Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-18624/2015
15 марта 2016 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 09 марта 2016.
В полном объеме решение было изготовлено судом 15 марта 2016.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Суриковой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
о признании недействительными пункта 5 представления от 20.11.2015 №22-07-06/5396 и пункта 2 предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394
При участии :
От заявителя - ФИО1 по доверенности от 19.01.2016 № 908/5-2
От МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае – до перерыва : ФИО2 по доверенности от 01.12.2015 № 33, после перерыва : ФИО3 по доверенности от 01.12.2015 № 34
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.02.2016 по 09.03.2016.
Предмет спора :
Военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу (далее – заявитель, ВСУ СК России по ВВО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае) о признании недействительными представления от 20.11.2015 № 22-07-06/5396 в части пункта 5 о неправомерном использовании бюджетных средств: переплата районного коэффициента государственным гражданским служащим в 2013-2014 гг. и предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394 в части пункта 2 о неправомерном использовании бюджетных средств: переплата районного коэффициента государственным гражданским служащим в 2013-2014 гг.
В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители МТУ Россфиннадзора в Хабаровском крае в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд
У С Т А Н О В И Л :
на основании приказа «О назначении контрольного мероприятия» от 26.08.2015 № 199 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае в период с 03.09.2015 по 30.09.2015 была проведена плановая выездная проверка Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 на предмет проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе проверки МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае пришло к выводу о том, что в 2013-2014 ВСУ СК России по ВВО, являясь получателем средств федерального бюджета, в нарушение Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 неправомерно произвело выплату районного коэффициента государственным гражданским служащим в размере 1,30, что повлекло переплату районного коэффициента на сумму 256960,58 руб., в том числе в 2013 – на сумму 108 536,80 руб., в 2014 году – на сумму 148 423,78 руб.
Выводы проверки были отражены в акте от 20.10.2015, по результатам рассмотрения которого, 20.11.2015 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае в адрес Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу было направлено представление № 22-07-06/5396 о рассмотрении содержащейся в представлении информации о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации; в 30-дневный срок со дня получения представления принять меры по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Кроме того, 20.11.2015 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае в адрес Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу было направлено предписание № 22-07-06/5394, которым в 30-дневный срок с даты получения предписания было предписано принять меры по устранению нарушений по пунктам 1-2 предписания.
Не согласившись с пунктом 5 представления от 20.11.2015 № 22-07-06/5396 и пунктом 2 предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, в которых указано на неправомерное использование бюджетных средств в виде переплаты районного коэффициента государственным гражданским служащим, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом, основанием для вынесения пункта 5 представления от 20.11.2015 № 22-07-06/5396 и пункта 2 предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394 послужили выводы МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае о нарушении Военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу при выплате государственным гражданским служащим районного коэффициента в размере 1,30 пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения», согласно которому размер районного коэффициента для рабочих и служащих организаций, расположенных в городе Хабаровске установлен в размере 1,20.
Согласно пункту 1 Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Хабаровском крае составляет 1,20.
Вместе с тем, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы российского трудового права носят подзаконный характер, осуществляют правовое регулирование специальных отношений, отражающих компетенцию федеральных органов исполнительной власти, имеют особый порядок их принятия.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как следует из статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В отношений организаций, расположенных в городе Хабаровске, учитывая, что постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» город Хабаровск не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, размер районного коэффициента к заработной плате подлежит установлению с применением постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.11.1967 № 512/П-28 и решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154.
Согласно решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154, принятого в соответствии с полномочиями предусмотренными пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих города Хабаровска установлен в размере 1,3 (30%).
Нормативно-правовое регулирование порядка применения районного коэффициента к оплате труда государственных гражданских служащих Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу, осуществляющих трудовую деятельность в городе Хабаровске, в настоящее время осуществляется с учетом следующего.
Согласно части 13 статьи 39 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ) численность военнослужащих и гражданского персонала выделяется военным следственным органам Следственного комитета за счет и пропорционально численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Численность военнослужащих и гражданского персонала военных следственных органов Следственного комитета включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ финансовое обеспечение военных следственных органов Следственного комитета осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 № 2 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
С 01.12.2008 Постановлением Правительства Российской Федерации № 583 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Подпунктом «в» пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 федеральным органам исполнительной власти, в том числе Министерству обороны Российской Федерации, поручено утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 и в пределах полномочий Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583», которым было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций (приложение № 2 к Приказу) (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает:
размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок);
условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера;
условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В силу пункта 21 Положения к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему Положению).
В соответствии с Главой VII приложения № 2 к Положению к числу районов, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,30, отнесен Хабаровский край, за исключением районов, указанных в главах III - V настоящего приложения.
Пунктом 4 Приказа МО РФ от 23.04.2014 № 255 предусмотрено, что расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, необходимо осуществлять в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
До издания Приказа МО РФ от 23.04.2013 № 255 действовал Приказ МО РФ от 10.11.2008 № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», содержащий аналогичные положения в части определения оплаты системы труда гражданского персонала и установления районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункт 7 приложения № 6 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации).
Системный анализ изложенных выше норм права, регулирующих трудовые отношения, в частности оплату труда гражданского персонала учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, свидетельствует об установлении данными нормами как порядка его применения для работников организаций, расположенных в городе Хабаровске, так и источника его финансирования.
При этом государственные гражданские служащие военных следственных органов входят в штатную численность Вооруженных сил Российской Федерации и выплата их денежного содержания осуществляется за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 31 пункта 10 раздела 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.
Приказом Заместителя Министра Обороны от 29.11.2013 № 1079 с 1 января 2013 Военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу зачислено на финансовое обеспечение в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
Как указывает заявитель, фонд оплаты труда государственных гражданских служащих ВСУ СК России по ВВО на 2013 и 2014 утвержден распорядителем средств федерального бюджета - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю». При этом данный фонд на 2013-2014 предусматривал выплату районного коэффициента в размере 1,30.
Таким образом, государственным гражданским служащим ВСУ СК России по ВВО, включенным в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом их работы на территории города Хабаровска и наличия источника финансирования, подлежит выплате районный коэффициент в размере 1,30.
Учитывая, что в 2013-2014 выплата районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала была произведена ВСУ СК России по ВВО в размере, установленном для соответствующей территории, в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, Приказами МО РФ от 10.11.2008 № 555, от 23.04.2014 № 255, содержащиеся в пункте 5 представления от 20.11.2015 № 22-07-06/5396 и в пункте 2 предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394 выводы МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае о переплате заявителем районного коэффициента государственным гражданским служащим являются неправомерными.
Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае о том, что Министерство обороны Российской Федерации лишь финансирует военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, при этом не уполномочено устанавливать районный коэффициент федеральным государственным служащим Следственного комитета, а также доводы о том, что Приказ МО РФ от 23.04.2014 № 255 не подлежит применению при определении размера районного коэффициента государственным гражданским служащим ВСУ СК России по ВВО, поскольку они являются работниками Следственного комитета Российской Федерации, суд отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права и не соответствующие вышеприведенным нормативным правовым актам.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не разрешается, поскольку заявитель и МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление удовлетворить.
Признать недействительными пункт 5 представления от 20.11.2015 №22-07-06/5396 и пункт 2 предписания от 20.11.2015 № 22-07-06/5394 Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко