Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17707/2023
19 февраля 2024 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Евдокимовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700733439, ИНН 2710001098; адрес: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, рп. Чегдомын, ул. Центральная, д. 49)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67)
о признании незаконными решения и предписания от 04.10.2023 № НВ/10060/23 по делу № 027/01/15-657/2023,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Водолазкина Е.А. по доверенности 09.08.2023 № 01-1-24-3423, диплом 107718 1230582;
от Хабаровского УФАС России – Высоцкий А.Г. по доверенности от 29.06.2023, диплом 102718 0282563, Гродик Т.В. по доверенности от 30.09.2022 № 3/10335,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением, согласно которому просит суд признать незаконными решение от 04.10.2023 № НВ/10060/23 и предписание от 04.10.2023 № НВ/10061/23 по делу № 027/01/15-657/2023.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Хабаровского УФАС России в судебном заседании против заявленных требований возражали по доводам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Хабаровское УФАС России, выявив в действиях администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), выразившиеся в закреплении в пункт 1.9 Положения о порядке предоставления субсидии малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение затрат по приобретению автомагазинов (автолавок) в целях обеспечения услугами торговли жителей поселений, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты, утвержденного постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 21.10.2022 № 695 (далее - Положение № 695), условия о предоставлении субсидии субъектам предпринимательства, имеющим государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало администрации предупреждение от 29.03.2023 №ТТ/2997/23 о необходимости прекращения указанных действий путем:
- внесения изменений в пункт 1.9 Положения № 695 об исключении требований к получателям субсидии о наличии государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Письмом от 11.04.2023 №01-24-151 (вх. от 11.04.2023 № 5515-ЭП/23) администрация отказала во внесении изменений в Положение № 695, сославшись на необходимость увеличения налогового потенциала районного бюджета, недостаточность объемов собственных доходов для исполнения возложенных полномочий на органы местного самоуправления Верхнебуреинского муниципального района.
В связи с неисполнением предупреждения от 29.03.2023 №ТТ/2997/23, приказом Хабаровского УФАС России от 05.05.2023 № 194/23, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/15-657/2023 по признакам нарушения администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В результате анализа имеющихся документов и сведений, а также законодательства Российской Федерации, Комиссией установлено, что действия администрациив части предоставления субсидии субъектам предпринимательства, имеющим государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края направлены на ограничение субъектов предпринимательской деятельности, которые не имеют регистрации на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании изложенного, решением комиссии Хабаровского УФАС России от 04.10.2023 № НВ/10060/23 по делу № 027/01/15-657/2023 действия администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в закреплении в пункте 1.9 Положения № 695 условия о предоставлении субсидии субъектам предпринимательства, имеющим государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, что может создавать дискриминационные условия для субъектов предпринимательской деятельности, которые не имеют регистрации на территорииВерхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, и приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции(пункт 1 решения).
Пунктом 2 решения указано на необходимость выдачи администрации предписания об устранении указанного нарушения путем внесения изменения в пункт 1.9 Положения № 695.
Этим же решением решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3 решения).
На основании данного решения администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края выдано предписание от 04.10.2023 № НВ/10060/23, которым предписано в срок до 10.11.2023 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем устранения нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, с целью чего: внести изменение в пункт 1.9 Положения № 695, исключающее требование к получателям субсидии о наличии государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта.
Также заявителем приведены доводы о существенном нарушении антимонопольным органом процедуры вынесения оспариваемых решения и предписания, а именно администрация не была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Возражения Хабаровского УФАС России согласно отзыву и дополнительным пояснениям сводятся к законности и обоснованности оспариваемого решения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Под конкуренцией в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
При этом следует учитывать, что под недопущением конкуренции понимается такая ситуация, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4, пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.
В частности, не является созданием дискриминационных условий как таковое предоставление хозяйствующим субъектам поддержки (например, имущественной, финансовой) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Однако нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.
Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта.
Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации.
Анализируя вышеуказанные нормы права, а также разъяснения Верховного суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что не является созданием дискриминационных условий предоставление субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, которое ограничивает круг лиц, имеющих право на получение субсидии, только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта РФ и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако если возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, будет обусловлена отсутствием регистрации и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации, то соответствующие решения (действия, бездействие) публичного органа власти могут быть признаны создающими дискриминационные условия.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 21.10.2022 № 695 утверждено Положение о порядке и об условиях предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение затрат по приобретению автомагазинов (автолавок) в целях обеспечения услугами торговли жителей поселений, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты.
Положение № 695 регламентирует предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение затрат по приобретению автомагазинов (автолавок) в целях обеспечения услугами торговли жителей поселений, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты в рамках мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Верхнебуреинском районе Хабаровского края», утвержденной постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 17.09.2012 № 906.
Согласно пункт 1.9 Положения № 695 субсидия предоставляется на основании предложений (заявок направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе (далее - участники отбора).
Критериями отбора получателей субсидий является:
- регистрация и осуществление деятельности на территории муниципального района по организации розничной торговли;
- оплата участником отбора за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости приобретаемого нового, не бывшего в употреблении специального автотранспорта.
Таким образом, из указанного пункта Положения № 695 следует, что условием предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства является государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обусловлена отсутствием регистрации на территории иных субъектов Российской Федерации.
Данные условия, как верно указал антимонопольный орган, являются дискриминационными, поскольку ставят предоставление субсидии в зависимость от регистрации такого лица на определенной территории, что противоречит принципу единства экономического пространства Российской Федерации, необоснованно вводит различие в правах лиц, ведущих деятельность на определенной территории и одинаково уплачивающих налоги в местный бюджет.
Доводы заявителя о том, что не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку к лицам, ведущим деятельность на территории субъекта Российской Федерации относятся как те, которые зарегистрированы на указанной территории в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, так и те, которые не зарегистрированы на указанной территории в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, но поставлены на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Тогда как в рассматриваемом случае, пункт 1.9 Положения № 695 ограничивает получение субсидии хозяйствующими субъектами, не зарегистрированными на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, но поставленными на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем администрации в ходе судебного разбирательства, который пояснил, что критерием отбора получателей субсидий являлась государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, поскольку лица, поставленные на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения несут потенциальную опасность для администрации, у которой отсутствует возможность проверить действительно ли такие обособленные подразделения будут уплачивать налоги в местный бюджет.
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях администрации в части предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушения положений пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о том, что администрация не была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, судом также отклоняется, как несостоятельный.
Так, определением от 10.08.2023 №ЛИ/8416/23 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено Комиссией на 10 часов 00 минут 21.09.2023 в связи с неявкой представителя заявителя, ненаправлением документов и информации.
22.08.2023 антимонопольном органом, в связи с поступлением письма от 22.08.2023 №01-24-365, в котором администрация указала на факт неполучения корреспонденции посредством электронной почты, в адрес органа местного самоуправления направлены все документы по делу, в том числе определение от 10.08.2023 №ЛИ/8416/23 об отложении рассмотрения дела. Согласно информации с официального сайта «Почта России» почтовое оправление (почтовый идентификатор 80100187118904) получено администрацией 28.08.2023.
Ссылки заявителя на определение от 16.08.2023 № ЛИ/8478/23, которым Комиссия продлила срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства до 16.02.2024, правового значения не имеют, поскольку указанным определением продлен срок рассмотрения дела, а не отложено его рассмотрение.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 04.10.2023 № НВ/10060/23 по делу № 027/01/15-657/2023 соответствуют действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
При таких обстоятельствах заявленные администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края требования удовлетворению не подлежат.
Вопрос о распределении между сторонами расходов по уплате государственной пошлины судом не разрешается, поскольку как заявитель, так и ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Архипова