АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-3009/2012
13 апреля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2012г. Изготовление полного текста решения откладывалось до 13.04.2012г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя Кривошеева Анатолия Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – не явился;
от предпринимателя – не явился.
Сущность спора: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кривошеева Анатолия Анатольевичак административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили, возражений против завершения предварительного судебного заседания и продолжения рассмотрения дела в одном судебном заседании не представили.
Суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 АПК РФ, пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011 протоколирование с использованием средств аудиозаписи в судебном заседании не велось, поскольку представители сторон в заседание суда не явились.
Суд, исследовав материалы дела
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кривошеев Анатолий Анатольевич (далее – ИП Кривошеев А.А.) зарегистрирован 12.01.2009г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 309270301200023 и на основании лицензии от 25.02.2009 № АСС-27-034693, сроком действия до 25.02.2014г., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В период с 22.02.2012г. по 29.02.2012г. государственными инспекторами Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Зибаровской Е.В. и Галкиным Ю.С. на основании приказа руководителя Управления Чевгаева Н.Л. от 16.02.2012г. № 07-15к, в отношении предпринимателя Кривошеева А.А. проведена внеплановая выездная проверка по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 07.02.2012 в 17 час. 00 мин. в г.Комсомольске-на-Амуре, Хуминское шоссе, эл.опора 30 с участием принадлежащего ИП Кривошееву А.А. автобуса DAEWOOBS-106 государственный номер А 803 ХР 27, под управлением водителя Алеева Р.Х.
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с Прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре, о чем заместителем прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Рябовым В.А. вынесено соответствующее решение от 20.02.2012 № 3р-12.
Проведенной проверкой установлено, что предпринимателем нарушаются лицензионные требования и условия при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно:
- не организовано ежегодное повышение профессионального мастерства с водительским составом в 2011 году;
- автобус DAEWOOBS-106 гос. номер А803ХР27, участник дорожно-транспортного происшествия, осуществлял перевозку пассажиров без оформленной в установленном порядке лицензионной карточки;
- автобусы ИП Кривошеева А.А., осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, не оборудованы техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха;
- не организовано хранение путевых листов; в представленных путевых листах не указывается почтовый адрес, номер телефона владельца транспортного средства, дата и время заезда транспортного средства на постоянную стоянку;
- по данным ГИБДД в 2011 году зарегистрировано 4 дорожно-транспортных происшествия с участием автобусов Хундай Аэро Сити-540, принадлежащих ИП Кривошееву А.А.: 09.09.2011г. с участием автобуса государственный регистрационный знак К960ОТ27, 13.09.2011г. с участием автобуса государственный регистрационный знак К048ТУ27, 20.09.2011г. с участием автобуса государственный регистрационный знак К960ОТ27, 17.10.2011г. с участием автобуса государственный регистрационный знак К960ОТ27. Записи об указанных ДТП в представленном к проверке журнале учета ДТП (начат 02.07.2009г.) отсутствуют, материалы служебных расследований ДТП отсутствуют, сверки о ДТП с органами ГИБДД не проводятся;
- в представленных к проверке сервисных книжках отсутствуют отметки о проведении технического обслуживания № 2 (ТО-2). Договор с предприятием, имеющим сертификат на проведение ТО и ремонт автобусов, не заключался. Допущено превышение установленных норм пробега между ТО-1;
- ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения механик Гридчин Сергей Валерьевич не прошел в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
- в представленных к проверке путевых листах не указывается фактическое время возращения автотранспортного средства к месту стоянки;
- нарушается режим труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочего времени и междусменного отдыха;
- ИП Кривошеев А.А. осуществляет регулярные перевозки пассажиров по городскому автобусному маршруту № 40, при этом паспорт регулярного автобусного маршрута № 40, схема и графики движения не согласованы с органами местного самоуправления.
По результатам проверки вышеуказанными должностными лицами ДВУГАДН составлен акт от 29.02.2012г. № 07-15к.
29.02.2012г. государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального УГАДН Зибаровской Е.В. в отношении ИП Кривошеева А.А., в его присутствии, составлен протокол серии 27 № 003712 по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Факт выявленного правонарушения предприниматель признал.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно статье 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством согласования маршрутов пассажирских перевозок и выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Согласно пункту 5.1. вышеуказанного Положения, организация перевозок на новых и действующих маршрутах осуществляется в установленном законом порядке. Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с пунктами 4.15-4.19.
В соответствии с пунктом 4.15. Положения с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов и т.д. требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяются по основаниям, изложенным в пункте 4.16. Положения.
Пунктом 4.17. Положения предусмотрено, что результаты обследования оформляются актом, в котором делается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. Решение вопросов об открытии маршрутов или продолжении эксплуатации в соответствии с пунктом 4.18. Положения входит в компетенцию органа исполнительной власти.
В данном случае законодатель предоставил органам местного самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного движения, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
В целях упорядочения процедуры согласования паспортов городских автобусных маршрутов на территории муниципального образования, в соответствии с федеральными законами РФ «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 03.08.2005 № 73-па утверждено Положение о согласовании паспортов городских автобусных маршрутов.
Данное Положение регулирует процесс согласования органом местного самоуправления - администрацией города - паспортов городских автобусных маршрутов (далее - автобусных маршрутов) и применяется при согласовании паспортов автобусных маршрутов, открытых администрацией города либо организованных и обустроенных самостоятельно перевозчиком (пункты 1.1., 1.2. Положения).
В силу пункта 1.3 Положения, согласование администрацией города паспорта автобусного маршрута осуществляется в форме принятия распоряжения администрации города.
Согласно пункту 2.4 Положения от 03.08.2005г. № 73-па, для согласования паспорта автобусного маршрута перевозчик представляет в отдел транспорта и связи администрации города заявление о согласовании паспорта автобусного маршрута на имя главы города, паспорт автобусного маршрута.
Таким образом, предприниматель обязан представить соответствующие документы на утверждение в органы местного самоуправления, в данном случае, в администрацию города Комсомольска-на-Амуре, а неисполнение данной обязанности является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом по материалам дела установлено, что требования вышеуказанных нормоположений предпринимателем Кривошеевым А.А. не соблюдены, регулярные перевозки пассажиров по городскому автобусному маршруту № 40 осуществляются без паспорта маршрута, без схемы опасных участков маршрута, без графика (расписания) движения маршрута, утвержденных в установленном законодательством порядке.
Как следует из пункта 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности работы водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.3.3. вышеуказанного Положения на владельцев автобусов возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей.
Пунктами 2.6.2. и 2.3.6. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны вести учет рабочего времени водителей и обеспечивать надежность водительского состава за счет соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей.
Пунктом 7 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (далее - Положение от 20.08.2004 № 15) установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Согласно пункту 11 Положения, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пунктом 25 данного Положения установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как установлено проверкой и подтверждается материалами дела, предпринимателем не осуществляется должный контроль за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены и ежедневного (междусменного) отдыха.
Так, согласно журналу контроля технического состояния автотранспортных средств, рабочее время водителя Алеева Р.Х. в день, предшествовавший ДТП, 06.02.2012г. составило 16 час. 00 мин., рабочее время водителя Абдираимова Ш.Э. 04.02.2012 составило 16 час. 00 мин., рабочее время водителя Чадюк B.C. 08.02.2012 составило 14 час. 30 мин., при норме не более 12 часов; междусменный отдых водителя Алеева Р.Х. в период с 06.02.2012 на 07.02.2012 (день совершения ДТП) составил 8 часов, междусменный отдых водителя Новоселова В.Ю. в период с 09.02.2012 по 10.02.2012 составил 9 час. 30 мин., при норме не менее 12 часов.
Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Пунктом 11 Положения о лицензировании установлено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктом 2.4. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны использовать подвижной состав, зарегистрированный в органах Госавтоинспекции, соответствующий виду перевозок, объему и характеру перевозимого груза, прошедший государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца
Требование об обязательности наличия лицензионной карточки также установлено пунктом 2.1.1. «Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных совместным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, согласно которому водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки, среди прочих документов, лицензионную карточку.
Судом по материалам дела установлено, что на момент проверки перевозка пассажиров на автобусе DAEWOOBS-106 гос. номер А803ХР27 осуществлялась без лицензионной карточки, что подтверждается путевыми листами № 215 от 02.02.2012г., № 220 от 03.02.2012г., № 225 от 05.02.2012г., № 231 от 06.02.2012г., №237 от 07.02.2012г.
Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее - Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. № 152), которые применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В силу пункта 3 вышеназванного Приказа, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
При этом, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (подпункт 2 пункта 5 Приказа № 152 от 18.09.2008г.).
Сведения о транспортном средстве включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункт 4 пункта 6 Приказа № 152 от 18.09.2008г.).
В соответствии с пунктом 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. № 152 оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Кривошеевым А.А. не организованохранение путевых листов. Так, к проверке представлены путевые листы за январь-февраль 2012г. в количестве 165 штук. За предыдущий период путевые листы к проверке не представлены. Фактически путевые листы на предприятии не хранятся. Кроме того, в представленных путевых листах не указывается почтовый адрес, номер телефона владельца транспортного средства, дата и время заезда транспортного средства на постоянную стоянку, а также в представленных к проверке путевых листах не указывается фактическое время возвращения автотранспортного средства к месту стоянки.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995г. № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» (далее – Правила), учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется, в том числе, владельцами транспортных средств (пункт 4 Правил).
Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения (пункт 15 Правил).
Согласно пункту 16 Правил, форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Соответствующая форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств утверждена Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 22.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
В силу пункта 18 Правил, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР определен Положением о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 26.04.1990 №49.
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий (п.1.2.).
При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены: обстоятельства, предшествующие происшествию; причины происшествия; влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия; последствия происшествия; лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно); недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий (п.1.3).
Служебное расследование всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) в срок до 5 суток (п.1.4).
Административным органом в ходе плановой выездной проверки установлено, что вышеприведенные нормативные положения предпринимателем не соблюдаются. Так, по данным ГИБДД в 2011 году зарегистрировано 4 дорожно-транспортных происшествия с участием автобусов Хундай Аэро Сити-540, принадлежащих ИП Кривошееву А.А. (09.09.2011г. - с автобусом государственный номер К960ОТ27, 13.09.2011г. - с автобусом государственный номер К048ТУ27, 20.09.2011г. - с автобусом государственный номер К960ОТ27, 17.10.2011г. - с автобусом государственный номер К960ОТ27). В представленном к проверке журнале учета ДТП записи об указанных ДТП отсутствуют, материалы служебных расследований ДТП отсутствуют, сверки о ДТП с органами ГИБДД не проводятся.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.3.5. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, действие которых распространяется на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны осуществлять пассажирские перевозки в соответствии с действующими правилами и инструкциями по конкретному виду деятельности, а так же обеспечивать надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей отнесена к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии (п.2.3.5. Положения).
Как следует из материалов административного производства, в нарушение вышеприведенных правовых положений предприниматель ИП Кривошеев А.А. не организовал в 2011 году ежегодное повышение профессионального мастерства с водительским составом.
Согласно пункту 8(1) раздела II «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. № 720, транспортные средства категорий , , и , осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г.
Во исполнение пункта 8(1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, разработан «Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха», утвержденный Приказом Минтранса РФ от 14.12.2011г. № 319.
Автобусы ИП Кривошеева А.А., осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, не оборудованы техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
В силу статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Согласно пункту 3.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 №75), техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
В силу пункта 3.2. вышеуказанного Положения, владельцы автобусов обязаны обеспечивать проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г. утверждено «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», которым установлены нормативы технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, в том числе, автобусов.
В соответствии с пунктом 2.4. названного Положения, техническое обслуживание подвижного состава подразделяется, в том числе, на первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2).
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономия топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду (пункт 2.6. Положения).
Согласно требованиям Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, нормы пробегов между техническими обслуживаниями для автобусов, осуществляющих городские пассажирские перевозки должны иметь меньшие значения. Так, периодичность технического обслуживания подвижного состава, согласно вышеуказанного Положения, для автобусов принимается, как 3500 км. пробега между ТО-1 и 14000 км. пробега между ТО-2. В дальнейшем указанные значения корректируются с учётом условий эксплуатации и природно-климатических условий. Таким образом, согласно данных таблицы 2.7 вышеуказанного Положения для городов с населением более 100 тыс. жителей и асфальтобетонным дорожным покрытием категория условий эксплуатации принимается - «III». В связи с этим, согласно данных таблицы 2.8 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации берётся в значении 0,8. Согласно данных таблицы 2.10 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий берётся с учётом характеристики района, указанной в приложении 11 для Хабаровского края как, для холодного района - 0,9 и для очень холодного района – 0,8.
Таким образом, для расчетов принимается коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий, установленный для летнего периода – 0,9, для зимнего периода – 0,8.
В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, допустимое отклонение от нормативов периодичностей технического обслуживания составляет +/-10% (примечание 2 к таблице 2.1. Положения).
