НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 10.10.2012 № А73-11611/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11611/2012

11 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2012 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Синицкой З.А., ведущей протокол судебного заседания

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Алексея Станиславовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

В судебное заседание явились:

от заявителя   – не явились

от лица, привлекаемого к ответственности   – не явились

Сущность дела:   Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Степанова Алексея Станиславовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

В соответствии со ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

Степанов Алексей Станиславович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ему присвоен 304272303400111, ИНН-272324135322 и на основании лицензии от 10.08.2009г. № АСС-27-034731, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции, осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

16.08.2012 г. в 16 часов 30 минут в г. Хабаровске на улице Некрасова, 5 государственными инспекторами Шестаковым Д.И.Э, Лукьянцевым В.П. была проведена проверка работы автотранспорта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Степанову А.С. по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.

В ходе проверки было установлено, что на автобусе DAEWOOBН-120 государственный номер АМ565УО27, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Степанову А.С., под управлением водителя Трусова А.А. осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту «г. Хабаровск - п. Большой Камень» с неработающим тахографом, автобус оборудован одной дверью, в автобусе отсутствуют документы, подтверждающие проведение обязательного личного страхования пассажиров в междугороднем сообщении.

По выявленному факту составлен рапорт от 16.08.2012 г. № 280.

04.09.2012 г. в отношении предпринимателя Степанова А.С. составлен протокол об административном правонарушении серия 27 № 004513/561 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие представителя предпринимателя, уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов об административном правонарушении, определением № 256 от 16.08.2012 г., врученным 22.08.2012 г., что подтверждается почтовым уведомлением представленным в материалы дела.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением в суд.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 (далее – Положение).

Пунктом 1.3 данного Положения установлено, что его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.

Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (пункты 4б, 4в, 4з Положения).

Подпунктом «д» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 (далее – Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).

В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001г. № 47-ст утвержден ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Из положений п. 4.7.6. указанного ГОСТа следует, что средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы.

Постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009г. утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

В соответствии с п. 7.9 указанного регламента средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически проверены в установленном порядке и опломбированы.

В соответствии с правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 07.07.1998г. № 86), тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

В соответствии с пунктом 8 Правил, водитель транспортного средства:

а) обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы;

б) своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность;

в) использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;

г) при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства;

д) имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством;

е) предоставляет возможность сотрудникам инспектирующих органов производить контроль оттиска клейма и установленных на тахографе табличек с параметрами его настройки

В соответствии с п. 10, контролю подлежат наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям пункта 3, а также соблюдение водителем условий его использования, указанных в пункте 8 Правил.

В соответствии с п. 3.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75), техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Согласно пункту 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27 организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.

Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Из материалов дела видно и установлено судом, что предпринимателем Степановым А.С. осуществлялись пассажирские перевозки по маршруту «Хабаровск-п. Большой Камень» на автобусе DAEWOOBН-120 государственный номер АМ565УО27, при этом перевозка пассажиров осуществлялась на автобусе с неработающим тахографом.

Таким образом, автобус DAEWOOBН-120 государственный номер АМ565УО27 не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для перевозки пассажиров, а именно на автобусе не работает тахограф.

В соответствии с пунктом 5.6.1.3 «Единообразных предписаний касающихся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции», утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004г. № 12-СТ, минимальное число дверей транспортного средства должно равняться двум.

Из материалов дела следует, что 16.08.2012г. предпринимателем Степановым А.С. осуществлялась пассажирская перевозка по маршруту «г. Хабаровск - п. Большой Камень» на автобусе DAEWOOBН-120 государственный номер АМ565УО27, при этом в автобусе отсутствует вторая дверь.

В соответствии с п. 5.11 «Положения об обеспечении безопасности переводок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2, владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обеспечивают проведение обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) в установленном порядке.

Указом Президента Российской Федерации «О государственном обязательном страховании пассажиров» № 750 07.07.1992г. введено на территории Российской Федерации обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» № 667 от 06.04.1994г. установлено, что обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются - перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

Материалами дела установлено, что 16.08.2012г. предпринимателем Степановым А.С. осуществлялась пассажирская перевозка по маршруту «г. Хабаровск - п. Большой Камень» на автобусе DAEWOOBН-120 государственный номер АМ565УО27, при этом в автобусе отсутствовали документы, подтверждающие проведение обязательного личного страхования пассажиров в междугороднем сообщении.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что предпринимателем Степановым А.С. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены нарушения требований (условий), предусмотренных имеющейся у него лицензией.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что предпринимателем Степановым А.С. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем подтверждаются протоколом об административном правонарушении серия 27 № 004513/561 от 04.09.2012г., рапортом № 280 от 16.08.2012 г., путевым листом б\н от 16.08.2012 г., документами на автотранспортное средство, фотографиями, лицензией № АСС-27-034731 от 10.08.2009 г.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность предпринимателя согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3, 4.6 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-6860/2012 от 03.07.2012г.

Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка проведения проверки, судом не установлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, в силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ, считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом основным процессуальным документом, фиксирующим противоправное деяние конкретного лица, является протокол об административном правонарушении, который составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Протокол несет обвинительную функцию.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Степанов А.С. уже привлекался к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-6860/2012 от 03.07.2012г., а следовательно, у суда не имеется оснований для применения к правонарушителю меры ответственности в виде предупреждения.

Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Степанов А.С. подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, при этом, суд считает необходимым применить к правонарушителю санкцию в виде штрафа в размере 3200 руб.

Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате в тридцатидневный срок по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2724135422 КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, расчётный счет № 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск БИК 040813001 КБК 10611690040046000140).

Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 3 статьи 14.1., статьей 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя Степанова Алексея Станиславовича, 19.07.1978 года рождения, уроженца г. Хабаровска, проживающего по адресу: г. Хабаровск, ул. Герцена, 17, кв. 68, зарегистрированного 14.05.2008г. ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272303400111, ИНН-272324135322, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 3200 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко