Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-411/2014
16 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2014, в полном объеме решение изготовлено 16.04.2014.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, с участием секретаря судебного заседания Корневой Н.М., помощником судьи Е.Ю. Карповой, ведущих протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества «Хабаровский Аэропорт» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 18.12.2013г.
В судебное заседание явились:
от заявителя: Страфун М.А., действующий на основании доверенности от 25.05.2014 г. № 38;
от административного органа: Чебуренко И.Н., действующий на основании доверенности от 14.02.2014 г. № 17/2014
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 08.04.2014 по 15.04.2014.
Сущность спора: открытое акционерное общество «Хабаровский Аэропорт» (далее – ОАО «Хабаровский Аэропорт», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 18.12.2013, которым привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель Общества на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного органа настаивал на законности и обоснованности постановления.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
13.12.2013 при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Хабаровский Аэропорт», проводимой согласно распоряжению начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 26.11.2013 № 734-р с целью проверки исполнения предписания от 27.01.2012 года № ЗГА/2012У, выявлено нарушение требований законодательства, а именно, в ОАО «Хабаровский Аэропорт» отсутствуют специальные площадки (места) для обработки воздушных судов антиобледенительными средствами, сбор и накопление отработанных антиобледенительных жидкостей не производится, антиобледенительные жидкости после использования попадают в почву, что является нарушением ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушение зафиксировано актом проверки от 13.12.2013 № 56 ГА/2013У.
18.12.2013г. Управлением государственного авиационного надзора в отношении ОАО «Хабаровский Аэропорт», в присутствии его представителя по доверенности М.А. Страфун, составлен протокол № 33НДГА/2013У об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО 18.12.2013, с участием представителя по доверенности М.А. Страфун, вынесено постановление, которым ОАО «Хабаровский Аэропорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 18.12.2013г. ОАО «Хабаровский Аэропорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), под требованиями в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (статья 11 Закона № 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило установлено и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Из материалов дела следует, что проверка проведена с целью необходимости проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации от 27.01.2012 № 3ГА/2012У, срок исполнения которого по пункту 4 истек 01.12.2012 и был продлен по заявлению Общества до 01.12.2013 года.
Как следует из материалов дела, воздушные суда перед вылетом обрабатываются антиобледенительными спецжидкостями на летном поле аэродрома Хабаровск (Новый), а именно непосредственно на рулежных дорожках РД-1, РД-2, РД-3. Указанные элементы летного поля не оборудованы системами отвода, сбора и накопления отработанных антиобледенительных средств.
Государственные нормативные требования по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, при выполнении работ, связанных с транспортировкой, приемом, хранением, выдачей, применением, а также сбором отработанных жидкостей на авиационных предприятиях и в организациях гражданской авиации, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 марта 2003 года № 27 «Об утверждении Отраслевых правил по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации» (далее - Правила № 27).
Согласно пункту 37 Правил № 27 территория и производственные помещения (здания, сооружения и т.п.), предназначенные для проведения работ и хранения спецжидкостей, должны быть оборудованы в соответствии с нормативными актами (строительные нормы и правила, межотраслевые правила по охране труда), содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также отраслевыми нормативно-техническими документами, устанавливающими требования к территории, производственным помещениям и организации рабочих мест с целью обеспечения безопасности проведения работ и хранения спецжидкостей.
В соответствии с пунктом 9.21 Строительные нормы и правила СНиП 32-03-96 «Аэродромы» (приняты постановлением Минстроя РФ от 30 апреля 1996 г. № 18-28), спецплощадки для антиобледенительной обработки воздушных судов должны быть оснащены сооружениями для химико-реагентной и механичесокй очистки, а также обезвреживания сточных вод, сбрасываемых в канализацию аэропорта.
Однако, в нарушении установленных требований, воздушные суда обрабатываются непосредственно на рулежных дорожках, указанные участки летного поля не оборудованы системами отвода, сбора и накопления отработанных антиобледенительных средств, что подтверждается протоколом осмотра площадок для обработки воздушных судов антиобледенительными средствами в ОАО «Хабаровский Аэропорт» от 05.12.2013, приказом № 665 от 25.11.2009 об определении мест для противообледенительной обработки воздушных судов.
Доводы заявителя о том, что он не может самостоятельно обеспечить исполнение данного требования поскольку не является собственником аэродромной инфраструктуры, следовательно, не может самостоятельно оборудовать специальные площадки (места) для антиобледенительной обработки воздушных судов спецжидкостями, отклоняется судом по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации, обеспечение соответствия аэродрома в период его эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома.
В силу части 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Частью 1 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с пунктом 1.4 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы Воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98 (далее - ФАП № 98) сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность (далее - сертификация аэропортов), - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью, в том числе: охрану окружающей среды.
На основании пункта 1.14 ФАП № 98 держатель сертификата соответствия в процессе эксплуатации аэропорта несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований, требований нормативных документов в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия.
Заявитель осуществляет свою деятельность на основании сертификатов соответствия. Из изложенного следует, что обеспечение соответствия аэродрома в период его эксплуатации установленным требованиям нормативных документов возлагается на ОАО «Хабаровский аэропорт».
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает доказанным факт несоблюдения ОАО «Хабаровский Аэропорт» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в виде не оборудования системами отвода, сбора и накопления отработанных антиобледенительных средств, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
По своей юридической конструкции данный состав является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения правонарушителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.
Не принимается довод заявителя об отсутствие у УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора полномочий по рассмотрению дел по части 8.2 КоАП РФ.
В силу статьи 23.42 КоАП РФ органы, уполномоченные в области авиации, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 (в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте).
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398).
В связи с чем Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу вправе рассматривать дела предусмотренные статьей 8.2 КоАП РФ (в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте).
На основании изложенного суд делает вывод о доказанности факта совершения ОАО «Хабаровский Аэропорт» административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 18.12.2013г.
Порядок, процедура и сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ОАО «Хабаровский Аэропорт» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 18.12.2013г., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников