НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 08.12.2023 № А73-12863/2023

101/2023-252348(1)



Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-12863/2023 

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А. А. Паниной  при ведении протокола секретарем судебного заседания А. Сербиной 

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства лесного хозяйства и  лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053; г.  Хабаровск, ул. Запарина, д.5) 

к обществу с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (ОГРН:  1142703005059, ИНН: 2703082018, адрес: 123100, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный  округ Пресненский, ул. Мантулинская, д. 9, к. 1, кв. 87) 

о взыскании 260 592 руб., обязании выполнить лесовосстановительные  мероприятия 

при участии в судебном заседании:
от истца, ответчика – не явились.

Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее -  Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением  к обществу с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (далее - ООО  «Дальинтерлес») о взыскании 260 592 руб. неустойки за невыполнение работ по  дополнению лесных культур по договору аренды лесного участка № 0054/2008 от  08.10.2008, об обязании в срок до 01.07.2024 осуществить лесовосстановительные работы  по дополнению лесных культур в Кербинском участковом лесничестве, кв. 343, выдела 6  на площади 24 га (с учетом уточнений). 

Определением от 14.08.2023 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного  производства, определением от 04.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим  правилам искового производства. 

Определением о

Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не  явились. 

Иск мотивирован тем, что по результатам проверки соблюдения договорных  обязательств за 2021 год установлено ненадлежащее исполнение ответчиком  предусмотренной договором обязанности по осуществлению мероприятий по  лесовосстановлению, установлена необходимость осуществления дополнения посадок  (взамен погибших растений), что ответчиком не выполнено. Невыполнение данных  мероприятий явилось основанием для начисления договорной неустойки. 


Ответчик исковые требования не признал в соответствии с доводами отзыва. В  возражениях указал, что истец неправомерно проводил инвентаризацию посадок,  произведенных летом 2021 года в этот же год, в связи с чем полагает результаты  инвентаризации недостоверными. Считает, что инвентаризация в этом случае должна  проводиться в 2022, 2024 и 2026 годах. Сведения о результатах инвентаризации,  проведенной в 2023 году, также оспаривал, указывая на неизвещение арендатора о  предстоящей проверке. В случае удовлетворения иска просил снизить размер неустойки  по правилам статьи 333 ГК РФ

Истец против доводов отзыва возражал согласно письменным пояснениям.

Суд рассмотрел спор по существу в отсутствие сторон в порядке статьи 156 АПК  РФ по материалам дела. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 08.10.2008 между Правительством Хабаровского  края (арендодатель) и ОАО «Интер-Форест» (арендатор, правопредшественник ООО  Дальинтерлес») заключен договор аренды лесного участка № 0054/2008, по условиям  которого в пользование арендатору предоставлен лесной участок площадью 20 801 га,  имеющий местоположение: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины  Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 335, 337-343, 349, 350, 385-387,  389, 390, 443, 447-449, 451, 452, 454, 455, 456-459 Кербинского участкового лесничества.  Условный номер лесного участка 08:237:13:0054. 

Срок аренды определен пунктом 21 договора - с момента государственной  регистрации по 01 декабря 2030 года. 

Договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается  регистрационным штампом на документе. 

В обязанности арендатора в соответствии с подпунктом «ж» пункта 12 договора  входит осуществление работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению  на арендуемых лесных участках на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в  проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору.  

В соответствии с приложением № 6 к договору аренды «Объемы и сроки  исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на  арендуемом лесном участке» в объем лесовосстановительных мероприятий входит, в том  числе, посадка лесных культур в объеме 24,0 га, агротехнический уход за лесными  культурами в объеме 72,0 га ежегодно. 

Согласно пункту 14 договора за невыполнение лесовосстановительных  мероприятий арендатор возмещает арендодателю неустойку в размере стоимости этих  работ по установленным нормативам. 

Арендатором весной 2021 года проведены работы по посадке лесных культур в  квартале 343 выделы 6 Кербинского участкового лесничества, на площади 24 га посажены  сеянцы лиственницы даурской в количестве 2096 шт. на 1 га. Работы приняты 15.06.2021,  что отражено в акте технической приемки лесных культур № 8 от 15.06.2021. 

При инвентаризации лесных культур осенью 2021 установлено, что приживаемость  лесных культур закладки весна 2021 года в квартале 343 выдел 6 на площади 24,0 га  составила 38 %, что подтверждается полевой карточкой. 

Письмом от 01.11.2021 № 03-15-151 в адрес арендатора направлено уведомление о  необходимости произвести дополнение лесных культур в квартале 343 выделе 6 на  площади 24,0 га до нормативных значений в срок до 20.09.2022. 


Поскольку по состоянию на 20.02.2023 ООО «Дальинтерлес» не представлены  документы, свидетельствующие о выполнении мероприятия по дополнению лесных  культур на лесном участке, ответчику начислена неустойка в общем размере 260 592 руб.,  исходя из норматива по проведению агротехнического ухода за лесными культурами –  дополнение лесных культур за 1 га в сумме 10 858 руб., установленного распоряжением  Управлением лесами Правительства Хабаровского края от 05.04.2019 № 204-р. 

Претензией от 20.02.2023 № 03-15-117 истец сообщил ответчику о необходимости  уплаты начисленной неустойки, а также о необходимости выполнить работы по  дополнению лесных культур в срок до 01.07.2023. 

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по договору аренды лесного  участка в добровольном порядке в части выполнения лесовосстановительных  мероприятий и оплаты начисленной неустойки, истец обратился в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела  доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьями 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК  РФ) плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы  за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы,  являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджета субъектов  Федерации соответственно. 

Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов  бюджета обладает рядом полномочий, в том числе осуществляет взыскание  задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. 

На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права  владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 

В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют  имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде  органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени  могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также  юридические лица и граждане. 

Указанные органы и лица осуществляют права собственника Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 ГК РФ). 

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ передает органам государственной власти  субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных  отношений. 

На территории Хабаровского края органом исполнительной власти края,  осуществляющим полномочия в области лесных отношений, является Министерство. 

Согласно пункту 3.8 Положения о Министерстве лесного хозяйства и  лесопереработки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства  Хабаровского края от 30.12.2021 № 707-пр (далее – положение о Министерстве),  Министерство осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных  участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным 


Правительством края, Управлением лесами Правительства края, Комитетом лесного  хозяйства Правительства края, в том числе заключает соглашения об изменении и о  расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса,  предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, подает  соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми  правами истца, ответчика и третьего лица. 

Министерство лесного хозяйства Правительства Хабаровского края включено в  перечень администраторов доходов федерального бюджета, утвержденный Приказом  Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 28.12.2018 № 1079, и в  перечень администраторов доходов бюджетов субъектов РФ. 

Следовательно, Министерство имеет право на обращение в суд с настоящим иском. 

В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться  надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.  Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением  случаев, предусмотренных законом. 

Присуждение к исполнению обязанности в натуре в силу статьи 12 ГК РФ является  одним из способов защиты права. 

В статье 1 Лесного кодекса РФ изложены принципы лесного законодательства,  содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению,  воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению  многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для  удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. 

В соответствии с частью 5 статьи 17 Лесного кодекса РФ осуществление сплошных  рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только  при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках. 

Согласно части 1 статьи 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление  осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного  восстановления лесов. 

На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины,  лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков на основании  проекта лесовосстановления (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ). 

Приложением № 6 к договору аренды установлена обязанность арендатора по  осуществлению агротехнического ухода за лесными культурами ежегодно во 2-3 квартале  в объеме 24 га. 

В период 2020 - 2023 годы действовали Правила лесовосстановления, состава  проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления,  утвержденные Приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 (с 21.09.2019, далее –  Правила лесовосстановления № 188), Правила лесовосстановления, состава проекта  лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления, утвержденные  Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 (с 01.01.2021, далее – Правила  лесовосстановления № 1014), Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка  согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а  также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления,  утвержденные Приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (с 17.09.2023, далее –  Правила лесовосстановления № 1024). 

В силу положений пункта 50 Правил лесовосстанвления № 188, № 1014, № 1024 к  агротехническому уходу, в том числе, относится дополнение лесных культур. 


Дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с  приживаемостью 25-85 %. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем  количество деревьев главных пород (пункт 53 Правил лесовосстановления № 188, № 1014,   № 1024). 

Материалами дела подтверждается, что при инвентаризации лесных культур  закладки весна 2021 года осенью 2021 году выявлено, что приживаемость лесных культур  составила 38 %, в связи с чем арендатору необходимо было выполнить дополнение  лесных культур в 2022 году. 

Оспаривая указанные обстоятельства, ответчик указал на неправомерность  проведения инвентаризации лесных культур закладки 2021 года осенью этого же года, в  связи с чем изложенные в полевой карточке сведения считает недостоверными. Со  ссылкой на положения Правил лесовосстановления № 1014 указал на необходимость  проведения инвентаризации в 2022, 2024 и 2026 годах. 

Дополнение лесных культур - повторная посадка сеянцев или саженцев или посев  семян деревьев и кустарников в культурах на месте погибших растений с целью  восстановления первоначальной густоты лесных культур. Необходимость дополнения  лесных культур выявляют в результате инвентаризации лесных культур. 

Договором аренды лесного участка сроки проверки приживаемости лесных культур  не обусловлены. 

В силу положений пункта 9 Правил лесовосстановления № 1014, с целью оценки  состояния участков с проведенными мерами искусственного и комбинированного  лесовосстановления и назначения мероприятий по улучшению состояния этих участков  проводится инвентаризация лесных культур первого, третьего и пятого года. 

Инвентаризация выполненных мероприятий по искусственному и  комбинированному лесовосстановлению осуществляется ежегодно в III - IV кварталах  года проведения работ в порядке, установленном действующим законодательством  Российской Федерации. 

Пунктом 9 Правил лесовосстановления № 1024 также предусмотрено, что с целью  оценки состояния лесных участков с проведенными мерами искусственного и  комбинированного лесовосстановления и назначения мероприятий по улучшению  состояния этих участков проводится инвентаризация лесных культур первого года  выращивания, третьего и пятого года закладки. 

Пунктом 1.1 Технических указаний по проведению инвентаризации лесных  культур, утвержденных Госкомлесом СССР от 08.12.1989 (далее – Технические указания)  регламентировано, что инвентаризация лесных культур, защитных лесных насаждений,  посадочного материала, площадей с проведенными мерами содействия естественному  возобновлению леса, перевод в покрытые лесом земли лесных культур и ввод молодняков  в категорию ценных древесных насаждений, образовавшихся в результате осуществления  лесовосстановительных мероприятий и рубок ухода, проводятся с целью уточнения  выполненных объемов, определения эффективности лесовосстановительных и  агролесомелиоративных работ, качественного состояния создаваемых лесных культур,  защитных лесных насаждений и посадочного материала, их соответствия действующим  стандартам и техническим условиям, назначения мероприятий по улучшению состояния  лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, выявления лучших  предприятий, выполняющих лесовосстановительные работы, лесомелиоративных  станций, лесничеств, бригад, звеньев, а также рабочих, обеспечивающих хорошее  качество работ, высокую приживаемость посадок и производительность труда, для  изучения и распространения их методов работы. 


Согласно пункту 2.1 Технических указаний все полевые культуры, защитные  лесные насаждения первого года выращивания и третьего календарного года закладки,  выполненные предприятиями, подлежат инвентаризации. 

К лесным культурам и защитным лесонасаждениям, заложенным весной, относятся  культуры и защитные насаждения, произведенные посевом и посадкой леса в I полугодии  и включенные в статистическую отчетность по лесовосстановлению. Культуры и  защитные насаждения, заложенные после этого периода, относятся к осенним посадкам. 

Однолетние лесные культуры, заложенные весной текущего года и осенью  предыдущего года, инвентаризируются по сезонам (весна и осень). При инвентаризации  лесных культур и защитных лесных насаждений на третий календарный год учитываются  все посадки, заложенные в данному году (весна и осень данного года). 

Например, в 1990 году подлежат инвентаризации раздельно по сезонам лесные  культуры и защитные лесонасаждения, заложенные весной 1990 года и осенью 1989 года,  а при инвентаризации лесокультур и защитных лесных насаждений, заложенных весной и  осенью 1988 года, сезоны закладки объединяются. 

Из изложенного в совокупности следует, что истец правомерно проводил  инвентаризацию лесных культур закладки весны 2021 года осенью этого года. Доводы  ответчика основаны на неверном толковании положений Правил лесовосстановления. 

Более того, в ходе рассмотрения спора истцом представлены данные  инвентаризации 2023 года, согласно которым приживаемость на спорном лесном участке  составила 41 %. 

Доводы ответчика о недостоверности данных представленных в материалы дела  полевых карточек ввиду отсутствия проставления в них даты составления судом  отклонены, поскольку ответчиком доказательств иных данных приживаемости лесных  культур на спорном лесном участке не представлено. 

При изложенном исковые требования о понуждении к выполнению обязательств по  дополнению лесных культур подлежат удовлетворению в полном объеме. 

В силу части 2 статьи 168 АПК РФ арбитражный суд при принятии решения при  необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. 

Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего  ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных  средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения  указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения. 

Истец просит указать на установление обязанности ответчика выполнить  соответствующие мероприятия в срок до 01.07.2024. Данный срок признан судом  разумным, соответсвующими срокам проведения соответствующих работ, указанных в  приложении № 6 к договору. 

Помимо требования о возложении на ответчика обязанности выполнить  мероприятия по дополнению лесных культур, истцом также предъявлена к взысканию  неустойка, размер которой определен в сумме 260 592 руб. 

Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может  обеспечиваться неустойкой. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней)  признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник  обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения  обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. 


Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо  от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ). 

Условия договора, в том числе в отношении размера неустойки, сторонами  согласованы в пункте 14. 

Факт нарушения обязательств по проведению лесовосстановительных мероприятий  подтвержден материалами дела. 

Согласно распоряжению Управления лесами Правительства Хабаровского края №  204-р от 05.04.2019 "Об утверждении размеров затрат на выполнение мероприятий по  охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, применяемых  для расчета неустойки за невыполнение работ лицами, использующими леса" размер  затрат для расчета неустойки за невыполнение лесовосстановительных мероприятий по  проведению агротехнического ухода за лесными культурами в виде дополнения лесных  культур составляет 10 858 руб. за 1 га. 

Расчет неустойки произведен Министерством верно. Данные требования признаны  судом правомерными. 

В отношении ходатайства ответчика о снижении неустойки суд пришел к  следующему. 

В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она  явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. 

Согласно пункту 69 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О  применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации  об ответственности за нарушение обязательств», подлежащая уплате неустойка,  установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям  нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 ст. 333 ГК  РФ). 

В соответствии с пунктом 71 указанного Постановления, если должником является  коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая  организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки  судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может  быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК  РФ). 

Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом,  осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных  случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором  размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2  статьи 333 ГК РФ). 

Взыскание неустойки носит компенсационный характер и применяется как мера  ответственности к лицу, не исполнившему денежное обязательство. 

Согласно пункту 74 Постановления Пленума ВС РФ № 7, возражая против  заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать  возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять  доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для  кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно,  например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по  кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период,  валютных курсов и т.д.). 


В силу разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского  кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при  оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо  учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного  поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не  должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования  (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). 

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности,  данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных  средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим  предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам,  выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения  обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. 

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 263-О указано, что  статьей 333 ГК РФ предусмотрена обязанность суда установить баланс между  применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не  возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. 

Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под  соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс  предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна  и соизмерима с нарушенным интересом. 

Судом принимается во внимание, что истец производит расчет неустойки,  предусмотренной пунктом 14 договоров аренды, исходя стоимости самих работ по  нормативу, то есть неустойка равна затратам на выполнение самого обязательства. 

Взыскание неустойки не должно иметь целью обогащения одного из контрагентов  вследствие допущенного нарушения обязательства другой стороной. Требования  добросовестности распространяются и на вопрос о размере неустойки, подлежащей  взысканию в пользу кредитора. 

Взимание неустойки в размере стоимости работ, при условии выполнения этих  работ арендатором, приведет к получению арендодателем необоснованной выгоды, что  свидетельствует о несоразмерности данной неустойки. 

Суд отмечает, что явная несоразмерность заявленной неустойки последствиям  нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее  определения применительно к тем или иным обстоятельствам законодательством не  предусмотрено, в силу чего только суд на основании своего внутреннего убеждения  вправе дать оценку указанному критерию, учитывая обстоятельства каждого конкретного  дела, а также вправе определять конкретную сумму подлежащей взысканию неустойки,  учитывая при этом правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенную в Постановлении от 22.12.2011 № 81 и № 7 от 24.03.2016. 

Принимая во внимание, что неустойка является мерой обеспечения обязательств и  не должна являться средством получения прибыли, арбитражный суд считает, что  предъявленная ко взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения  обязательства, в связи с чем имеются основания для применения статьи 333 ГК РФ

Суд полагает, что взыскание неустойки в заявленной сумме не соответствует  объему неисполненного обязательства, не согласуется с характером применяемой меры  ответственности и способно привести к нарушению баланса охраняемых законом  публичных и частных интересов. 


Оценив обстоятельства дела, значительный размер штрафных санкций, учитывая  компенсационный характер неустойки и необходимость соблюдения баланса между  установленной законом мерой ответственности и последствиями нарушения ответчиком  обязательства, суд на основании статьи 333 ГК РФ считает возможным снизить неустойку  до 130 000 руб. По мнению суда, указанный размер неустойки является в данном случае  достаточным для компенсации возможных потерь истца в связи с несвоевременным  исполнением ответчиком своих обязательств и соразмерным нарушенному обязательству. 

Государственная пошлина на основании положений статьи 110 АПК РФ  возлагается на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета с учетом  того, что истец на основании статьи 333.37 НК РФ освобожден от её уплаты. По  требованиям имущественного характера в силу разъяснений, изложенных в пункте 9  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса  Российской Федерации» размер государственной пошлины, взыскиваемый с ответчика,  определяется пропорционально размеру сниженной судом неустойки. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (ИНН:  2703082018) осуществить лесовосстановительные работы по дополнению лесных культур  в Кербинском участковом лесничестве, кв. 343, выдела 6 на площади 24 га в срок до  01.07.2024. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (ИНН:  2703082018) в доход бюджета Хабаровского края 130 000 руб. неустойки. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (ИНН:  2703082018) в доход федерального бюджета 10 097 руб. государственной пошлины. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Шестой  арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского  края. 

Судья А. А. Панина