НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 10.12.2009 № А73-17207/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-17207/2009

10 декабря 2009 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,

рассмотрел в судебном заседании заявление Администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

об оспаривании постановления Отдела государственного пожарного надзора по Хабаровскому району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 13.04.2009 г. № 69/16,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился;

от ОГПН по Хабаровскому району – государственного инспектора Чихонацкого М.В., действующего по доверенности от 09.12.2009.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 03.12.2009 по 10.12.2009.

Сущность дела: Администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация Восточного сельского поселения, Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора по Хабаровскому району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 13.04.2009 г. № 69/16, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в его отсутствие.

Представитель административного органа, явившийся в судебное заседание, дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, с требованиями заявителя не согласился, считает, что факт административного правонарушения и вина администрации подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

24.03.2009 в 12 час. 00 мин. Отделом государственного пожарного надзора по Хабаровскому району проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности Администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, расположенной по адресу: Хабаровский района, с. Восточное, ул. Центральная, 7.

В ходе проверки административным органом выявлены факты нарушений требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а именно:

- в нарушение пункта 7 ППБ 01-03 работники Администрации допущены к работе без прохождения инструктажа по пожарной безопасности;

- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, СНиП 2.08.05-98* к административному зданию пристроена пристройка пятой степени огнестойкости;

- в нарушение пункта 23 ППБ 01-03 отсутствует свободный проезд для пожарных автомобилей к зданию администрации.

Результаты проверки отражены в акте № 102 от 24.03.2009 г.

03.04.2009 по факту выявленных нарушений государственным инспектором Хабаровского района по пожарному надзору М.В. Чихонацкимв отношении Администрации Восточного сельского поселения составлен протокол № 64/16 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

13.04.2009 главным государственным инспектором Хабаровского района по пожарному надзору Б.В. Бочкивским по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 64/16 о привлечении Администрации Восточного сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела и дав оценку имеющимся доказательствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Из положений статьи 28.2. КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4. КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Устава Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 18.05.2005 № 8, высшим должностным лицом сельского поселения является глава сельского поселения. Согласно пункту 5 вышеназванной статьи Устава глава сельского поселения возглавляет местную администрацию.

В силу пункта 1 статьи 31 Устава, глава сельского поселения представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Восточного сельского поселения от 02.03.2009 № 21 «Об утверждении результатов выборов главы Восточного сельского поселения» главой Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района признан избранным Новиков Павел Павлович.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, протокол об административном правонарушении № 64/16 был составлен должностным лицом отдела государственного пожарного надзора 03.04.2009 в 10 час. 00 мин. без участия законного представителя Администрации – главы Восточного сельского поселения Новикова П.П.

При этом, как следует из материалов дела, уведомлением от 25.03.2009 законный представитель Администрации извещался о возбуждении административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности, а также о дате и месте рассмотрения административного правонарушения. Данное уведомление было получено адресатом 31.03.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Вместе с тем, как следует из содержания уведомления от 25.03.2009, представитель администрации приглашался для участия в составлении протокола об административном правонарушении 03.04.2009, но без указания конкретного времени, что предполагает возможность явиться в назначенный день в любое время до завершения в соответствующем административном органе рабочего дня.

Таким образом, в рассматриваемом случае, согласно вышеуказанному уведомлению, лицу, в отношении которого было возбуждено дело, была предоставлена возможность направить своего представителя в отдел пожарного надзора для участия в составлении протокола об административном правонарушении 03.04.2009 в любое время в течение рабочего дня, то есть до 18 час. 00 мин. Однако, как следует из протокола об административном правонарушении и не оспаривается представителем административного органа, данный документ был составлен 03.04.2009 в 10 час. 00 мин., при этом доказательств надлежащего уведомления законного представителя администрации о том, что указанное процессуальное действие будет совершаться в утреннее время в 10 час. 00 мин. и обеспечения ему возможности явиться именно в этот час и воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ, административным органом в соответствии с требованием части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что главой сельского поселения Новиковым П.П. в адрес главного государственного инспектора Хабаровского района по пожарному надзору было направлено ходатайство от 01.04.2009 за исх. № 1-24/336 о переносе даты рассмотрения административного правонарушения на более позднюю дату по причине нахождения лица, ответственного за пожарную безопасность, в учебном отпуске с 01.04.2009 по 10.05.2009. Однако данное ходатайство не содержит просьбу рассмотреть дело без участия представителя Администрации, а, напротив, указывает на желание юридического лица присутствовать при совершении соответствующего процессуального действия, но в более удобное для него время.

Таким образом, поскольку на момент составления протокола (03.04.2009 в 10 час. 00 мин.) отдел пожарного надзора не располагал достоверными доказательствами надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени совершения процессуального действия, суд приходит к выводу, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Администрации до окончания периода времени, определенного административным органом для совершения данного процессуального действия, свидетельствует о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2. КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2. КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу и служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Отдела государственного пожарного надзора по Хабаровскому району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 13.04.2009 г. № 69/16 о привлечении администрации Восточного сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак