НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 08.09.2022 № А73-11640/2022

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                дело № А73-11640/2022

13 сентября 2022 года

Резолютивная часть объявлена 08 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шевец В.А.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энергетический Альянс Сибири» (ОГРН 1100411002372,                         ИНН 0411150718, адрес: 649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.243/2)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д.67),

к Акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания»                    (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д.49),

к Акционерному обществу «РусГидро Снабжение» (ОГРН 1041500751016,                    ИНН 1510012774, адрес: 117393, г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 51, эт 1 пом 1 ком 30)

о признании незаконными протоколов от 16.05.2022 № 6/Р2, от 23.05.2022 № 7/НЗ, решения от 16.06.2022 по делу № 027/10/18.1-753/2022.

В судебное заседание явились:

от заявителя (онлайн) – Смолякова Т.А., доверенность от 22.10.2021, диплом;

от УФАС по Хабаровскому краю – не явились, извещены;

от АО «ДГК» - не явились, извещены;

от АО «РусГидро» (онлайн) – Федоренко И.С., доверенность от 11.01.2022 №1, диплом.

Суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергетический Альянс Сибири» (далее – ООО «ЭАС») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган), к Акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), к Акционерному обществу «РусГидро Снабжение» (далее – АО «РГС»), в соответствии с требованием которого просит:

признать недействительными, незаконными и отменить протокол № 6/Р2 от 16.05.2022, протокол от 23.05.2022 № 7/НЗ, решение антимонопольного органа от 16.06.2022 по делу № 027/10/18.1-753/2022, вынесенное по жалобе ООО «ЭАС» на действия организатора закупки АО «РГС» при проведении Конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, на право заключения договора на поставку Запасных частей к электрофильтру для нужд АО «ДГК» (Лот                    №120004-РЕМ ПРОД-2022-ДГК), размещенного на электронной торговой площадке www.msp.roseltorg.ru, извещение № 32110804547;

обязать АО «РГС», АО «ДГК» повторно рассмотреть вторые части заявок участников, осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки на право заключения договора на поставку Запасных частей к электрофильтру для нужд                        АО «ДГК» (Лот № 120004-РЕМ ПРОД-2022-ДГК), размещенного на электронной торговой площадке www.msp.roseltorg.ru, извещение № 32110804547.

Представитель ООО «ЭАС» в судебном заседании требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель АО «РГС» в судебном заседании просил в удовлетворении заявленного требования отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

АО «ДГК», УФАС по Хабаровскому краю надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, их представители не прибыли; представлены отзывы о несогласии с заявленным требованием.

Применительно к положениям части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей АО «ДГК», УФАС по Хабаровскому краю.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ООО «ЭАС» и АО «РГС», суд выявил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

В единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 10.11.2021 размещено извещение № 32110804547 о проведении конкурса на право заключения договора поставки запасных частей к электрофильтру для нужд АО «ДГК» (лот № 120004-РЕМ ПРОД-2022-ДГК), а также Документация о закупке.

АО «РГС» выступало организатором закупки на основании заключенного с                 АО «ДГК» (заказчиком) агентского договора от 24.03.2020 № 300/82-20.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011                           № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии от 16.05.2022 № 6/Р2 поданная ООО «ЭАС» заявка отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании пункта 4.15.5. а) Документации о закупке, как несоответствующая следующим требованиям:

«В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Технических требований, представленных в составе Документации о закупке, в составе заявки необходимо было представить действующий на момент подачи заявки сертификат/декларацию соответствия предлагаемой в заявке продукции требованиям TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», с применением схемы декларирования 5Д, выданный сертифицирующим органом (серийный выпуск). Сертификат соответствия/декларация должен быть подтвержден путем предоставления вместе с ним документов, на основании которых он был выдан.

В соответствии с представленной в составе заявки Декларацией соответствия                   № RU Д-RU А301.В.07701, она была принята, в том числе, на основании паспорта                   21004-2С ПС, который не представлен в составе заявки Участника. Учитывая вышеизложенное, заявка Участника не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 13 Технических требований (Приложение № 1 к Документации о закупке): «На основании требований TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» к закупаемой в составе лота продукции, в составе заявки необходимо представить, действующий на момент подачи заявки, сертификат/декларацию соответствия предлагаемой в заявке продукции требованиям TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», с применением схемы декларирования 5Д, выданный сертифицирующим органом (серийный выпуск). Сертификат соответствия/декларация должен быть подтвержден путем предоставления вместе с ним документов, на основании которых он был выдан. Без представления указанных документов сертификат/декларация будет считаться не представленным. Невыполнение данного требования будет являться основанием для отклонения заявки Участника».»

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии от 23.05.2022 № 7/НЗ закупка признана несостоявшейся на основании пункта 4.23.1 в) Документации о закупке, так как по результатам рассмотрения вторых частей заявок (и ценовых предложений) принято решение о признании менее 2 (двух) заявок соответствующими требованиям Документации о закупке.

Не согласившись с признанием заявки несоответствующей требованиям Документации о закупке, считая неправомерным отклонение заявки, ООО «ЭАС» обратилось с жалобой в УФАС по Хабаровскому краю на действия АО «ДГК»,                        АО «РГС».

Антимонопольный орган, рассмотрев поступившую жалобу в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), решением от 16.06.2022 по делу № 027/10/18.1-753/2022 признал жалобу ООО «ЭАС» на действия АО «ДГК», АО «РГС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты мсп, на право заключения договора на поставку запасных частей к электрофильтру для нужд АО «ДГК» (лот № 120004-рем прод-2022-дгк) (извещение №32110804547) необоснованной.

Не согласившись с вышеуказанным решением УФАС по Хабаровскому краю, считая также незаконными протоколы заседания Закупочной комиссии от 16.05.2022                 № 6/Р2, от 23.05.2022 № 7/НЗ, ООО «ЭАС» 11.07.2022 обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Как утверждает ООО «ЭАС», согласно извещению закупаемой продукцией являются запасные части к электрофильтру, вследствие этого декларация и паспорта на электрофильтр, подтверждающие требования ТР ТС 010/2011, не относятся к закупаемой продукции; отклонение заявки по мотиву отсутствия документов, не относящихся к закупаемой продукции, носит формальный характер. По мнению ООО «ЭАС», организатор должен был направить запрос разъяснений и (или) дополнений заявки; в случае дозапроса был бы предоставлен надлежащий паспорт.

УФАС по Хабаровскому края, возражая на доводы ООО «ЭАС», исходит из того, что у Закупочной комиссии имелись основания для отклонения поданной заявки; запрос разъяснений и (или) дополнений заявки на этапе рассмотрения вторых частей заявок участников закупки никому не направлялся; по существу доводы ООО «ЭАС» сводятся к несогласию с положениями Документации о закупке.

Правовая позиция АО «ДГК» и АО «РГС» аналогична позиции антимонопольного органа.

Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2                         статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены                              Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

В соответствии с пунктом 7.2.10.12 Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро заказчик определяет требования к Участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора.

Как подтверждается материала дела, в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 10.11.2021 размещено извещение № 32110804547 о проведении конкурса на право заключения договора поставки запасных частей к электрофильтру для нужд АО «ДГК» (лот № 120004-РЕМ ПРОД-2022-ДГК) совместно с Документацией о закупке.

Пунктом 3.1.4, подпунктом 4.5.1.1 пункта 4.5.1, подразделом 10.2 раздела 10, пунктами 6, 8 раздела 11 Документации о закупке установлено, что в составе второй части заявки участник закупки должен представить копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемой к поставке продукции требованиям, установленным в технических требованиях заказчика (приложение 1 к Документации о закупке).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 технических требований Документации о закупке на основании требований ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» к закупаемой в составе лота продукции в составе заявки необходимо представить действующий на момент подачи заявки, сертификат/декларацию соответствия предлагаемой в заявке продукции требованиям ТР ТС 010/2011 с применением схемы декларирования 5Д. Сертификат соответствия/декларация должен быть подтвержден путем предоставления вместе с ним документов, на основании которых он был выдан. Без представления указанных документов сертификат/декларация будет считаться не представленным. Невыполнение данного требования будет являться основанием для отклонения заявки участника.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что закупаемые заказчиком запасные части являются составляющим компонентом электрофильтра, который запущен в серийное производство, соответственно, при проведении сертификации/декларирования уполномоченным органом проверяется и подтверждается соответствие электрофильтра и всех его компонентов требованиям технических регламентов. Технические документы, на основании которых выдается сертификат/декларация о соответствии, являются единственным источником, позволяющим подтвердить, что предлагаемые к поставке составные компоненты (запасные части) электрофильтра соответствуют требуемым заказчиком параметрам. Исключение данного требования, по обоснованным суждениям АО «РГС», приведет к невозможности оценить поставляемую продукцию по техническим возможностям применения ее на объектах АО «ДГК».

Наличие сертификата/декларации о соответствии, по убеждению суда, подтверждает соответствие электрофильтра в целом требованиям технических регламентов, следовательно, подтверждает соответствие примененных при его изготовлении компонентов требованиям технических регламентов. Технические документы, на основании которых выдан сертификат/декларация о соответствии, содержат информацию о примененных в электрофильтре компонентах, их параметрах и характеристиках.

Таким образом, вопреки суждениям ООО «ЭАС», требование о представлении в составе заявке сертификата/декларации соответствия предлагаемой в заявке продукции требованиям ТР ТС 010/2011 с применением схемы декларирования 5Д соотносится с предметом закупки, направлено на подтверждение соответствия предлагаемой к поставке продукции требованиям заказчика, в равной мере применяется ко всем участникам; вследствие этого подлежит отклонению довод ООО «ЭАС» о том, что требование сертификата/декларации и технических документов неправомерно, так как предметом закупки являются запасные части к электрофильтру, а сертификат/декларация выдается на сам электрофильтр.

Более того, частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Частью 11 указанной статьи установлено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из анализа указанных норм следует, что участники закупки имеют право оспорить положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений, предусмотренного частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также принципам стабильности публичных правоотношений, добросовестной реализации прав и законных интересов, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения и, в конечном итоге, недопустимости злоупотребления правом (части 3, 4 статьи 1 ГК РФ, часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Как установлено судом, ООО «ЭАС» до окончания срока подачи заявок положения документации о закупке не оспорены, заявка на участие в закупке подана, следовательно, ООО «ЭАС» были приняты все предложенные в документации условия; о наличии нарушений  в данных условиях указано лишь после отклонения заявки. 

Таким образом, антимонопольный орган правомерно не рассматривал жалобу                    ООО «ЭАС» в части несогласия с положениями документации о закупке, которыми установлено требование о представлении в составе заявки сертификата/декларации о соответствии и документов на основании которых они выданы.

Пунктом 4.7.2 Документации о закупке установлено, что подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и настоящей документацию о закупке (включая все приложения к ней).

Согласно пункту 4.5.1.3 Документации о закупке непосредственно перед подачей заявки Участник должен разделить подготовленные документы на отдельные части: первую часть, вторую часть и ценовое предложение в соответствии с перечнем документов, входящих в каждую из частей, установленным в подразделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ).

Как определено пунктом 4.5.1.4 Документации о закупке, в первую часть заявки должны входить документы, содержащие исключительно описание предлагаемой к поставке продукции, которая является предметом настоящей закупки (без указания сведений об Участнике и/или о его ценовом предложении), в том числе сведения об окончательном предложении Участника по результатам проведения обсуждений (в случае проведения таковых), а также информацию и документы, необходимые для осуществления оценки заявки в отношении предлагаемой к поставке продукции (в случае установления в Документации о закупке соответствующих критериев и порядка оценки). Во вторую часть заявки должны входить документы, содержащие сведения об Участнике и информацию о его соответствии требованиям Документации о закупке, копии документов, подтверждающих соответствие поставляемой продукции, требованиям Документации о закупке, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае установления таких требований в Документации о закупке), а также информацию и документы, необходимые для осуществления оценки заявки в отношении Участника (в случае установления в Документации о закупке соответствующих критериев и порядка оценки).

Материалами дела подтверждается, что в составе второй части заявки ООО «ЭАС» во исполнение подпункта 4 пункта 13 технических требований Документации о закупке представлена декларация о соответствии № RU Д-RU.Л301.Б.07701, принятая, в том числе, на основании паспорта 21004-2С ПС, который ООО «ЭАС» в составе заявки не представлен; данное обстоятельство ООО «ЭАС» не оспаривает.

Пунктами 4.15.2, 4.15.3 Документации о закупке установлено, что в рамках рассмотрения вторых частей заявок осуществляется проверка всех заявок, в том числе ценовых предложений участников, прошедших отборочную стадию рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений участников), на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в подразделах 12.2, 12.3 Документации о закупке.

Рассмотрение вторых частей заявок и ценовых предложений проводится на основании представленных в таких частях и ценовых предложениях документов и сведений. Проверка актуальности и достоверности предоставленных документов и сведений осуществляется с использованием официальных сервисов органов государственной власти.

Пунктами 1, 2, 9 подраздела 12.2 Документации о закупке к отборочным критериям отнесено:

- соответствие письма о подаче оферты установленной форме и иным требованиям документации о закупке, в т.ч. в части оформления (наличие должных печатей, подписей), срока действия, языка и валюты заявки;

- соответствие документов, представленных во второй части заявки, установленной форме и иным требованиям документации о закупке, а также правильность их оформления (в т.ч. в части срока действия, языка и валюты заявки);

- соответствие участника специальным требованиям подраздела 10.2 раздела 10 Документации о закупке.

Несоответствие второй части заявки и/или ценового предложения по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.15.5 Документации о закупке является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Поскольку заявка  ООО «ЭАС» ввиду отсутствия в составе последней паспорта 21004-2С ПС не соответствовала подпункту 4 пункта 13 технических требований Документации о закупке, Закупочной комиссией, как установил суд, принято правомерное решение, оформленное протоколом от 16.05.2022 № 6/Р2, об отклонении поданной заявки                              ООО «ЭАС».

Выявленное в заявке несоответствие требованиям документации о закупке является существенным, поскольку не позволяет определить действительное наличие указанных участником в заявке характеристик в предлагаемом к поставке оборудовании и их соответствие техническим требованиям документации о закупке.

Отсылка ООО «ЭАС» на представление заказчику в рамках иных закупочных процедур спорных паспортов не имеет правового значения, поскольку предусмотренные Документацией о закупке документы участником в заявке не представлены, при этом Документацией о закупке обязанность формирования заявки возложена на участника закупки и Закупочная комиссия не вправе подменять в данном вопросе участника и осуществлять сбор документов и сведений, подтверждающих его соответствие условиям закупки.

Указывая на право организатора закупки направить участнику запрос о разъяснении второй части заявки в целях устранения выявленных несоответствий заявки, ООО «ЭАС» не учитывает, что в соответствии с пунктом 4.16.1 Документации о закупке направление указанного запроса является правом, а не обязанностью организатора закупки, в связи с чем ненаправление ООО «ЭАС» запроса о разъяснении второй части заявки не является нарушением законодательства, при том, что подобные запросы в рамках рассмотрения вторых частей заявок никому из участников не направлялись. Наличие в документации о закупке механизма запроса разъяснений заявки не освобождает участника закупки от обязанности соблюдения требований документации о закупке, предъявляемых к оформлению заявки и включаемых в нее документов.

Утверждение ООО «ЭАС» о том, что общедоступные сведения подтверждают направление организатором закупки участникам при рассмотрении вторых частей заявок запросы о разъяснении заявок, ошибочно. Доказательств в подтверждение указанных обстоятельств ни в антимонопольный орган, ни в материалы настоящего дела не представлено.

Кроме того, в силу требований Закона № 223-ФЗ при проведении конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства заявки участников закупки формируется из двух частей, что обусловлено установленными законом особенностями процедур конкурентной закупки (часть 19.5 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ).

В первую часть заявки включаются предложение участника в отношении предмета закупки, информация и документы в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых к предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, частью 19.2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, в числе которых копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке.

Поскольку первая и вторая части заявки содержат различный по составу и назначению комплект документов, рассмотрение каждой из частей заявки осуществляется раздельно по установленной в документации о закупке процедуре, в отношении каждой из частей заявки закупочной комиссией принимается самостоятельное решение о ее соответствии либо несоответствии документации о закупке (часть 22 статьи 3.4                     Закона № 223-ФЗ), довод ООО «ЭАС» о необходимости рассмотрения документов поданной заявки в совокупности подлежит отклонению как противоречащий                        Закону № 223-ФЗ.

Таким образом, само по себе направление в рамках рассмотрения первых частей заявок запросов о разъяснениизаявок не создает преимущественных условий для участников закупки, отличных от ООО «ЭАС», поскольку Декларация соответствия                   № RU Д-RU А301.В.07701 была представлены в составе второй части заявки; в рамках рассмотрения вторых частей заявок запросы о разъяснении заявок участникам не направлялись, следовательно, все участники на данном этапе закупки находились в равных условиях.

Вопреки суждениям ООО «ЭАС», из буквального толкования положений пункта 4.16.1 Документации о закупке следует, что дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения заявки может быть направлен как в рамках процедуры рассмотрения первых частей заявок, так и в рамках процедуры рассмотрения вторых частей заявок.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что антимонопольным органом принято законное решение от 16.06.2022 по делу                             № 027/10/18.1-753/2022 о признании необоснованной жалобы ООО «ЭАС» на действия АО «ДГК», АО «РГС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты мсп, на право заключения договора на поставку запасных частей к электрофильтру для нужд АО «ДГК» (лот № 120004-рем прод-2022-дгк) (извещение №32110804547).

ООО «ЭАС» по существу не представлено доказательств, опровергающих выводы УФАС по Хабаровскому краю, содержащиеся в оспариваемом решении.

Приведенные доводы сводятся к несогласию с оценкой антимонопольным органом доказательств, представленных участвующими в рассмотрении жалобы лицами, что не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Исходя из приведенных выше выводов, поскольку заявка ООО «ЭАС» отклонена Закупочной комиссией правомерно, оснований считать незаконным протокол Закупочной комиссии от 16.05.2022 № 6/Р2 не имеется.

Как определено подпунктом «в» пункта 4.23.1 Документации о закупке, закупка признается несостоявшейся если, в числе прочего, по результатам рассмотрения вторых частей заявок (и ценовых предложений) (подраздел 4.15), Закупочной комиссией принято решение о признании менее 2 (двух) Участников соответствующими требованиям Документации о закупки.

Поскольку на участие в спорной закупке было подано 8 заявок, из которых 7 отклонено, суд приходит к выводу о правомерности суждения Закупочной комиссии о признании закупки несостоявшейся, что отражено в протоколе Закупочной комиссии от 23.05.2022 № 7/НЗ.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3                                      статьи 201 АПК РФ).

Поскольку судом установлено, что оспариваемые протоколы Закупочной комиссии и решение антимонопольного органа соответствуют положениям Закона № 223-ФЗ и не нарушают права и законные интересы ООО «ЭАС», суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб. относятся на ООО «ЭАС».

Применительно к положениям статьи 104 АПК РФ государственная пошлина в сумме 54 000 руб., излишне уплаченная ООО «ЭАС» при подаче заявления по платежному поручению от 15.07.2022 № 386, подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Энергетический Альянс Сибири» из федерального бюджета 54 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по платежному поручению от 15.07.2022 № 386.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                               В.А.  Татаринов