Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14487/2015
07 декабря 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
Сущность спора: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.09.2015г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В установленный судом срок отзыв на заявление обществом не представлен.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс» (далее – ООО «Автоэкспресс», общество) зарегистрировано 22.01.2003г. Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1032700030604, ИНН 2703013007, и на основании лицензии от 18.02.2009г. № АСС-27-034690, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании планового (рейдового) задания от 13.07.2015 № 07-308 сотрудниками Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для перевозки пассажиров, в частности 09.09.2015г. проведены осмотры автобусов, эксплуатируемых ООО «Автоэкспресс», а именно:
- в 07 часов 05 минут в районе дома №19 по улице Воронежской в г.Хабаровске проведен осмотр автобуса DAEWOO BH-120F государственный номер К867ТХ 27rus, на котором под управлением водителя Строганова А.В. осуществлялась перевозка пассажиров по автобусному маршруту «Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск» по путевому листу № 1083 от 08-09.09.2015г. В ходе осмотра обнаружено, что в автобусе установлено техническое средство контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахограф), оттиск от 19.01.2015 на пломбе (клейме) которого не соответствует номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс»;
- в 07 часов 15 минут в районе дома № 19 по улице Воронежской в г. Хабаровске проведен осмотр автобуса DAEWOO BH-119 государственный номер К440ТХ 27rus, на котором под управлением водителя Виноградова А.С. осуществлялась перевозка пассажиров по автобусному маршруту «Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск» по путевому листу № 1084 от 08-09.09.2015г. В ходе осмотра обнаружено, что в автобусе установлено техническое средство контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахограф), оттиск от 17.01.2015 на пломбе (клейме) которого не соответствует номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс»;
- в 07 часов 30 минут в районе дома № 19 по улице Воронежской в г. Хабаровске проведен осмотр автобуса DAEWOO BH-120 государственный номер К836СС 27rus, на котором под управлением водителя Яковлева С.С. осуществлялась перевозка пассажиров по автобусному маршруту «Хабаровск-с. Лидога» по путевому листу №4724 от 09.09.2015г. В ходе осмотра обнаружено, что в автобусе установлено техническое средство контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахограф), оттиск от 26.01.2015 на пломбе (клейме) которого не соответствует номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс».
Результаты осмотров зафиксированы соответствующими актами от 09.09.2015 № 85, № 87 и № 88.
Таким образом, проверкой установлено, что на тахографах вышеуказанных транспортных средств оттиски (клеймо) мастерской ООО «ХАТТ-Сервис», датированные 17.01.2015, 19.01.2015, 26.01.2015 за № МЕТ 0144 не соответствуют оттиску (номеру клейма) ООО «ХАТТ-Сервис» RUS127, присвоенному организации ФБУ «Росавтотранс».
По факту выявленных нарушений 21.09.2015 государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора Слесаревым А.Э. вынесено определение № 93 о возбуждении в отношении ООО «Автоэкспресс» дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
30.09.2015 вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО «Автоэкспресс», с участием представителя общества Никифорова В.Г., действующего по доверенности от 01.04.2015г., составлен протокол серии 27 № 007303 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Автоэкспресс» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012г. №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 г. № 1213 приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013г. № 36 утверждены:
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу);
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к настоящему приказу);
Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к настоящему приказу);
Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 4 к настоящему приказу);
Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к настоящему приказу).
Требования к тахографам (приложение N 1 к приказу от 13.02.2013г. №36) приняты с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Согласно Приложению № 2 к Приказу от 13.02.2013г. № 36 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами», тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
за исключением:
транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.
В силу пункта 1 приложения № 3 к Приказу от 13.02.2013г. № 36 «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - Правила использования тахографов), использование тахографов осуществляется:
1) водителями - в целях регистрации и учета режимов труда и отдыха;
2) транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха;
3) контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Пунктом 2 приложения № 3 к Приказу от 13.02.2013г. № 36 предусмотрено, что на транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечне сведений о моделях тахографов.
Согласно пп. 1 п. 6 Правил использования тахографов, при использовании тахографов ФБУ "Росавтотранс" осуществляется учет в соответствующих перечнях сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.
В соответствии с пп. 1 п. 10 Правил использования тахографов водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил использования тахографов транспортные предприятия, в том числе, осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских.
Как следует из материалов дела, ООО «Автоэкспресс» на праве собственности принадлежат пассажирские автобусы марки DAEWOO, имеющие государственные регистрационные знаки К867ТХ 27rus, К440ТХ 27rus, К 836СС 27rus, осуществляющие пассажирские перевозки по маршруту «Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск», «Хабаровск-с.Лидога». Автобусы оснащены тахографами. При этом оттиски от 19.01.2015, 17.01.2015 и 26.01.2015 на пломбе (клейме) не соответствуют номерам мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс», а именно: на тахографах вышеуказанных транспортных средств оттиски (клеймо) мастерской ООО «ХАТТ-Сервис», датированные 17.01.2015, 19.01.2015, 26.01.2015 за № МЕТ 0144 не соответствуют оттиску (номеру клейма) ООО «ХАТТ-Сервис» RUS127, присвоенному организации ФБУ «Росавтотранс».
Таким образом, обществом допускаются нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Автоэкспресс» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного Обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.09.2015, протоколом об административном правонарушении от 30.09.2015 серия 27 № 007303, актами осмотра транспортных средств от 09.09.2015 №№ 85, 87, 88, фотоматериалами, путевыми листами, лицензией № АСС-27-034690 от 18.02.2009г.
Вина общества выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Доказательств невозможности соблюдения предприятием вышеуказанных нормоположений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к виновному лицу минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – предупреждение.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс», расположенное по адресу: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, 44 корп. 1, зарегистрированное 22.01.2003г. Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1032700030604, ИНН 2703013007, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак