АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-16005/2012
11 марта 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кремера Евгения Викторовича
об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 26.11.2012г. № 128-ИФНС-ИН,
Сущность дела: Индивидуальный предприниматель Кремер Евгений Викторович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Кремер Е.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска (далее – административный орган, ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска, Инспекция) от 26.11.2012г. № 128-ИФНС-ИН, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
В обоснование заявленного требования предприниматель указывает на отсутствие в его действиях события и состава вменяемого административного правонарушения.
В установленный судом срок от административного органа поступили материалы административного производства и отзыв, согласно которому административный орган с заявленными требованиями не согласен, полагает, что факт административного правонарушения и вина предпринимателя полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Должностными лицами ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска на основании поручения от 27.09.2012 № 275 проведена проверка ИП Кремера Е.В. на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки выявлено, что 27.09.2012 в 14 часов 48 минут при осуществлении оплаты физическим лицом услуги сотовой связи оператора «МТС» на сумму 100 рублей на номер абонента 8-914-206-51-95, посредством платежного терминала № 9179620, установленного в магазине «Спарта» по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 15«Д», принадлежащего индивидуальному предпринимателю Кремеру Е.В., наличный денежный расчет осуществлен с применением контрольно-кассовой техники с заводским номером 0590450, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения. В квитанции б/№ от 27.09.2012, отпечатанной платежным терминалом № 9179620 отсутствуют предусмотренные действующим законодательством обязательные реквизиты: № кассового чека, признак фискального режима («ФП»).
Согласно данным Инспекции кассовый аппарат Pay VKP-80K № 0590450, зарегистрирован ИП Кремером Е.В. в инспекции 15.12.2011 по адресу: г. Хабаровск, ул. Дончука, 6.
Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала № 9179620, установленного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 15«Д», предпринимателем в инспекции не зарегистрирована.
Также проверкой установлено, что вышеуказанная контрольно-кассовая техника работает в составе сети платежных терминалов, установленных по различным адресам, отличных от места установки ККТ, указанной в карточке регистрации контрольно-кассовой техники. Такая схема не позволяет точно определить место фактической установки ККТ, и указывает на фактическое отсутствие встроенной ККТ в состав платежного терминала по вышеуказанному адресу.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 009245 от 27.09.2012г.
По установленному факту 16.10.2012г. старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ИФНС по Индустриальному району г.Хабаровска Сюкаревой А.Ю. в отношении ИП Кремера Е.В., в присутствии представителя предпринимателя Бражникова М.Ю., действующего на основании доверенности от 04.10.2012г., составлен протокол № 361-ИФНС-ИН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ИП Кремер Е.В. извещался письмом от 28.09.2012 № 15-45/14360, направленным по месту жительства предпринимателя и полученным адресатом, согласно почтовой карточке о вручении, 09.10.2012г.
26.11.2012 г. начальником ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя предпринимателя Бражникова М.Ю., действующего по доверенности от 04.10.2012 г., вынесено постановление №128-ИФНС-ИН, которым ИП Кремер Е.В. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 руб. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприниматель извещен надлежащим образом, путем вручения ему 23.11.2012г. определения об отложении рассмотрения дела от 14.11.2012г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее –Закон № 54-ФЗ, Закон о применении контрольно-кассовой техники), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 1 Закона № 54-ФЗ в понятие контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, входят контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Под платежным терминалом, в соответствии с вышеназванной нормой, понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
В силу пункта 2 статьи 5 Закона о применении контрольно-кассовой техники, организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:
использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;
осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;
эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;
выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;
обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;
предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 16 от 31.07.2003 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно пункту 2 указанного Постановления, в соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами должна:
быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;
передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;
иметь паспорт установленного образца.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 Закона № 103-ФЗ в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники (часть 3 статьи 6 Закона № 103-ФЗ ).
Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (часть 4 статьи 6 Закона № 103-ФЗ).
В случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (часть 5 статьи 6 Закона № 103-ФЗ).
Вменяя ИП Кремеру Е.В. предусмотренное частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из того, что ККТ должна быть встроена в каждый платежный терминал и зарегистрирована по каждому адресу установки такого терминала. Не соблюдение предпринимателем данных требований свидетельствует о наличии в его действиях признаков события и состава вышеназванного административного правонарушения.
Вместе с тем, из смысла Закона № 103-ФЗ не следует, что контрольно-кассовая техника должна быть встроена в платежный терминал, а также в законе отсутствует требование об обязательном расположении контрольно-кассовой техники в одном помещении с терминалом.
Таким образом, при условии соответствия платежного терминала предъявляемым к нему требованиям применение одной контрольно-кассовой техники для обслуживания нескольких платежных терминалов, а равно использование одним терминалом нескольких ККТ, как и расположение терминала и ККТ по разным адресам законом не запрещено.
Судом по материалам дела установлено, что используемая предпринимателем контрольно-кассовая техника – ККМ «Рау VKP 80 К» зав. №0590450 с установленной ЭКЛЗ peг. № 4290319299 входит в состав сети платежных терминалов, принадлежащих ИП Кремеру Е.В., в том числе, в состав терминала №9179620, установленного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 15«Д».
Как следует из заключения ООО «Систем-Трейд» от 15.10.2012г., при проверке ККМ «Рау VKP 80 К» зав. № 0590450 с установленной ЭКЛЗ peг. №4290319299, принадлежащей ИП Кремеру Е.В., установлено, что программное обеспечение всех терминалов осуществляется посредством беспроводного соединения по защищенному каналу связи с сервером оператора по приему платежей. Функционирование указанной системы платежных терминалов осуществляется следующим образом: плательщик используя платежные терминалы осуществляет платеж, далее программное обеспечение терминала выполняет запрос на проведение платежа через интернет на сервер оператора по приему платежей по защищенному каналу связи, далее программное обеспечение сервера по приему платежей выполняет запрос на печать фискального чека на фискальный сервер агента, который принимает запрос и выполняет регистрацию и печать платежа на одном из фискальных регистраторов, считывая содержимое чека, посылаемое фискальным регистратором на печатающее устройство по последовательному интерфейсу. Все реквизиты чека передаются в реальном времени на сервер оператора по приему платежей, а далее на платежный терминал, на котором выполняется печать копии чека со всеми реквизитами соответствующими реквизитам чека, зарегистрированного и выданного фискальным регистратором.
Таким образом, контрольно-кассовая техника, не встроенная в корпус терминала, но соединенная с ним, является составной частью данного платежного терминала, образуя единое устройство, и в силу прямого указания пункта 1.1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что используемая предпринимателем ККТ № 0590450 в составе платежного терминала № 9179620 соответствует требованиям закона, зарегистрирована по месту регистрации предпринимателя с указанием фактического места установки ККТ.
Кроме того, в силу части 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Согласно части 3 указанной статьи, все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлено, что в квитанции от 27.09.2012, отпечатанной платежным терминалом № 9179620, отсутствуют предусмотренные действующим законодательством обязательные реквизиты: № кассового чека, признак фискального режима («ФП»).
В обоснование своей позиции предприниматель указывает на то, что кассовый чек содержит все обязательные реквизиты, в том числе, чек содержит номер документа, что нашло свое подтверждение при исследовании судом представленного в материалы дела кассового чека от 27.09.2012г., а именно: в кассовом чеке от 27.09.2012г. на сумму 100 руб. в третьей строке снизу указано: «# 3958 док.00044261». Данный довод заявителя Инспекцией не опровергнут.
Также Инспекцией не опровергнут довод заявителя о том, что строка вторая снизу рассматриваемого кассового чека содержит информацию о применении фискального режима «ККМ с ФП», однако, ввиду некорректной работы принтера, буквы «Ф» и «П» искажены.
Более того, указание в кассовом чеке на фискальный режим – «ФП», не относится к обязательным реквизитам кассового чека, установленным статьей 5 Закона № 103-ФЗ.
Также следует отметить, что пунктом 1.1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ установлено требование, в силу которого контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала должна эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом.
Таким образом, нарушением требований указанного закона могло бы послужить использование техники вне фискального режима. Следовательно, отсутствие на кассовом чеке указания ККМ с «ФП», при наличии иных признаков фискального режима, а также отсутствии доказательств эксплуатации техники вне фискального режима, не образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о недоказанности административным органом факта применения ИП Кремером Е.В. контрольно-кассовой техники с нарушением установленных норм в виде отсутствия обязательных реквизитов в кассовых чеках.
Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях, установленных законом (часть 1 статьи 1.6. КоАП РФ).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события и состава административного правонарушения.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу об отсутствии в деле достаточных данных, указывающих на наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, следовательно, отсутствии у административного органа законных оснований для привлечения предпринимателя Кремера Е.В. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление Инспекции ФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска от 26.11.2012г. № 128-ИФНС-ИН вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования индивидуального предпринимателя Кремера Евгения Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 26.11.2012г. № 128-ИФНС-ИН о привлечении индивидуального предпринимателя Кремера Евгения Викторовича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак