НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 12.09.2018 № А73-10871/18

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-10871/2018

19 сентября 2018 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 12.09.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Лазаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еноховой Е.О.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245; 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 19)

к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буткову Виктору Борисовичу (ОГРНИП 313272219200017, ИНН 650107550083)

о взыскании 8 633 083 руб. 46 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – Тхакумашева Ю.В., представитель по доверенности от 18.04.2018

от ответчика – Железнов С.А., представитель по доверенности от 12.07.2018, Бутков В.В., представитель по доверенности от 12.07.2018, Васильева В.В., представитель по доверенности от 12.07.2018

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буткову Виктору Борисовичу (далее – Глава КФХ Бутков В.Б., ответчик) о взыскании средств выделенной субсидии в общем размере 8 633 083 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители ответчика возражали относительно заявленных требований, указали доводы, изложенные в отзыве на иск.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.09.2018 до 12.09.2018 до 15 час. 15 мин.

При рассмотрении дела судом установлено, что Глава КФХ Бутков В.Б. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Хабаровского края от 20.11.2015 № 402-пр «О порядке и об условиях предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов» в 2015, 2016 годах обращался в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края с заявлениями от 30.11.2015, от 24.11.2016 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов.

Между министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (министерство) и Главой КФХ Бутковым В.Б. (получатель субсидии) заключены соглашения № 68 от 29.12.2015, № 186 от 27.12.2016 о предоставлении субсидий на 2015 год, 2016 год.

В соответствии с соглашением № 68 от 28.12.2015, Главе КФХ Буткову В.Б. в 2015 году была предоставлена субсидия за счет средств краевого бюджета в сумме 14 160 976,10 руб.

Подпунктом 1.2.2 пункта 1.2 соглашения № 68 от 28.12.2015 предусмотрено, что показателями результативности предоставления субсидии является создание новых рабочих мест в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2 чел./мест.

В соответствии с соглашением № 186 от 27.12.2016, Главе КФХ Буткову В.Б. в 2016 году была предоставлена субсидия за счет средств краевого бюджета в сумме 13 057 128 руб. 71 коп.

По результатам проведенной министерством плановой выездной проверки соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, предоставленной в 2015, 2016 годах, министерством оформлен акт № 4 от 20.10.2017, согласно которому, министерством сделаны выводы о недостижении ответчиком значения показателя результативности в 2015 году по показателю «создание новых рабочих мест» в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2 чел./мест; в связи с чем, ответчику рекомендовано в срок до 20.11.2017 вернуть в краевой бюджет субсидию в размере 7 080 488 руб.

Также министерством установлено, что в рамках выделенной в 2016 году субсидии в целях возмещения затрат на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов (построенных, модернизированных, реконструированных), которое участвует для осуществления технологического производства овощеводческой продукции закрытого грунта, ответчиком были представлены к возмещению затраты на приобретение металлических конструкций теплиц (Проект 1674014 Rev 2, год выпуска 2016).

Согласно представленным ответчиком документам, стоимость металлических конструкций теплицы составила 3 338 340 руб. 35 коп.; размер субсидии в части компенсации данных затрат в 2016 году составил 1 552 696 руб. 41 коп.

Вместе с тем, в дальнейшем министерство пришло к выводу, что металлические конструкции теплиц не могут быть отнесены к оборудованию, в связи с чем, субсидия, предоставленная ответчику, подлежит возврату.

Министерством в адрес ответчика направлено требование от 21.02.2018 № 5-1-914 о возврате средств субсидий, предоставленных в 2015, 2016 годах, в общем размере 8 663 083 руб. 46 коп.

Неисполнение ответчиком требования министерства и невозврат денежных средств в краевой бюджет послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке, и сроки, а также на определенных условиях. Нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, является основанием для их возврата.

В рассматриваемом случае субсидия обществу предоставлялась в рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 20.11.2015 № 402-пр, которым утвержден Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов (далее – постановление от 20.11.2015 № 402-пр, Порядок).

Целями предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 4 Порядка, является возмещение части затрат, подтвержденных документами, указанными в абзацах шестом - восьмом пункта 9 Порядка и условий, на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов (построенных, модернизированных, реконструированных), указанного в пункте 7 настоящих Порядка и условий.

В силу пункта 3 Порядка, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), включая крестьянские (фермерские) хозяйства, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края (далее - край), не находящимся в процедуре реорганизации, ликвидации, банкротства (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители края).

Пунктом 5 Порядка установлены условия предоставления субсидий:

- отсутствие задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (включая пени, штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, о страховых взносах);

- отсутствие задолженности по заработной плате работникам сельскохозяйственного товаропроизводителя края, обеспечение среднемесячной заработной платы работников не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в Хабаровском крае;

- представление в министерство отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, отражающей доходы от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов от реализации товаров, работ, услуг, по формам, утверждаемым министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края (далее - отчетность о финансово-экономическом состоянии), за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии, и за отчетный период, предшествующий периоду подачи документов на предоставление субсидии (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств);

- наличие заключенного не ранее 01 января 2014 г. договора на поставку технологического оборудования;

- использование технологического оборудования, затраты по приобретению которого возмещаются за счет средств субсидии, с даты ввода в эксплуатацию технологического оборудования не менее пяти лет;

- согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя края на осуществление главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем края условий, целей и порядка предоставления субсидии;

- достижение значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края и сельскохозяйственным товаропроизводителем края (далее - министерство и соглашение соответственно);

- представление в министерство отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии, отчета об использовании субсидии по формам, утверждаемым министерством, в срок, установленный пунктом 16 настоящих Порядка и условий, и отчетности о финансово-экономическом состоянии за каждый последующий отчетный период в срок, установленный пунктом 15 настоящих Порядка и условий.

Согласно пункту 17 Порядка, оценка результативности использования субсидии ее получателем осуществляется министерством на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного финансового года значений показателей результативности использования субсидии. Показателями результативности использования субсидии являются: прирост валового сбора овощей защищенного грунта (тонн); создание новых рабочих мест (человек).

В случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии субсидия подлежит возврату в краевой бюджет.

В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в отношении достижения значений показателей результативности предоставления субсидии, и в срок до даты представления отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату в краевой бюджет в срок до 01 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по приведенной в Порядке формуле (пункт 18 Порядка).

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчиком не исполнено требование подпункта 1.2.2 пункта 1.2 соглашения № 68 от 28.12.2015 в части достижения показателя результативности предоставления субсидии, а именно создание новых рабочих мест в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2 чел./мест, то есть, нарушены условия предоставления субсидии, в связи с чем, средства субсидии подлежат возврату.

Вместе с тем, из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.

По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 69, 78 БК РФ).

Таким образом, достижение определенных результатов хозяйственной деятельности на текущий финансовый год устанавливается получателю субсидии не в качестве условия получения субсидии, а в качестве условия ее эффективного использования, в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.

В данном случае Порядком, а также соглашением № 68 от 28.12.2015, установлены значения показателей результативности, которые должен достичь ответчик в 2015 году в качестве условия эффективного и рационального использования субсидии.

Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-2601/2015 от 29.04.2015, постановлении Верховного Суда РФ от 17.02.2016 № 309-АД15-19447 по делу № А76-23481/2014.

Поскольку условия предоставления субсидии со стороны ответчика не были нарушены, субсидия, предоставленная по соглашению № 68 от 28.12.2015, не подлежит возврату.

Кроме того, судом установлено, что во исполнение обязательств по соглашению № 68 от 28.12.2015 о создании новых рабочих мест в 2015 году, Бутковым В.Б. в члены КФХ были приняты Бутков П.В. и Бутков В.В., что подтверждается протоколом № 1 от 18.02.2015.

Согласно пояснениям ответчика, на момент принятия в члены КФХ Бутков П.В. и Бутков В.В. не были трудоустроены, поэтому принимая их в члены КФХ, Глава КФХ Бутков В.Б. обеспечил их занятость, что соответствует целям Государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 № 277-пр.

18.02.2015 членами КФХ было утверждено Соглашение о деятельности, согласно которому Бутков В.Б. был признан Главой фермерского хозяйства, были установлены права и обязанности членов КФХ, а также условие о выплате доходов каждому члену КФХ ежемесячно в размере не менее 15 000 р. и не ниже прожиточного минимума (пункт 5.2 соглашения).

20.02.2015 на общем собрании членов КФХ, единогласно были приняты решения, оформленные протоколом № 2, об утверждении правил внутреннего распорядка, должностных инструкций для членов КФХ.

Так, Бутков В.В. принял на себя обязанности инженера, а Бутков П.В. обязанности агронома в соответствии с имеющимся образованием.

