НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 15.09.2015 № А73-8215/15

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      дело № А73-8215/2015

17 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2015 года

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2015 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Карапиря М.С., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству»

о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 26.05.2015г. № 04/16-36/206 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

В судебное заседание явились:

от заявителя – не явились;

от предпринимателя  – не явились

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 26.05.2015г. № 04/16-36/206 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Представитель ООО «СЗ по ЖКХ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Согласно представленным возражениям на отзыв, на требованиях настаивает, выявленное правонарушение считает малозначительным.

Представитель ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно представленному отзыву на заявление, а также дополнениям к нему считает, что требования не подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» (далее - ООО «СЗ по ЖКХ», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-1082703004515, ИНН-2703048232.

ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на основании поручения № 111 от 09.04.2015г. проведена проверка ООО «СЗ по ЖКХ», расположенногопо адресу: 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 42/5, на предмет соблюдения Закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон РФ № 103 от 03.06.2009г.), Закона РФ от 22.05.2013г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Закона РФ от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

В ходе проверки с участием директора Общества Пятак И.Н. установлено, что ООО «СЗ по ЖКХ» в нарушение п. 18 ст. 4 Закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон РФ № 103-ФЗ) при осуществлении расчетов с платежным агентом ФГУП «Почта России» не использовало специальный банковский счет.

По результатам проверки составлен акт проверки № 16-15/1бсп от 30.04.2015г., в котором зафиксированы выявленные нарушения.

С актом проверки № 16-15/1бсп от 30.04.2015г. ознакомлен директор Общества Пятак И.Н. – 08.05.2015г.

Акт проверки № 16-15/1бсп от 30.04.2015г. получен ООО «СЗ по ЖКХ»  по почте 05.05.2015, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

12.05.2015г. заместителем начальника отдела оперативного контроля  ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Сидоренко И.А. в отношении ООО «СЗ по ЖКХ», в присутствии его законного представителя - директора Общества Пятак И.Н., составлен протокол № 16-36/206 об административном правонарушении по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Протокол вручен директору Общества Пятак И.Н. - 12.05.2015г., что подтверждается его подписью в протоколе.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.05.2015г. на 15 ч. 00 мин. ООО «СЗ по ЖКХ» было извещено определением от 19.05.2015г., которое вручено Обществу под вх. № 718/15 от 20.05.2015г.

26.05.2015г. и.о. начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Лут Е.И., в присутствии представителя Общества Гончарук Ю.Г., действующей на основании доверенности № 2889 от 06.05.2015г., вынесено постановление от 26.05.2015г. № 04/16-36/206, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным. Считает выявленное правонарушение малозначительным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1Закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон РФ № 103-ФЗ) - регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 2 Закона 103-ФЗ - поставщиком услуг является юридическое лицо, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона № 103-ФЗ - под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров, (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ - структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2 ст. 4 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с ч. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ - поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специального банковского счета или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, нарушает требование Закона № 103-ФЗ.

Судом по материалам дела установлено, что ООО «СЗ по ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда.

В соответствии с требованиями Закона № 103-ФЗ для осуществления расчетов с населением по оплате за содержание и текущий ремонт жилья ООО «СЗ по ЖКХ» заключило договор на оказание услуг по расчетно-кассовому обслуживанию и первичному приему от граждан документов для передачи в орган регистрационного учета с Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетный кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре» (далее - МУП «ЕРКЦ»).

Зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента - МУП «ЕРКЦ» осуществляется на специальный банковский счет поставщика услуг - ООО «СЗ по ЖКХ».

05.06.2014г. ООО «СЗ по ЖКХ» открыты специальные банковские      счета № 40821810670000044421 и № 40821810970000044422 в Дальневосточном банке ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ».

ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского краянаправлен запрос 06.04.2015г. № 7609 в кредитную организацию о предоставлении выписок по операциям на банковском счете № 40702810770050002636.

Согласно ответу на запрос налоговой инспекции 07.04.2015г. № 40144 на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом, в проверяемом периоде были зачислены денежные средства, списанные со специального банковского счета платежного агента (оператора по приему платежей физических лиц) - ФГУП «Почта России», принятые от населения за капитальный ремонт жилья по квитанциям (расчетно-платежным документам), выставленным МУП «ЕРКЦ» в сумме 51 354 руб. 38 коп.

В расчетно-платежном документе получателем платежа значится ООО «СЗ по ЖКХ», указан номер расчетного счета - 40702810770050002636, ИНН, адрес организации, вид услуги, за который приняты деньги - содержание жилья и текущий ремонт, сумма, подлежащая уплате за оказанную услугу.

В момент оплаты на руки плательщику ФГУП «Почта России» выдан кассовый чек, в котором помимо указанной суммы платежа в расчетно-платежном документе значится комиссия, принятая за услуги платежного агента (оператора по приему платежей физических лиц ФГУП «Почта России»).

