Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-16239/2020
19 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления Ростехнадзора
о привлечении Товарищества собственников жилья «Вахова 10Б» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
при участии представителей:
от административного органа – Архипенко С.А. по доверенности от 25.12.2020 № 8.
от лица, привлекаемого к ответственности – Черняковой Е.В. по доверенности от 01.01.2021.
Сущность дела: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора, управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь Товарищество собственников жилья «Вахова 10Б» (далее – ТСЖ «Вахова 10Б») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель административного органа в судебном заседании на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ТСЖ «Вахова 10Б» с заявленными требованиями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Вахова 10Б», расположенное по адресу: 680023, г. Хабаровск, ул. Вахова, д. 10-Б, кв. 165, зарегистрировано 15.08.2018 за основным государственным регистрационным номером 1182724019488, ИНН 2723201601.
В период с 01.10.2020 по 02.10.2020 года должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора на основании распоряжения руководителя Управления от 22.09.2020 № РП-372-797-о проведена внеплановая выездная проверка в отношении Товарищества собственников жилья «Вахова 10Б» на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011. При проверке присутствовал председатель ТСЖ «Вахова 10Б» Шилин В.В.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения обязательных требований безопасности при эксплуатации лифтов, а именно:
- в нарушение п. 4 ст. 3, ст. 5 ТР ТС 011/2011, п. А ст. 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 на лифтах и основной посадочной площадке дома 10-Б по улице Вахова в г. Хабаровске отсутствует информация, нанесенная любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления;
- в нарушение п. 1.28 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 в доме не обеспечены средства для создания в лифте уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (не освещена площадка перед входом в машинное помещение);
- в нарушении п. 1 ст. 4 ТР ТС 011/2011, п. 1.28 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 в приямках второго подъезда отсутствует освещение;
- в нарушение п. 3 ст. 3, п. 3.5 ст. 6 ТР ТС 011/2011 отсутствует сопроводительная документация: паспорта лифтов, декларации на лифты;
- в нарушение п. 3 ст. 3 ТР ТС 011/2011, абз. 4 п. 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 не представлено руководство (инструкция) по эксплуатации лифтов;
- в нарушение ст. 5 ТР ТС 011/2011 ,п. 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014, пп. «с» п. 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, не назначено распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала;
- в нарушение ст. 5 ТР ТС 011/2011, п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012 отсутствует должностная инструкция в ТСЖ «Вахова 10-Б» по выполнению обязанности ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов;
- в нарушение ст. 5 ТР ТС 011/2011, п. 15 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, новый владелец объекта не направил в уполномоченный орган уведомление о смене владельца.
По результатам проверки составлен соответствующий акт от 02.10.2020 № А-ПР-372-797-о-02-01 и выдано предписание № П-РП-372-797-о-02-01 об устранении нарушений.
06.10.2020 по установленному проверкой факту главным государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора Архипенко С.А. в отношении ТСЖ «Вахова 10Б», в присутствии законного представителя – председателя ТСЖ Шилина В.В., составлен протокол № 51-02-01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ТСЖ «Вахова 10Б» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона № 184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011 (далее – Технический регламент, TP ТС 011/2011).
В силу статьи 1 указанного Технического регламента его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие TP ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1. Класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке. Сопроводительная документация включает в себя: руководство (инструкцию) по эксплуатации; паспорт; монтажный чертеж; принципиальную электрическую схему с перечнем элементов; принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов); копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает: инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок; указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания; перечень быстро изнашиваемых деталей; методы безопасной эвакуации людей из кабины; указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.
Пунктом 4 статьи 3 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что на лифт должна наноситься информация любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления. Данная информация размещается в кабине или на кабине, в месте, доступном для обслуживающего персонала.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Пунктом 3.5. статьи 6 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что декларация о соответствии лифта требованиям настоящего технического регламента прилагается к паспорту лифта. Паспорт лифта и декларация подлежат хранению в течение назначенного срока службы лифта.
Согласно пункту 1.28 Приложения 1 к ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта необходимо наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.03.2014 № 93 утвержден и введен в действие Национальный стандарт РФ «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». (ГОСТ Р 55964-2014).
В силу статьи 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 специализированная организация должна разместить:
а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже «Правила пользования лифтом»;
б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов.
Согласно пункту 11.2.3. ГОСТ Р 55964-2014 специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 №743 утверждены Правил организации безопасного использования и содержания лифтов (далее – Правила), которые устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты).
В силу пп. «с» п. 4 Правил, организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер: назначение распорядительным актом лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала.
В соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил, при смене владельца объекта новый владелец объекта обеспечивает наличие документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, и в течение 10 рабочих дней со дня перехода к нему права владения и пользования объектом направляет в уполномоченный орган уведомление о смене владельца объекта по форме, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора при проведении внеплановых проверочных мероприятий по адресу: г. Хабаровск, ул. Вахова, д. 10-Б, установлен факт нарушения ТСЖ «Вахова 10Б» вышеуказанных нормативных положений, что зафиксировано протоколом об административном правонарушении № 51-02-01 от 06.10.2020.
Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ТСЖ «Вахова 10Б» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Факт рассматриваемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая наличие судебного спора по факту непередачи бывшей управляющей организацией товариществу собственников жилья «Вахова 10Б» технической и иной документации, связанной с содержанием общего имущества многоквартирного дома (дело № А73-12536/2020), суд полагает обоснованным довод ТСЖ «Вахова 10Б» об отсутствии у него реальной возможности представить в момент проверки соответствующие документы, что указывает на отсутствие вины юридического лица в непредставлении сопроводительной документации на лифты, а также руководства (инструкции) по эксплуатации лифтов (пункты 4, 5 протокола об административного правонарушении).
В то же время, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица в совершении нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 6, 7, 8 протокола об административном правонарушении от 06.10.2020 , поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Вместе с тем, решая вопрос о назначении меры ответственности, суд руководствуется следующим.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П).
Санкцией части 1 статьи 14.43. КоАП РФ для юридических лиц установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Между тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено правило, в силу которого некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Изучив материалы дела, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, совершение правонарушения впервые и принятие мер к устранению выявленных нарушений, суд, считает возможным в рассматриваемом случае применить к виновному лицу административное наказание в виде предупреждения.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Товарищество собственников жилья «Вахова 10Б», расположенное по адресу: 680023, г. Хабаровск, ул. Вахова, д. 10Б, кв. 165, ОГРН 1182724019488, ИНН 2723201601, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак