НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 11.07.2022 № А73-440/2022

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                               

дело № А73-440/2022

14 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда заявление Общества с ограниченной ответственностью «Брикостал»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 10.12.2021г. № 652 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

с участием третьего лица: ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края.

В судебное заседание явились:

от ООО «Брикостал» - не явились;

от Административного органа - не явились;

от ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - не явились.

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Брикостал» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 10.12.2021г. № 652 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

14.01.2022г. заявление с использованием автоматизированной информационной системы распределено для рассмотрения судье Руденко Р.А., определением арбитражного уда от 18.01.2022г. заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда от 11.03.2022г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства в целях более полного, объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, в порядке ст. 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.

Определением Арбитражного суда от 11.04.2022г. в целях более полного, объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, предварительное судебное заседание было отложено, содом в порядке ст. 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре.

Определением Арбитражного суда от 05.06.2022г. суд назначил дело в судебное заседание, по ходатайству инспекции в порядке ст. 151, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска исключена из состава лиц, участвующих в деле.

Определением Арбитражного суда от 15.06.2022г. в целях более полного, объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, судебное заседание было отложено на 11.07.2022г., у представителей сторон были истребованы дополнительные доказательства по делу.

В судебное заседание 11.07.2022г. ООО «Брикостал» представило письменные пояснения по делу, согласно которому настаивает на удовлетворении заявленных требований, справку о численности работников Общества, полученном доходе Общества.

Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представила письменные пояснения.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общества с ограниченной ответственностью «Брикостал» (далее – ООО «Брикостал», Общество) с 30.01.20208г. зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ИНН-<***>, ОГРН-<***>; адрес: 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Интернациональный, д. 41, кв. 23.

15.10.2021г. в отдел рыночных услуг Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление) поступила докладная записка о нарушении юридическим лицом - ООО «Брикостал» порядка предоставления статистической информации по форме федерального статистического наблюдения № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» за период: январь-сентябрь 2021 года, срок представления которой истек 14.10.2021г.

При рассмотрении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении было установлено, что ООО «Брикостал» зарегистрировано с 30.01.20208г. зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ИНН-<***>, ОГРН-<***>; адрес: 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Интернациональный, д. 41, кв. 23.

Должностным лицом Управления при рассмотрении дела об административном правонарушении был сделан вывод, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Брикостал» в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательстване значится, соответственно, является коммерческой организацией, не относящейся к субъектам малого предпринимательства.

Также должностным лицом Управления при рассмотрении дела об административном правонарушении был сделан вывод, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 620, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020г. № 411 ООО «Брикостал» не позднее 14.10.2021г. обязано было предоставить в территориальный орган Росстата по адресу: <...> статистический отчет по форме федерального статистического наблюдения № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» за период: январь-сентябрь 2021 года.

При этом отчет в установленный срок предоставлен не был.

Уведомлением от 21.10.2021г. № 18240 ООО «Брикостал» было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 09.11.2021г. в 10 часов 00 минут, которое получено Обществом по юридическому адресу - 03.11.2021г., что подтверждается почтовым реестром, а также сведениями с сайта АО «Почта России» о вручении почтового отправления № 80096265825690.

09.11.2021г. начальником отдела статистики рыночных услуг Управления ФИО1 в отношении ООО «Брикостал», в отсутствие представителя Общества, составлен протокол № 607 об административном правонарушении, ответственность  за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Копия протокола была направлена в адрес Общества сопроводительным письмом от 10.11.2021г., получен Обществом 18.11.2021г., что подтверждается почтовым реестром, а также сведениями с сайта АО «Почта России» о вручении почтового отправления № 80085966608619.

Определением от 15.11.2021г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Брикостал» было назначено на 10.12.2021г. в 11 часов 00 минут в помещении Управления по адресу: <...>, каб. 420, которое получено Обществом по юридическому адресу - 29.11.2021г., что подтверждается почтовым реестром, а также сведениями с сайта АО «Почта России» о вручении почтового отправления № 80091566763627.

10.12.2021г. заместителем руководителя Управления ФИО2 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие  представителя Общества, вынесено постановление № 652, которым ООО «Брикостал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Несогласие  заявителя с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ - непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) основным принципом федерального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность и своевременность предоставления официальной статистической информации.

Статьей 8 Закона № 282-ФЗ установлена обязанность предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.

Согласно ст. 6 Закона № 282-ФЗ - сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического учета. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные требования закреплены в п. 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 620 (далее - Положение № 620).

Пунктом 14 Положения № 620 установлено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических или административных данных, влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020г. № 411 (ред. от 17.12.2021г.)  «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации)квартального отчета за январь - март 2021г.

Согласно указаниям по заполнению, данную форму не позднее 10 числа рабочий день после отчетного периода в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и владельцев лицензии на добычу полезных ископаемых), у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн. рублей

Привлекая ООО «Брикостал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта нарушения Обществом вышеуказанных нормоположений, что выразилось в непредставлении в установленный срок не позднее 14.10.2021г. в территориальный орган Росстата по адресу: <...> статистического отчета по форме федерального статистического наблюдения № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» за период: январь-сентябрь 2021 года.

При этом, административным органом на основании данных, содержащихся Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства установлено, что ООО «Брикостал» субъектом малого предпринимательства не является, а следовательно Обязано представлять отчетность по форме № П-5.

В обоснование позиции о незаконности оспариваемого постановления Общество ссылается, что ООО «Брикостал» относится к субъектам малого предпринимательства (категория «микропредприятие») и, соответственно, не обязано предоставлять ежемесячную статистическую отчетность по форме № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» за период: январь-сентябрь 2021 года.

В целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре.

При рассмотрении дела судом установлено, что ООО «Брикостал» на дату вынесения обжалуемого постановления 10.12.2021г. не значилось в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства.

Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что внесение сведений юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий, календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 указанной статьи.

Пунктом 5.1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ, сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Согласно п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ, плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Судом установлено, что ООО «Брикостал» состоит на учете в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре.

По представленным отзывам ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре и документамсудом установлено, что ООО «Брикостал» с 01.01.2014г. применяет упрощенную систему налогообложения, с 2011г. сведения о среднесписочной численности работников не представлялись.

Таким образом, ООО «Брикостал» не было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отсутствием сведений о среднесписочной численности организации.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела в суде, ООО «Брикостал» не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства.

Согласно материалам дела, ООО «Брикостал» не является вновь созданным, поэтому включение сведений в отношении этого хозяйствующего субъекта произведено инспекцией (уполномоченным органом), как этого требует часть 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ.

Ответственность за непредставление формы № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» наступает только в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Обязанность доказывания наличия состава правонарушения, в том числе принадлежность хозяйствующего субъекта к респондентам, обязанным подавать формы № П-5 «Основные сведения о деятельности организации», равно как и конкретную численность работников респондента (влияет на периодичность представления сведений), возлагается на административный орган.

Понятие «субъект малого предпринимательства» является правовой категорией, определения которой законодательство Российской Федерации о статистическом учете не содержит, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

В частности, к субъектам малого предпринимательства малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Суд приходит к выводу, что наличие того или иного субъекта предпринимательской деятельности в соответствующем реестре не является необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта малого предпринимательства, поскольку такое условие не названо в федеральном законе.

Правовое значение имеет фактическое соответствие субъекта предпринимательской деятельности законодательно установленным критериям.

Включение сведений о хозяйствующем субъекте в соответствующий реестр носит технический и информационный, а не правоподтверждающий характер.

Таким образом, на административном органе лежит обязанность в каждом конкретном случае проверить соответствие лица, привлекаемого к ответственности, на соответствие критериям, предусмотренным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе путем запроса соответствующих сведений о среднесписочной численности хозяйствующего субъекта, его учредителях, а также размере выручки.

Вместе с тем, такая обязанность Управлением Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу выполнена не была.

По материалам дела судом установлено, что ООО «Брикостал» с 01.01.2014г. применяет упрощенную систему налогообложения, уставной капитал Общества составляет 10 000 руб., с момента создания Общества численность его работников не превышала 10 человек, выручка от реализации товаров, услуг за календарный год не превышала 300 000 руб.

С учетом изложенного, ООО «Брикостал» с учетом положений Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относится к субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, обязанность по представлению сведений государственного статистического учета по форме № П-5 «Основные сведения о деятельности организации» на ООО «Брикостал»не возлагалась ввиду его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не были полно и всесторонне исследованы и установлены все фактические обстоятельства по делу, что привело к принятию незаконного решения о привлечении к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО «Брикостал»к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление от 10.12.2021г. № 652 является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7. КоАП РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 10.12.2021г. № 652 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                 Р.А. Руденко