Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17410/2017
15 января 2018 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 09 января 2018.
В полном объеме решение было изготовлено судом 15 января 2018.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СибПроектНИИ»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения Хабаровского УФАС России № 369 от 04.10.2017
третье лицо : Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края
При участии :
От заявителя – не явились;
От Хабаровского УФАС России – ФИО1 по доверенности 22.12.2017 № 7/10193;
От третьего лица – не явились;
Предмет спора:
Общество с ограниченной ответственностью «СибПроектНИИ» (далее – ООО «СибПроектНИИ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействительным решения Хабаровского УФАС России № 369 от 04.10.2017 в части обжалования сроков выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией.
Определением суда от 03.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация, третье лицо).
В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Хабаровского УФАС России, суд
У С Т А Н О В И Л :
20.09.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122300026917000181 о проведении электронного аукциона на выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границы Солнечного муниципального района Хабаровского края и четырех границ населенных пунктов п.Хурмули, с.Мавринск, п.Лиан, п.Домостроительный завод, входящих в состав Хурмулинского сельского поселения Солнечного района Хабаровского края, размещена документация об электронном аукционе.
Заказчик – Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 172 344 руб.
Не согласившись с действиями заказчика - Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона (реестровый номер 0122300026917000181), в том числе в части установления в документации об аукционе сроков выполнения землеустроительных работ, ООО «СибПроектНИИ» обратилось с жалобой от 27.09.2017 № 1251/17 в Хабаровское УФАС России.
Приказом руководителя Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 №843 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в связи с рассмотрением жалобы ООО «СибПроектНИИ» назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика – Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0122300026917000181, на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе; назначена комиссия.
04.10.2017 по результатам проведенной внеплановой проверки комиссией Хабаровского УФАС России было принято решение № 369, которым жалоба ООО «СибПроектНИИ» на действия заказчика – Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона (реестровый номер 0122300026917000181) была признана частично обоснованной.
В действиях заказчика Администрации Солнечного
муниципального района Хабаровского края при проведении электронного
аукциона выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границы Солнечного муниципального района Хабаровского края и четырех границ населенных пунктов п.Хурмули, с.Мавринск, п.Лиан, п.Домостроительный завод, входящих в состав Хурмулинского сельского поселения Солнечного района Хабаровского края (реестровый номер 0122300026917000181) признано нарушение требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принято решение о выдаче заказчику Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края предписания об устранении выявленных нарушений.
04.10.2017 на основании решения № 369 Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края комиссией Хабаровского УФАС России было выдано предписание № 111 об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем рассмотрения вторых частей заявок участников закупки 0122300026917000181, учитывая замечания, изложенные в решении Хабаровского УФАС России от 04.10.2017 № 369, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; об исполнении предписания уведомить Хабаровское УФАС России.
Несогласие заявителя с решением комиссии Хабаровского УФАС России № 369 от 04.10.2017 в части обжалования сроков выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией, послужило основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом потребность в товарах, работах, услугах, а также сроки поставки, выполнения работ или оказания услуг заказчики определяют самостоятельно.
Пунктом 3 Технической части аукционной документации установлен срок выполнения работ - в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта.
Как указывает заявитель, срок проверки землеустроительной документации и присвоения номера объекту землеустройства в территориальном органе Росреестра и внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов составляет 109 календарных дней, что значительно превышает срок выполнения работ, указанный в пункте 3 Технической части документации об электронном аукционе (60 календарных дней), при этом время на подготовку землеустроительной документации заказчик не учитывает. Таким образом, заказчик устанавливает заведомо неисполнимые требования к выполнению работ, что нарушает права и законные интересы участников закупки.
Статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Порядок проведения государственной экспертизы землеустроительной документации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации», в соответствии с абзацем 2 пункта 8 которого срок проведения экспертизы устанавливается с учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации и, как правило, составляет 1 месяц, однако при необходимости может быть продлен до 3 месяцев.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Таким образом, вышеуказанные нормы устанавливают сроки проведения землеустроительных работ, которые при необходимости могут быть продлены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 №147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» до 31 декабря 2017 требуется внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах административно-территориальных образований, проведение землеустроительных работ для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов, при этом доля населенных пунктов субъекта Российской Федерации, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в общем количестве населенных пунктов субъекта Российской Федерации, должна составлять 30 процентов.
Как указывает в отзыве Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края, в данном случае срок выполнения землеустроительных работ был установлен заказчиком в целях соблюдения сроков, установленных соглашением от 08.08.2017 № 11 «О предоставлении бюджету Солнечного муниципального района субсидии из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств на выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципальных образований и населенных пунктов», заключенным между Администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края и Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Данное соглашение действует до 31.12.2017 и если получателем субсидии не исполнены обязательства по достижению значения показателя результативности использования субсидии, субсидия подлежит возврату в краевой бюджет.
Вследствие этого, как указывает Администрация, в данном случае срок выполнения землеустроительных работ - 60 календарных дней с момента заключения контракта, указанный в технической части аукционной документации, был установлен в целях соблюдения сроков, установленных соглашением от 08.08.2017 № 11, а также в целях освоения бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Доказательств невозможности выполнения землеустроительных работ в срок, установленный в документации об аукционе, заявителем в материалы дела не представлено.
При этом как следует из представленного в дело протокола рассмотрения заявок от 02.10.2017, на участие в аукционе поступило 2 заявки, что указывает на готовность участников выполнить работы в срок, установленный документацией об аукционе.
Вследствие этого, суд отклоняет доводы заявителя о том, что в документации об аукционе заказчиком установлены заведомо неисполнимые требования к выполнению работ.
Доводы заявителя о том, что заявки участников могут быть признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, что не позволит заключить им контракт, а также доводы о том, что подача заявки на участие в аукционе не является гарантией того, что данный участник способен выполнить предусмотренные проектом контракта работы, суд также отклоняет, поскольку указанные доводы носят предположительный характер.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Принимая во внимание, что на участие в аукционе поступило 2 заявки, ограничение со стороны заказчика при установлении им в документации об аукционе срока выполнения работ в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта отсутствует.
При таких обстоятельствах комиссия Хабаровского УФАС России правомерно признала жалобу Общества в указанной части необоснованной.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое решение Хабаровского УФАС России № 369 от 04.10.2017 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения недействительным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя, требования которого не были судом удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко