «ДЭК» информация на платежных документах не носит персонализированного характера, то обстоятельство, что реклама распространена на платежной квитанции, адресованной конкретному лицу, не свидетельствует о том, что данное лицо воспользуется данной информацией. Определить среди абонентов ПАО «ДЭК» лиц, которые могут принять участие в спорном конкурсе, согласно его условиям, на момент изготовления и направления квитанции не представлялось возможным.

Кроме того, принятие участие в конкурсе не зависит от информации, размещенной на конкретной квитанции, адресованной определенному лицу.

Согласно содержанию рекламного объявления, размещенного обществом, в акции могли принимать участие как абоненты, имеющие задолженность по оплате газа, так и добросовестные плательщики, не имеющие задолженности, вносившие платежи в срок, установленный действующим законодательством и договором, т.е., содержание рекламного объявления о проведении акции не содержит однозначного указания на круг (категорию) лиц, которому она адресована,- круг лиц не определен.

При изложенных обстоятельствах, следует признать, что круг лиц, которым реклама адресована, является неопределенным.

Таким образом, информация, распространенная на платежном документе, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Относительно довода о том, что размещенная ПАО «ДЭК» на платежных квитанциях информации не является рекламой стимулирующего мероприятия, поскольку участие в конкурсе не ставилось в зависимость от приобретения товара (электроэнергии), а обусловлено погашением имеющейся задолженности и уплатой авансового платежа, необходимо отметить следующее.

Спорная реклама содержала следующие сведения: «Кроме того, если у Вас на 01.11.2019г. отсутствует дебиторская задолженность за услуги электроснабжения, оплачено текущее начисление за ноябрь 2019г. и оплачен рекомендуемый платеж за декабрь 2019г. вы сможете принять участие в Конкурсе «В Новый год без долгов», проводимый ПАО «ДЭК». Случайным выбором будут определены 4 победителя, которые получат ценные подарки. О подробностях проводимых мероприятий Вы можете ознакомиться на сайте ПАО «ДЭК» https ://www. dvec. г и..».

Информация о проведении заявителем акции «Новый год без долгов» среди потребителей электроэнергии в Хабаровском крае является рекламой стимулирующего мероприятия - акции, направленной   на уменьшение за­долженности потребителей за услуги электроснабжения и получении ПАО «ДЭК» авансовых платежей.

В указанной акции могли принять участие только те лица, которые от­вечали совокупности условий: отсутствовала дебиторская задолженность за услуги электроснабжения, оплачено текущее начисление за ноябрь 2019 года, оплачен рекомендуемый платеж за декабрь 2019 года.

Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия - побужде­ние потребителей к совершению покупки рекламируемого товара в период, ограниченный по времени, для признания рекламы стимулирующим меро­приятием необходимо установить такой признак как выполнение его участ­ником обязательного условия - приобретение определенного товара (в дан­ном случае оплата авансового платежа).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Поста­новление) уточнено понятие стимулирующего мероприятия и конкретизи­рован объем информации, обязательной к размещению в рекламе таких ме­роприятий.

В пункте 27 Постановления указано, что нормы статьи 9 Закона о рек­ламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Участие в проводимой заявителем акции «Новый год без долгов» стави­лось в зависимость от приобретения товара-электроэнергии, поскольку по­требитель, не выполнивший условия данного конкурса по погашению за­долженности, оплате текущего начисления и рекомендуемого авансового платежа за услуги электроснабжения, не смог бы принять в нем участие.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания  для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что заявитель имел возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако, им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Поскольку реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и направ­лена на привлечение внимания потребителя к выбору рекламируемой услуги, а также побуждает со­вершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, то несоответствие распространяемой Обществом рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы неограниченного круга потребителей на получение достоверной информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено.

Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Относительно доводов Общества о нарушении административным органом процедуры привлечения к ответственности необходимо отметить следующее.

В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ, в соответствии с которым дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Определением от 12.12.2019 г. Общество извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 16.01.2020 г. в 09-30. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 23.12.2019 г., согласно почтовому уведомлению о вручении.

Протокол составлен 16.01.2020 г. в присутствии представителя Общества ФИО1

Определением от 16.01.2020 г. № 4/245 Общество извещено о том, что рассмотрения дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится 11.02.2020 г. в 10-45. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 30.01.2020 г., согласно почтовому уведомлению о вручении.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 11.02.2020 г. в присутствии представителей Общества ФИО2, ФИО1.

Таким образом, ПАО «ДЭК» извещено надлежащим образом о времени и месте совершения указанных процессуальных действия и реализовала свое право на защиту путем участия в составлении протокола и рассмотрении дела вышеуказанных представителей.

При этом, Кодекс об административный правонарушениях не предусматривает обязанности по дополнительному извещению о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законных представителей лиц, привлекаемых к ответственности, при условия наличия факта надлежащего извещения самих лиц, привлекаемых к ответственности.

Не принимаются также доводы Общества о том, что факт правонарушения не мог быть выявлен административным органом путем непосредственного обнаружения, ввиду необходимости получения заявления от гражданина, предоставившего должностному лицу УФАС Хабаровского края платежную квитанцию с размещенной на ней спорной информацией.

В силу части 1 статьи 28 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

При этом, КоАП РФ не устанавливает для физических лиц ограничений относительно доведения информации о существующих нарушений, путем направления соответствующего заявление, либо путем устного обращения.

При отсутствии письменного обращения гражданина, суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно расценил представление гражданином должностному лицу платежного документа и получение устной информации как основание для непосредственного обнаружения правонарушения.

Расчет штрафа соответствует требованиям КоАП РФ и назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, суд считает, что оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.

Вместе с тем суд считает, что имеются основания для изменения постановления в  части назначенного  наказания.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 2.2 и 2.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд учитывает, что Обществом находится в тяжелом финансовом положении, что подтверждается представленными суду документами.

Суд учитывает санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), влекущие значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов, включая ПАО «ДЭК».

Исходя из вышеизложенного суд полагает необходимым уменьшить размер примененного штрафа до 50.000 руб.

С учетом изложенного оспоренное постановление подлежит изменению путем снижения назначенного  наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11.02.2020 №5 о наложении штрафа по делу №027/04/14.3-995/2019 об административном правонарушении, вынесенное в отношении ПАО «ДЭК» изменить, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела до 50.000руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается  через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                            Зверева А. В.