С момента принятия новых членов Главой КФХ Бутковым В.Б. осуществлялись соответствующие выплаты членам КФХ, а также производились отчисления в Пенсионный Фонд РФ, что подтверждается представленными ответчиком платежными ведомостями, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, платежными поручениями.

Таким образом, фактически обеспечена занятость и получение дохода от трудовой деятельности в КФХ двух человек в 2015 году, в связи с чем, вывод министерства о нарушении ответчиком обязательств по достижению показателя результативности в виде создания двух новых рабочих мест, является необоснованным.

Ссылки истца на письмо министерства труда и социальной защиты РФ от 29.08.2017 о том, что ни глава, ни члены КФХ не являются наемными работниками по отношению к КФХ, в связи с чем, включение в состав КФХ новых членов не является созданием новых рабочих мест, не приняты судом.

В данном случае указанное письмо не носит нормативный характер.

Из буквального содержания соглашения № 68 от 28.12.2015 не следует, чтона ответчика была возложена обязанность по заключению трудовых договоров, открытию вакансий в службе занятости и т.д.

Требование о возврате фактически освоенной ответчиком в соответствии с целями предоставления субсидии, при отсутствии доказательств его недобросовестного поведения, не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий устойчивого развития сельского хозяйства, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Хабаровского края, для реализации которых принято постановление Правительства Хабаровского края от 20.11.2015 № 402-пр.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскания с ответчика средств субсидии в сумме 7 080 488 руб. 05 коп. по основанию недостижения ответчиком показателя результативности предоставления субсидии по итогам 2015 года.

Министерство также полагает, что возмещение ответчику затрат в 2016 году за счет средств субсидии на приобретение металлических конструкций теплиц (Проект 1674014 Rev 2, год выпуска 2016) не соответствует целям выделения субсидии, поскольку указанные металлоконструкции не могут быть отнесены к оборудованию, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика средства субсидии в размере 1 552 696 руб. 41 коп.

В силу пункта 7 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования, которое участвует в производственном процессе для осуществления технологического производства овощеводческой продукции закрытого грунта:

1) комплекс оборудования, включающий в себя машины и совокупности машин, агрегатов, установок, устройств теплиц закрытого грунта для производства овощной продукции с применением автоматизированной системы капельного полива и орошения, автоматизированной системы управления микроклиматом;

2) комплекс оборудования, включающий в себя машины и совокупности машин, агрегатов, установок, устройств для генерации тепла и электроэнергии для формирования и оснащения тепличных комплексов закрытого грунта для производства овощной продукции;

3) комплекс оборудования, включающий в себя машины и совокупности машин, агрегатов, установок, устройств для автоматического управления энергетическим и тепловым режимом для формирования и оснащения тепличных комплексов закрытого грунта для производства овощной продукции.

Из материалов дела следует, что Главой КФХ Бутковым В.Б. было приобретено по договору № 10/2016, заключенному с ЗАО «Шетелинг Рус», оборудование, а именно металлические конструкции промышленной теплицы.

Согласно техническому паспорту, выданному изготовителем ЗАО ЗАО «Шетелинг Рус», теплица оборудована форточной вентиляцией, системами отопления и зашторивания. Поддержание заданных условий микроклимата в теплице обеспечивается автоматически с использованием климатического контроллера, смонтированного в имеющейся теплице, который дооборудуется дополнительным программным обеспечением.

Конструкция механизма открывания и закрывания форточек теплицы с приводом обеспечивает их одновременный подъем и опускание как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Теплица укомплектована метеостанцией с датчиками силы ветра, солнечной активности, дождя, температуры и влажности и автоматизированной системой управления микроклимата фирмы «POLYCLIM», которая обеспечивает высокую точность поддержания заданных климатических режимов воздействия на исполнительные механизмы и оборудование системы вентиляции.

Таким образом, металлические конструкции промышленной теплицы, на затраты по приобретению которых выделена субсидия, представляет собой комплекс оборудования, включающий в себя устройство теплиц для производства овощной продукции с применением автоматизированной системы управления микроклимата, что соответствует требованиям пункта 7 Порядка предоставления субсидии.

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что субсидия на компенсацию затрат по приобретению данного оборудования была предоставлена министерством обоснованно и использована ответчиком по целевому назначению.

Ссылка министерства на сборник решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденный Распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров», отклоняется судом, поскольку указанное распоряжение Федеральной таможенной службы применяется для определения таможенных пошлин и не может быть относимо к Порядку предоставления субсидии, выделяемой на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для тепличных комплексов.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.В. Лазарева