НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 12.05.2014 № А73-3185/14

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-3185/2014

12 мая 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Афина»

об оспаривании постановления Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края № 04/16-36/68 от 04.03.2014 г. о назначении административного наказания,

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Афина» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре (далее – административный орган, Инспекция) № 04/16-36/68 от 04.03.2014г., по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, а также дополнения к отзыву, в которых против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Афина», зарегистрировано 12.09.2012 Инспекцией ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за ОГРН №1122703008141, ИНН 2703068140.

Должностными лицами Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, в период с 19.02.2014 в 15 - 02 час. по 24.02.2014 в 10-00 час. в рамках проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в кафе «Троя», принадлежащем ООО «АФИНА», расположенном по адресу: проспект Копылова, 41, г. Комсомольск-на-Амуре проведена проверка полноты учета денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники и порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации обществом с ограниченной ответственности «АФИНА».

Проверка проведена за период с 01.02.2014 по 18.02.2014.

Проверкой установлено:

Согласно предъявленным Z - отчетам (сменным, фискальным) за период с 01.02.2014 по 18.02.2014 сумма наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, составила 31968 рублей. В журнале кассира - операциониста по форме № КМ-4 отражено на 80 рублей меньше - 31888 рублей.

На момент проведения проверки кассовая книга и кассовые документы юридическим лицом не велись, приходные кассовые ордера не оформлялись. Следовательно, наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.02.2014 по 18.02.2014, в сумме 31968 рублей, в кассу юридического лица ООО «Афина» не оприходованы.

Лимит остатка наличных денег в кассе юридического лица не установлен, следовательно, все наличные денежные средства, полученные ООО «Афина» и не сданные в банк в день их получения, являются сверхлимитными.

Факт нарушения отражен в акте проверки от 19.02.2014 г. № 014981, акте проверки полноты учета денежной наличности от 24.02.2014 г. № 16-15/15.

По установленному факту 24.02.2014 г. старшим государственным налоговым инспектором Инспекции ФНС по г. Комсомольску на Амуре Шулаевой В. А., в присутствии законного представителя Общества – директора Антоновой О. А., при надлежащем извещении, составлен в отношении ООО «Афина» протокол об административном правонарушении № 16-36/68 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

04.03.2014 г. г. по результатам рассмотрения материалов проверки начальником Инспекции Алексеевым С. Ю. в присутствии законного представителя Общества – директора Антоновой О. А., при надлежащем извещении, вынесено постановление № 04/16-36/68 от 04.03.2014 о привлечении ООО «Афина» к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы заявления, отзыва на заявление, дополнительных пояснений, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

С 01.01.2012 г. вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П, далее - Положение N 373-П).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 373-П, настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) руководствуются настоящим Положением, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

Настоящее Положение не распространяется на физических лиц.

Пунктом 1.2. Положения № 373-П установлено, что для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее - обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или Центральном банке Российской Федерации (далее - банк) открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном настоящим Положением для юридического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель).

В силу пункта 1.3 Положения № 273-П, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 1.2 настоящего Положения.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873) (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872) (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Согласно пункту 1.4 Положения № 373-П, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства).

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

В силу пункта 1.8. Положения № 373-П, кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Согласно пункту 1.9 указанного Положения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Для учета наличных денег, поступающих в кассу, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах (п. п. 5.1, 5.2, 5.3, 2.5 Положения).

В силу пункта 5.3. Положения № 373-П, кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.

Согласно пункту 5.4. Положения № 373-П, записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения N 373-П, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе:

внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег);

недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения;

хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела, заявителем допущено неоприходование (неполное оприходование) денежной наличности (выручки) в кассу Общества в период с 01.02.2014 по 18.02.2014 в сумме 31968 рублей. Кассовая книга и кассовые документы юридическим лицом не велись, приходные кассовые ордера не оформлялись.

Лимит остатка наличных денег в кассе юридического лица не установлен, следовательно, все наличные денежные средства, полученные ООО «Афина» и не сданные в банк в день их получения, являются сверхлимитными.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.1 КоАп РФ.

Доказательства принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено, т.о. вина Общества в совершении данного нарушения нашла подтверждение по материалам дела.

Довод Общества о необоснованном привлечении к административной ответственности ввиду того обстоятельства, что кассовая книга и иные документы не были своевременно представлены административному органу по объективным причинам и фактически представлены позднее 24.02.2014 г., что не учтено Инспекцией, опровергается материалами дела.

Так в материалы дела представлены объяснения директора ООО «Афина» Антоновой О. А., удостоверенные её личной подписью.

Из указанных письменных объяснений следует, что кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера не представлены по причине того, что данные документы не ведутся.

Кроме того, из указанных объяснений следует, что приказ об установлении лимита остатка наличных денег в кассе не издан.

Из объяснений данных директором ООО «Афина» Антоновой О. А. в протоколе об административном правонарушении от 24.02.2014 г. следует, что нарушение исправлено, кассовая книга ведется, ПКО составляются.

Указанное также подтверждает факт наличия на момент начала проверки – 19.02.2013 г. в действиях (бездействии) Общества события рассматриваемого правонарушения.

При этом, факт устранения нарушения не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и не является основанием для освобождения лица от административной ответственности.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний о невозможности выявления в ходе одних и тех же проверочных мероприятий, по одним обстоятельствам, на основании одних и тех же документов и материалов разных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными статьями указанного Кодекса.

Непосредственное обнаружение факта административного правонарушения, влечет обязанность административного органа по принятию процессуального решения в пределах своей компетенции, вне зависимости от направленности проводимой проверки и фактических оснований её проведения.

Суд отклоняет довод заявителя о нарушении Инспекцией «Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н, поскольку действие указанного нормативного акта не распространяется на процедуры проведения проверок в отношении юридических лиц административными органами, а также не регламентирует порядок привлечения к административной ответственности, что следует из пункта 1 указанного Административного регламента.

Отягчающие вину Общества обстоятельства судом не установлены.

Смягчающим обстоятельством суд признает факт устранения нарушения, а также отсутствие фактом привлечения Общества ранее к ответственности за аналогичные правонарушения.

Существенных нарушений процедуры, сроков, привлечения к административной ответственности, процедуры проведения проверки судом не установлено.

Довод Общества о нарушении административным органом

Размер санкции правомерно применен административным органом в пределах санкции, предусмотренной частью й статьи 15.1 Кодекса, с учетом характера правонарушения, отсутствия отягчающих вину обстоятельств, наличие смягчающих обстоятельств, в минимальном пределе санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания вынесено законно обоснованно, оснований для признания его незаконным и отмене у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Афина» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края № № 04/16-36/68 от 04.03.2014 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева