НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 11.11.2009 № А73-14799/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-14799/2009

16 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения была объявлена 11 ноября 2009г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе : судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Барилко М.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Верхнебуреинском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Ниман»

о взыскании финансовых санкций в размере 255 926,35 руб.

При участии:

от Пенсионного фонда – не явились

от Общества – заместитель председателя Общества по экономическим и финансовым вопросам ФИО1 по доверенности от 09.10.2009г. № 12

Предмет спора:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Верхнебуреинском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Ниман» (далее – ООО «Артель старателей «Ниман», Общество) с заявлением о взыскании 255 926,35 руб., составляющих финансовые санкции, за предоставление недостоверных и неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2006-2007гг.

Пенсионный фонд в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство об уменьшении размера заявленных требований. В связи с уплатой Обществом штрафа в сумме 3 497,09 руб., просит суд взыскать с ООО «Артель старателей «Ниман» финансовые санкции в сумме 252 429,26 руб. В соответствии со статьями 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство судом удовлетворено.

Представитель Общества в судебном заседании требования Пенсионного фонда не признал в связи с тем, что откорректированные индивидуальные сведения были представлены в установленный Пенсионным фондом двухнедельный срок. Кроме того, компенсация стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно не является объектом обложения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Заслушав пояснения представителя Общества, рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ :

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края была проведена выездная налоговая проверка ООО «Артель старателей «Ниман» (по деятельности ООО «Север-2») по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 02.05.2006г. по 31.12.2007г.

В ходе проведения выездной налоговой проверки было выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вследствие невключения стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно, что было отражено в акте от 04.06.2008г. № 1725.

30.06.2008г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края было вынесено решение № 07/299 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Указанным решением ООО «Артель старателей «Ниман» было привлечено к налоговой ответственности, в том числе по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006-2007гг., в виде штрафа в сумме 9 411 руб. Также указанным решением Обществу были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006-2007гг. в сумме 1 771 руб., а также предложено уплатить в установленный срок недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006-2007гг. в сумме 47 056 руб.

Письмом от 16.10.2008г. № 5-4/4734 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Верхнебуреинском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) на основании поступившей от налогового органа информации о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006-2007гг. уведомило ООО «Артель старателей «Ниман» о необходимости представления в двухнедельный срок уточненных деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и корректирующих форм индивидуальных сведений за 2006-2007гг.

27.10.2008г. сопроводительным письмом № 258 ООО «Артель старателей «Ниман» представило в Пенсионный фонд откорректированные индивидуальные сведения за 2006-2007гг., а также откорректированные Ведомости уплаты страховых взносов за 2006-2007гг.

14.01.2009г. Пенсионным фондом был составлен акт № 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а 10.02.2009г. было вынесено решение № 1 о привлечении ООО «Артель старателей «Ниман» к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление неполных (недостоверных) индивидуальных сведений, в виде штрафа в сумме 255 926,35руб.

Требованием № 1 по состоянию на 26.02.2009г. Обществу было предложено в срок до 15.03.2009г. уплатить финансовые санкции в сумме 255 926,35 руб. в добровольном порядке.

Неисполнение требования об уплате финансовых санкций в установленный срок явилось основанием для обращения Пенсионного фонда с настоящим заявлением в суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ) ООО «Артель старателей «Ниман» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.

Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, влечет применение финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

На основании статьи 19 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.

Пунктом 35 Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.

Таким образом, в случае выявления расхождений между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган Пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Указанными выше положениями Инструкции обеспечиваются условия для реализации обязанности страхователей по представлению надлежащих сведений в порядке, предусмотренном разделом V Инструкции.

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

Вследствие этого, к правоотношениям, связанным с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие основания и порядок привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 106 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения (пункт 2 статьи 109 НК РФ).

При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О.

Поскольку органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в порядке, установленном НК РФ, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 №267-О, по смыслу положений статьи 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности.

Согласно позиции Пенсионного фонда Российской Федерации, отраженной в Письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, а также если страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы, Пенсионный Фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции.

Судом установлено, что письмом от 16.10.2008г. № 5-4/4734 Пенсионный фонд уведомил ООО «Артель старателей «Ниман» о необходимости предоставления уточненных деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и откорректированных индивидуальных сведений за 2006-2007гг.

В свою очередь 27.10.2008г., т.е. в течение установленного двухнедельного срока ООО «Артель старателей «Ниман» представило в Пенсионный фонд откорректированные индивидуальные сведения за 2006-2007гг., а также откорректированные Ведомости уплаты страховых взносов за 2006-2007гг., т.е. устранило выявленные расхождения, что подтверждается штампом Пенсионного фонда на письме от 27.10.2008г. № 258, с которым были представлены откорректированные сведения за 2006-200гг., и что Пенсионным фондом не оспаривается.

Следовательно, на дату составления акта от 14.01.2009 № 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ошибки, допущенные Обществом в индивидуальных сведениях за 2006-2007гг., были устранены.

В связи с этим, в силу статей 88, 106, 108, 109 НК РФ, а также с учетом позиции Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенной в Письме от 14.12.2004 №КА-09-25/13379, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения ООО «Артель старателей «Ниман» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Суд отклоняет доводы Пенсионного фонда, приведенные в письме от 03.11.2009г. № 5-1/5366 о том, что Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 в данном случае неприменимо, т.к. откорректированные сведения за 2006-2007гг. были представлены по результатам выездной налоговой проверки, и срок, в течение которого в рассматриваемом случае могут быть представлены откорректированы индивидуальные сведения, никаким нормативным актом не установлен.

Указанный срок, а равно как и обязанность территориальных органов Пенсионного фонда уведомлять страхователей о выявленных расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки вне зависимости от того, каким образом выявлены указанные расхождения, установлены Инструкцией «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318.

Наряду с этим, в пункте 8 статьи 101 НК РФ перечислены требования к содержанию решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В частности, в нем должны быть изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Между тем, решение от 10.02.2009г. № 1 не содержит ссылок на конкретные документы и иные сведения, на которых основаны выводы Пенсионного фонда, не содержит доказательства фактов совершения правонарушения, предусмотренного ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Пенсионным фондом не указано, в чем состоит противоправность деяния ООО «Артель старателей «Ниман», в какой форме заключается вина Общества, сделан лишь вывод о представлении Обществом откорректированных индивидуальных сведений за 2006-2007гг.

При этом как указывает Общество, компенсация стоимости проезда работников от места жительства до места работы не является объектом обложения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом 2 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц (пункт 1 статьи 237 НК РФ).

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

Из материалов дела следует, что в 2006-2007гг. Общество, как работодатель возмещало работникам стоимость проезда от места жительства к месту работы и обратно.

Названные выплаты связаны с выполнением работниками Общества трудовых обязанностей и не входят в систему оплату труда, в связи с чем, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ указанные выплаты не подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу, и соответственно по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Однако при вынесении решения от 10.02.2009г. № 1 данные обстоятельства и необходимость корректировки ООО «Артель старателей «Ниман» индивидуальных сведений за 2006-2007гг. Пенсионным фондом не исследовались.

Нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, с учетом которых должны применятся любые санкции. В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2003 № 12-П, судам необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Пенсионного фонда и взыскания с ООО «Артель старателей «Ниман» финансовых санкций в сумме 252 429,26 руб. не имеется.

На основании вышеизложенного, заявление Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья М.А. Барилко