Инспекцией направлен запрос 15.04.2015г. № 16-30/005573 в УФПС Хабаровского края - Филиала ФГУП «Почта России» о предоставлении информации о наличии договора по предоставлению услуг платежного агента (оператора по приему платежей) с ООО «СЗ по ЖКХ» в соответствии с требованиями Закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В соответствии с полученным 28.04.2015г. (вх. № 010506) ответом на запрос установлено следующее.

Согласно п. 2.1 договора от 25.11.2009г. № 3206-2009/ГФ03-208/2009 о присоединении организации к системе сбора и обработки платежей «ГОРОД», заключенного между ЗАО «Биллинговый центр» (далее - Центр) и УФПС Хабаровского края - Филиала ФГУП «Почта России» (далее - Организация) предметом договора является присоединение Организации в порядке ст. 428 Гражданского кодекса РФ к участию в работе Системы сбора и обработки платежей «ГОРОД»,

Согласно п. 2.2 договора ФГУП «Почта России» обязуется организовать сбор и перечисление платежей физических лиц поставщикам услуг.

Согласно дополнительному соглашению от 18.04.2013г. № 38328 к вышеуказанному договору установлены условия оказания ФГУП «Почта России» платежных услуг с использованием собственных пунктов сбора платежей в пользу поставщиков услуг. В таблице № 1 поименованы юридические лица - поставщики услуг, в пользу которых ФГУП «Почта России» осуществляется оказание услуг по приему платежей, в том числе поименовано ООО «СЗ по ЖКХ».

На основании договора присоединения № 3206-2009/ГФОЗ-208/2009 ФГУП «Почта России» принимает платежи физических лиц и в соответствии с имеющейся в материалах административного производства выпиской операций по лицевому счету № 40702810770050002636 за период с 15.03.2015г. по 06.04.2015г., перечисляет указанные платежи в пользу ООО «СЗ по ЖКХ».

Таким образом, ФГУП «Почта России» является платежным агентом, оказывающим услуги по переводу денежных средств, поступающих Обществу от населения за оказанные услуги.

Согласно представленным в ходе рассмотрения дела объяснениям ООО «СЗ по ЖКХ», ООО «СЗ по ЖКХ» знает, что от ФГУП «Почта России» поступают денежные средства, полученные от физических лиц с основанием платежа за капитальный ремонт.

Указанные денежные средства используются ООО «СЗ по ЖКХ» в своей деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество, будучи поставщиком услуг, должно было знать о необходимости зачисления данных денежных средств на специальный счет и принять меры для соблюдения требований Закона РФ № 103-ФЗ.

С учетом указанных обстоятельств дела, проверяющими обоснованно сделан вывод о наличии договорных отношений междуООО «СЗ по ЖКХ» и ФГУП «Почта России», поскольку указанное вытекает из фактических отношений между ними, а именно ФГУП «Почта России» является платежным агентом, а ООО «СЗ по ЖКХ» - поставщиком. Соответственно Общество должно было получать денежные средства от ФГУП «Почта России» на свой специальный банковский счет.

При таких обстоятельствах, ООО «СЗ по ЖКХ» нарушило в проверяемом периоде обязанность поставщика услуг по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов с платежными агентами (операторами по приему платежей физических).

Денежные средства в сумме 51 354 руб. 38 коп. на специальный банковский счет ООО «СЗ по ЖКХ» не зачислялись.

В результате чего ООО «СЗ по ЖКХ» нарушен пункт 18 статьи 4 Закона РФ от 03.06.2009г. № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Факт нарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12.05.2015г. № 16-36/206, актом проверки от 30.04.2015г. № 16-15/1; объяснениями ООО «СЗ по ЖКХ»; выписками банка о движении денежных средств по счетам; расчетно-платежными документами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 разъяснено, что При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ образует формальный состав правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных действующим законодательством.

Безразличное отношение Общества к исполнению своих обязанностей, представляет собой угрозу охраняемым законом общественным отношениям.

Учитывая изложенное, ООО «СЗ по ЖКХ» могло и должно было предпринять все необходимые меры для недопущения события правонарушения.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) ООО «СЗ по ЖКХ» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По материалам дела судом не установлено, каких либо исключительных обстоятельств позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным.

Довод представителя ООО «СЗ по ЖКХ» о нарушении процедуры проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении судом не принимается.

Проверка ООО «СЗ по ЖКХ» проведена на предмет использования юридическим лицом - поставщиком услуг специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов с платежными агентами, осуществляющим прием платежей от физических лиц и относится к проверке по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

 В силу п.п. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона РФ от 26.12.2008г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются
при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, установленной ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ.

Нарушений процедуры, сроков привлечения ООО «СЗ по ЖКХ» к административной ответственности судом не установлено.

На основании вышеизложенного, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 26.05.2015г. № 04/16-36/206 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                           Р.А. Руденко