Проведенной проверкой установлено, что в представленных к проверке сервисных книжках (заведены в 2012году) стоит отметка о проведении технического обслуживания № 1 (ТО-1) ИП Кривошеевым А.А. Отметки о проведении технического обслуживания № 2 (ТО-2) отсутствуют. Кривошеев А.Л. не имеет сертификата на проведение технического обслуживания и ремонта автобусов. Ремонтная база отсутствует. Договор с предприятием, имеющим сертификат на проведение ТО и ремонта автобусов, не заключен. Согласно записи в сервисной книжке автобус HYUNDAI-AERO-CITI-540 гос. номер К048ТУ27 прошел ТО-1 15.01.2012г. (показания спидометра - 21871км). Согласно записи в журнале контроля технического состояния автотранспорта при выезде на линию и при возвращении к месту стоянки 21.02.2012г. показания спидометра автобуса HYUNDAI-AERO-CITI-540 гос. номер К048ТУ27 при возвращении с линии составили 28041км (путевой лист № 287 от 21.02.2012г). Очередное ТО не проводилось. Пробег составил 6170км, что превышает установленную норму 2500км на 3670км. Согласно записи в сервисной книжке автобус HYUNDAI-AERO-CITI-540 гос. номер К960ТУ27 прошел ТО-1 21.01.2012г. (показания спидометра - 136970км). Согласно записи в журнале контроля технического состояния автотранспорта при выезде на линию и при возвращении к месту стоянки 21.02.2012г. показания спидометра автобуса HYUNDAI-AERO-CITI-540 гос. номер К960ТУ27 при возвращении с линии составили 140630км (путевой лист № 289 от 21.02.2012г). Очередное ТО не проводилось. Пробег составил 3660км, что превышает установленную норму 2500км на 1160км. Согласно записи в сервисной книжке автобус HYUNDAI-AERO-CITI-540 гос. номер К456ТХ27 прошел ТО-1 17.01.2012г. (показания спидометра - 31150км). Согласно записи в журнале контроля технического состояния автотранспорта при выезде на линию и при возвращении к месту стоянки 21.02.2012г. показания спидометра автобуса HYUNDAI-AERO-CITI- 540 гос. номер К456ТХ27 при возвращении с линии составили 35440км (путевой лист № 288 от 21.02.2012г). Очередное ТО не проводилось. Пробег составил 4290км, что превышает установленную норму 2500км на 1790км.
В силу подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании, к лицензионным требованиям так же относится наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно статьи 1 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 №13/11 (далее – Положение об аттестации) аттестация должностных лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности, в частности, движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.
В силу пункта 2 данного Положения, аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации (Приложение N 1), которым предусмотрено, что на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте аттестации подлежат, в том числе, специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
В силу статей 3, 4 вышеуказанного Положения об аттестации, аттестация проводится один раз в пять лет в аттестационных комиссиях региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям.
Обязанность лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходить периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке предусмотрена также пунктом 2.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994г. № 15.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных норм, лицо, подлежащее аттестации – механик Гридчин Сергей Валерьевич, назначенный приказом б/н от 10.01.2011г. ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестацию не проходил.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП в виде предупреждения или наложения на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4. КоАП РФ, административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя Кривошеева Анатолия Анатольевича признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 29.02.2012г. серии 27 № 003712, актом проверки от 29.02.2012г. № 07-15к, письмом отдела ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре от 15.02.2012 № пз/12-2511, карточкой учета ДТП, журналом контроля технического состояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии, журналом учета ДТП, сервисными книжками автобусов марки Хендай Аэро Сити-540, гос.номера К048ТУ27, К960ТУ27, К456ТХ27, путевыми листами от 21.02.2012г. №№ 287, 288, 289, от 03.02.2012 № 220, от 05.02.2012 № 225, от 07ю.02.2012 № 237, приказом от 10.01.2011г. о назначении Гридчина С.В. ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, судом по материалам дела не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. настоящего Кодекса, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.11.2011г. по делу № А73-13086/2011.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым применить к правонарушителю меру наказания в виде штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2724135422, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.3, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Кривошеева Анатолия Анатольевича, 10.02.1953 года рождения, уроженца п. Волчанка, Краснотуринского района, Свердловской области, проживающего по адресу: 681029, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Московская, д. 16, кв. 65, ОГРН-309270301200023, ИНН-272600247074, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак