НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 15.01.2018 № А73-17241/17

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-17241/2017

22 января 2018 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 15.01.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Лазаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еноховой Е.О.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Акционерного общества «Амурское пароходство»  (ОГРН 1022700915962, ИНН 2700000088, адрес места нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 2)

к Муниципальному образованию городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978,                       ИНН 2702015107, адрес места нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

о  взыскании 19 909 900 руб.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края  (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150, адрес места нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д.70)

при участии в судебном заседании

от истца: Кабардин И.В., представитель по доверенности от 24.05.2017;

от ответчика: Иванова Т.В., представитель по доверенности от 04.07.2017; Белова Н.С., представитель по доверенности от 24.11.2017; Сивчикова Е.Г., представитель по доверенности от 24.11.2017;

от третьего лица: Магдыч К.И., представитель по доверенности от 02.05.2017;

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Амурское пароходство» (далее – АО «Амурское пароходство», истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Муниципальному образованию городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (далее – ответчик, Администрация) о взыскании убытков в размере 19 909 900 руб. понесенных в связи с применением пониженных тарифов на пассажирские внутригородские перевозки внутренним водным транспортом в навигацию 2014 года.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.11.2017 исковое заявление АО «Амурское пароходство» принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-17241/2017, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, третье лицо).                            

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании относительно исковых требований возражали, указав доводы, изложенные в отзыве на иск.

Представитель Комитета поддержал позицию,  изложенную в письменном отзыве и на иск и дополнениях к нему.

Судом установлено, что закрытое акционерное общество «Амурские пассажирские перевозки» (ОГРН 1112721006947, ИНН 2721185619, далее – ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», перевозчик) учреждено 14.07.2011 с целью осуществления внутригородских и пригородных перевозок пассажиров (в границах городских округов г. Хабаровска и г. Николаевск-на-Амуре).

 В навигацию 2014 года ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» осуществляло внутригородские пассажирские перевозки собственным внутренним водным транспортом общего пользования. Перевозки осуществлялись на основании расписания движения судов внутренним водным транспортом в границах городского округа «Город Хабаровск», согласованного администрацией города.

ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» обратилось в администрацию города Хабаровска о предоставлении субсидии на подготовку флота к навигации 2014 года.

Администрация письмом от 08.04.2014 № 1.1.40-1985 сообщила ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» о принятии решения, предусматривающего предоставление адресной материальной помощи пассажирам, пользующимся речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года, в связи с чем, субсидирование перевозчиков из бюджета города производиться не будет.

ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением от 03.04.2014 № 02-15-443 о пересмотре тарифов на навигацию 2014 года.

Отделом регулирования цен и тарифов на товары и услуги Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в экспертном заключении от 09.04.2014 предложено для снижения убыточности работы ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» увеличить действующие тарифы на краевых пригородных маршрутах на 15 процентов; в случае отсутствия дотаций из бюджета г. Хабаровска тарифы на внутригородских маршрутах необходимо увеличить в 3,26 раза.

Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.04.2014 № 10-Ц, № 11-Ц установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров (взрослый тариф и детский) и багажа речным транспортом соответственно по внутригородским маршрутам и в пригородном сообщении города Хабаровска. Установленные тарифы не являются адресными, распространяются на всех речных перевозчиков, осуществляющих эту деятельность. Также в тарифах не установлены отдельные льготные тарифы для отдельных граждан.

Также Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 23.04.2014 для ЗАО «Амурские пассажирские перевозки»  с начала навигации 2014 года установлены и отдельные предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые теплоходом «Заря» по линии «Хабаровск - Победа» (пригородный маршрут).

В апреле 2014 года Администрация города Хабаровска (заказчик)  направила в адрес ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» (перевозчик) подписанный с её стороны договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах от 29.04.2014, по условиям которого заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров внутренним водным транспортом (далее – ВВТ) на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года согласно расписанию движения судов внутригородских линий, указанному в Приложении 1 и с частотой и количеством рейсов, не менее установленных Приложением 2 к договору (пункт 1.1).

Договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах со стороны ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» был подписан с протоколом разногласий, в соответствии с которым, перевозчик предложил дополнить текст договора пунктом 1.2, содержащим условие о компенсации заказчиком в полном объеме убытков перевозчика в случае их возникновения, по итогам года от работы на внутригородских маршрутах.

В процессе урегулирования разногласий стороны не достигли соглашения по пункту 1.2 договора. Протокол согласования разногласий к договору от 29.04.2014 администрацией подписан не был.

 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» по итогам навигации 2014 года, по результатам которого, по расчетам Комитета и в соответствии с представленными подтверждающими материалами, убыток предприятия от осуществления деятельности по перевозке пассажиров по внутригородским маршрутам г.Хабаровска в навигацию 2014 года составил 19 909 900 руб. (письмо Комитета от 09.12.2014 № 1-4-10-4953).

30.09.2015 между ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» (должник) и ОАО «Амурское пароходство» (кредитор) заключено соглашение об отступном, по условиям которого должник взамен исполнения обязательств, вытекающих из договоров займа и поименованных в пункте 1.6 соглашения, предоставляет кредитору отступное в порядке и на условиях, определенных соглашением.

Пунктом 1.6 соглашения установлено, что стороны признают заключение и действие заключенных между сторонами соглашения договоров займа № 153/13 от 13.03.2013 и № 168/14 от 18.04.2014.

В силу пункта 2.2 соглашения, обязательствами, взамен исполнения которых предоставляет отступное, являются:

- договор займа № 168/14 от 18.04.2014:сумма основного долга - 8 000 000 руб., а также проценты в сумме 212 493  руб. 13 коп., начисленные на 30.09.2015 -  дату подписания настоящего соглашения;

- договор займа  № 153/13 от 13.03.2013:сумма   основного   долга –  9 105 000 руб., а также проценты в сумме 1 757 230 руб. 24 коп., начисленные на 30.09.2015 -  дату подписания настоящего соглашения.

В качестве отступного по соглашению должник передает кредитору требования на общую сумму 25 552 724 руб. 03 коп., в том числе требование к муниципальному образованию городскому округу «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска о возмещении убытков, понесенных должником в 2014 году в связи с применением пониженных тарифов на пассажирские внутригородские перевозки речным транспортом (маршруты г. Хабаровска) в размере 19 909 900 руб. (пункты 3.1, 3.1.2 соглашения).

Документы, обосновывающие уступаемое требование, переданы новому кредитору согласно приложению № 1 от 30.09.2015.

19.10.2016 АО «Амурское пароходство» направило в адрес администрации города Хабаровска претензию от 26.08.2016 об уплате убытков, возникших в результате перевозки пассажиров речным транспортом в 2014 году, которая оставлена администрацией  без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что убытки в размере 19 909 900 руб. не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 409 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

Положения указанной нормы предусматривает направленность отступного на прекращение обязательства, однако это не препятствует передаче (уступке) другого (не прекращаемого отступным) права (требования) в качестве отступного.

В связи с этим при передаче одного права (требования) в качестве отступного для прекращения другого права (требования) имеет место уступка первого требования (параграф 1 главы 24 ГК РФ), то есть правопреемство в материальном правоотношении.

Согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Факт перехода к истцу права требования убытков, возникших в связи с применением тарифов на пассажирские внутригородские перевозки внутренним   водным   транспортом   в навигацию 2014 года  в  размере 19 909 900 руб.  подтвержден соглашением об отступном от 30.09.2015.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ определено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права вопросы организации транспортного обслуживания населения городского округа в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 № 1838/13).

Материалами дела подтверждается и администрацией не отрицается, что маршруты, по которым осуществлялись пассажирские перевозки в навигацию 2014 года, расположены в границах городского округа, в пределах которого создание условий для предоставления соответствующих транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения являются вопросами местного значения.

Учитывая, что администрация выполнила возложенные на нее публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований (на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2011 № 13371/10) путем предоставления перевозчиком услуг по перевозке населения в навигацию 2014 года, администрация является надлежащим ответчиком по рассматриваемому требованию.

В силу положений частей 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления соответствующим муниципальным образованием.

Размер убытков в сумме 19 909 900 руб., возникших вследствие оказания услуг по перевозке пассажиров на линиях по внутригородским маршрутам в навигацию  2014 года определен истцом на основании экономической экспертизы, проведенной Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Из материалов дела следует, что расчет убытков произведен Комитетом на основании первичных и финансовых документов перевозчика, расходы предприятия были скорректированы Комитетом на 7 524,1 тыс. руб. С учетом фактически подтвержденных затрат Комитет пришел к выводу о том, что в навигацию 2014 года по внутригородским маршрутам г. Хабаровска составил 19 909,9 тыс. руб.

Довод администрации о том, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведенный Комитетом по ценам и тарифам по результатам работы в 2014 году, с учетом процессуального статуса Комитета по делу, не может рассматриваться как надлежащее экспертное заключение, обосновывающее заявленные истцом требования, не принят судом.

В данном случае заключение Комитета является письменным доказательством по делу, которое подлежит оценке в совокупности с другими материалами дела.

Судом принято во внимание, что заключение Комитета не опровергнуто ответчиком документально в установленном процессуальном порядке; расчет убытков в размере 19 909 900 руб. лицами, участвующими в деле, не оспорен.

Ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет определения наличия и размера убытков у перевозчика по итогам навигации 2014 года администрацией при рассмотрении дела не заявлено.

Возражая относительно заявленных требований, администрация указывает, что вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 10.11.2014 по делу № 3-82/2014 отказано в удовлетворении требования ЗАО «Амурские пассажирские перевозки»  о признании недействующим постановления № 10-Ц от 22.04.2016 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска», так как  убытки заявителя компенсированы.

Вместе с тем, в указанном судебном акте отражено, что плановый убыток по внутригородским линиям г. Хабаровска при сохранении ранее действующего тарифа составит 23 623,2 тыс. руб.  Для снижения убыточности работы предприятия предложено в случае отсутствия дотаций из бюджета г. Хабаровска увеличить тарифы на внутригородских маршрутах в 3,26 раза.

По результатам рассмотрения данного вопроса членами Экспертного совета, состав которого утвержден распоряжением Губернатора Хабаровского края от 11.08.2011 № 504-р, рекомендовано увеличить тарифы на внутригородские перевозки  речным транспортом в 2,3 раза, с учетом социальной значимости данной услуги, обусловленной тем, что речным транспортом в основном пользуются граждане пожилого возраста и инвалиды.

Решением Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в городском бюджете на 2014 год была предусмотрена субсидия на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в сумме 12 929,7 тыс. руб. 

Хабаровский краевой суд пришел к выводу, что Комитетом установлен экономически обоснованный тариф, плановые убытки заявителя компенсировались с учетом увеличения тарифов в 2,3 раза и предусмотренной субсидии из городского бюджета в сумме 12 929,7 тыс. руб. 

Согласно материалам дела, отзыву Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и пояснениям, данным представителем Комитета в судебном заседании, Комитетом была проведена экономическая экспертиза представленных перевозчиком материалов; тариф в Постановлении Комитета от 23.04.2014 № 10-Ц «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска» установлен с ростом в 2,3 раза с учетом предусмотренной субсидии на оказание услуг по перевозке пассажиров речным транспортом на маршрутах, расположенных в границах городского округа, в размере 12,93 млн. рублей согласно решению Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851; предусмотренная в бюджете города субсидия на момент установления тарифа должна была полностью покрыть затраты предприятия на внутригородских перевозках. Уже после установления тарифа решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 № 906 «О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851  «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» пункт о предоставлении субсидии был исключен; администрацией города принято решение вместо субсидий перевозчику предоставлять адресную материальную помощь гражданам на оплату проезда, имеющим в собственности или в пользовании садово-огородные участки, расположенные в границах городского округа «Город Хабаровск». В связи с отказом администрации города от субсидирования внутригородских маршрутов в 2014 году, в июне 2014 года предприятие обратилось в Комитет с просьбой увеличения тарифов на внутригородские перевозки до экономически обоснованного уровня; рассмотрение вариантов  компенсации выпадающих доходов предприятия не привело к какому-либо решению, вопрос об увеличении тарифов был отклонен.

Статья 424 ГК РФ предусматривает возможность применения в предусмотренных законом случаях цен (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).

Согласно части 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками.

В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.

Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки является метод экономически обоснованных затрат.

При утверждении перевозчику тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования.

В данном случае при утверждении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска  в Постановлении от 23.04.2014 № 10-Ц Комитет исходил из условия предоставления городским бюджетом субсидии на оказание услуг по перевозке пассажиров речным транспортом в размере 12,93 млн. рублей согласно решению Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851, которая впоследствии фактически не была предоставлена и отменена решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 № 906.

При этом увеличение тарифа, которое могло компенсировать убытки перевозчика, не произведено, несмотря на обращения предприятия в орган регулирования.

Поскольку условия, при которых Комитетом были установлены предельные максимальные тарифы для перевозчиков, не соблюдены, в том числе в результате действий городского образования по отмене предусмотренного субсидирования, у перевозчика возникли убытки вследствие тарифного регулирования, так как предусмотренный тариф не смог покрыть затраты предприятия на внутригородских перевозках.

Администрацией города Хабаровска не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат перевозчика, предоставлявшего населению услуги по перевозки пассажиров городским речным транспортом тем самым выполнявшего функции, отнесенные к расходным обязательствам муниципального образования, в связи с чем, ответчиком не исполнена обязанность по финансированию возмещения выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки.

Таким образом, материалами дела подтверждена вина администрации в причинении  убытков в результате оказания услуг по перевозке населения в навигацию 2014 года по установленным предельным тарифам, а также  размер убытков в сумме 19 909 900 руб., которые подлежат возмещению за счет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск».

Ссылка администрации на отсутствие заключенного договора о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов отклонена судом, поскольку отсутствие договора при установленных обстоятельствах не освобождает муниципальное образование от возмещения убытков, возникших вследствие виновных действий администрации на стороне субъекта регулирования.

Также не приняты судом доводы администрации о том, что размер убытков не доказан, поскольку субсидия была предусмотрена в размере 12 929 700 руб., тогда как истцом заявлены убытки в размере 19 909 900 руб.

Судом признан надлежащим расчет убытков в заявленной истцом сумме, как подтвержденный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при анализе первичных документов.

При таких обстоятельствах исковые требования, предъявленные к администрации, суд признает обоснованными и соответствующими положениям норм статей 15, 16, 1069 ГК РФ.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска в пользу Акционерного общества «Амурское пароходство» убытки в размере 19 909 900 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 122 550 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                             И.В. Лазарева