НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 16.01.2009 № А73-14579/2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                 Дело № А73-14579/2008

23 января 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2009.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.,

рассмотрел в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Восточный символ» 

об оспаривании постановления ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска от 11.12.2008 № 229-ИФНС-ИН о назначении административного наказания по статье 14.5 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Чирков А.В., директор, действующий на основании решения от 20.10.2008 № 2;

от административного органа – специалист 1 разряда Новопашина А.С., действующая по доверенности от 11.01.2009 № 04/04,

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Восточный символ» (далее – ООО «Восточный символ», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска от 11.12.2008 № 229-ИФНС-ИН о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене, так как основано на доказательствах, полученных налоговым органом с нарушением закона.

Представитель Инспекции с доводами заявителя не согласилась, считает, что факт вмененного административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 11.01.2009 по 15.01.2009 и с 15.01.2009 по 16.01.2009.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

01.12.2008 Инспекцией ФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска на основании поручения заместителя руководителя инспекции от 01.12.2008 № 461 в интернет-салоне «YS-L», расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Ладожская, 21, принадлежащем ООО «Восточный символ», проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт.

В ходе проверки были установлены следующие нарушения: при контрольной закупке двух черных стержней для шариковой ручки по цене 4 рубля 00 копеек за одну штуку, общей стоимостью 8 рублей 00 копеек, наличный денежный расчет произведен без применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Также установлено, что на момент проверки у продавца Журавлева А.П. отсутствует допуск к эксплуатации ККТ,  журнал кассира-операциониста ведется с нарушением.

Результаты проверки зафиксированы в акте контрольной закупки от 01.12.2008, акте проверки от 01.12.2008 № 19/392-003652, акте о проверке наличных денежных средств кассы от 01.12.2008 № 1.

02.12.2008 заместителем начальника отдела оперативного контроля Инспекции Новиковой О.В. в отношении ООО «Восточный символ» с участием  его законного представителя (директора Чиркова А.В.) составлен протокол № 688 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ.

11.12.2008 начальником ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 229-ИФНС-ИН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ, назначен штраф в размере 30 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» предусмотрено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 закона).

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей  выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки предусмотрена статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5. КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сотрудниками Инспекции: старшим государственным налоговым инспектором Сюкаревой  А.Ю. и специалистом 1 разряда  Грачевой О.С. при проведении контрольного мероприятия в интернет-салоне «YS-L», принадлежащем ООО «Восточный символ», лично осуществлена проверочная (контрольная) закупка двух черных стержней для шариковой ручки.

 Между тем, проверочная (контрольная) закупка в силу Закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Данный вывод подтвержден правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.09.2008 № 3125/08.

Довод налогового органа, заявленный его представителем в судебном заседании, о том, что действия сотрудников инспекции по приобретению товара не могут расцениваться как контрольная закупка, так как проверяющими были использованы личные денежные средства и товар приобретался для личного потребления, судом отклоняется, поскольку факт допущенного обществом административного правонарушения был выявлен в результате осуществления определенных процессуальных действий непосредственно сотрудниками инспекции при исполнении ими служебных обязанностей.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Восточный символ» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 11.12.2008 № 229-ИФНС-ИН, которым ООО «Восточный символ» привлечено к административной ответственности по статье 14.5. КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                       Ж.Г. Шестак