НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 07.10.2015 № А73-7075/15

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-7075/2015

09 октября 2015 года

 Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2015.

       Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Н.Л.Коваленко

при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Ю.Васюта,

 рассмотрел в судебном заседании дело по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053;

 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5) 

      к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979; 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5-А)

об обязании произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках, об обязании к передаче древесины Росимуществу

       третье лицо: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (г. Хабаровск, ул. Запарина, 65)

при участии:

 от истца: Ким О.И. по доверенности № 09-/20-62 от 12.01.2015;

 от ответчика: Азимов И.А. по доверенности № 121-14 от 13.10.2014;

от третьего лица: Левина Е.А. по доверенности № 6юр/454045.1-08 от 23.04.2014.

Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, ОАО «ФСК ЕЭС») осуществить работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках: в квартале № 282 выдел 14, квартале  283 выдел 22, квартале 285 выдел 1, 366 Ванинского участкового лесничества, а также обязать ОАО «ФСК ЕЭС» передать Росимуществу древесину, являющуюся собственностью Российской  Федерации, в объеме 150 кбм., в том числе породы ель 15 шт. – 3 кбм., лиственница 405 шт. – 100 кбм., береза белая 191 шт. – 47 кбм.

 Определением от 30.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее – ТУ Росимущества в Хабаровском крае).

Ответчиком в порядке ст. 124 АПК РФ сообщено об изменении организационно-правовой формы Общества с открытого акционерного общества на публичное акционерное общество. В ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

   От истца поступило заявление в порядке статьи 49 АПК РФ об отказе от требований об обязании ПАО «ФСК ЕЭС» произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках в связи с исполнением ответчиком указанных работ, о чем представлен акт осмотра лесного участка  от 17.09.2015 № 348/157-в 2015 и акт о проведении осмотра лесных участков от 23.09.2015 № 194/14-2015.

     Отказ Управления от иска в части требования об обязании произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках судом принят, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц. Производство по делу в этой части подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

     Представитель истца поддержал требования об обязании ПАО «ФСК ЕЭС» передать Росимуществу древесину, являющуюся собственностью Российской  Федерации, в объеме 150 кбм.,  настаивал на их удовлетворении в соответствии с доводами, приведенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика с иском не согласен по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных отзывах, полагает, что Управление лесами является ненадлежащим истцом, поскольку договор аренды лесного участка заключен с Министерством природных ресурсов Хабаровского края, истцом не соблюден претензионный порядок.  Подтвердил тот факт, что работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках на момент рассмотрения спора  проведены. В отношении требования об обязании передать Росимуществу древесину указал, что в обязанности Общества входит лишь только направление в соответствующий орган уведомления (информации) об объемах и породном составе вырубаемой древесины. Поскольку работы по рубке не завершены, срок исполнения обязанности по уведомлению Росимущества об объемах и породном составе вырубаемой древесины не наступил.

Представитель третьего лица оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ

ПАО «ФСК ЕЭС» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью ЕНЭС), владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляет следующие виды деятельности: услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям.

С целью осуществления строительства объекта «ВЛ 220 кВ Комсомольская-Селихино-Ванино» между ОАО «ФСК ЕЭС» и Министерством природных ресурсов Хабаровского края заключены договоры аренды лесных участков от 04.06.2012 № 83-212/2012.

Договор аренды лесных участков зарегистрированы в установленном законом порядке.

 Согласно проекту освоения лесов ответчика № 376п от 31.07.2012 по договору аренды лесного участка древесина, стрелеванная со строящейся высоковольтной линии должна быть уложена на специально оборудованных площадках, и по результатам оформления материалов древесина должна быть выставлена на аукцион в Росимущество.

Согласно пунктам 3.4.1., 3.4.7., 3.4.8., 3.4.14. договора аренды лесных участков, Арендатор (ПАО «ФСК ЕЭС») обязан:

- использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ, правилами  заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах;

- осуществлять  санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

- вести работы способами, определенными проектной документацией по строительству объекта «ВЛ 220 кВ  Комсомольская-Селихино-Ванино» в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края.

Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, Управление лесами, полагая, что ПАО «ФСК ЕЭС» не исполнена обязанность по передаче Росимуществу древесины в объеме 150 кбм., в том числе породы ель 15 шт. – 3 кбм., лиственница 405 шт. – 100 кбм., береза белая 191 шт. – 47 кбм.,  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

 Отказывая в иске, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 ст. 19 и ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и их охрана и защита осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) (ст. 96 ЛК РФ) и федеральный  государственный пожарный надзор в лесах (ст. 97 ЛК РФ). 

По Положению об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007г. № 185-пр, названная служба является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.

Управление лесами для решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

 - контролирует выполнение лицами, использующими леса, условий заключенных в установленном порядке договоров аренды лесных участков (участков лесного фонда), договоров купли-продажи лесных насаждений (за исключением договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), готовит предложение по ограничению и приостановлению использования лесов; в пределах полномочий края принимает решение об ограничении и о приостановлении использования лесов (пункт 3.14. Положения);

- осуществляет в пределах компетенции края на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений, осуществляет аттестацию экспертов в целях их привлечения к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах (пункт 3.24 Положения);

- организует работы по противопожарному обустройству лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 3.27. Положения);

- подготавливает материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации для передачи в органы внутренних дел, прокуратуру, суды, иные уполномоченные органы (пункт 3.36. Положения).

В соответствии с пунктами 4.4. и 4.5. Положения Управление лесами имеет право предъявлять к юридическим и физическим лицам требования, выдавать предписания об устранении нарушений лесного законодательства; направлять в правоохранительные органы и суды материалы о нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

      Следовательно, ввиду наделения вышеуказанных полномочий Управление лесами имеет право на обращение в суд с настоящим иском, в связи с чем доводы ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, являются несостоятельными.

      В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

  На основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ в целях эксплуатации линий электропередач, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе  в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков  осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах устанавливают Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417.

В силу п. 34 данных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Пунктом 35 Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

На основании п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (п. 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Рослесхоза № 223 от 10.06.2011).

 Сетевые организации   обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. 

Как следует из материалов дела и не оспаривалось  ответчиком, факт нарушения требований Правил, выразившихся в том, что ОАО "ФСК ЕЭС", осуществляя вырубку лесных насаждений на участках при строительстве объекта «ВЛ 220 кВ Комсомольская-Селихино-Ванино» не произвело уборку вырубленных деревьев,  не убрав порубочные остатки, очистку просеки не произвело.

 На момент рассмотрения спора по существу Обществом  устранены указанные нарушения - исполнена обязанность по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках, что подтверждено совместно составленным актом осмотра лесных участков от 17.09.2015, в связи с чем судом в этой принят отказ Управления лесами от требований.

 Что касается требования Управления лесами о понуждении ответчика передать древесину Росимуществу, то в обоснование данного требования истец не представил доказательства, подтверждающие обязанность ПАО «ФСК ЕЭС» передавать вырубленную древесину в Росимущество.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации», установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов,  расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Согласно пункту 7 указанного Постановления № 604 юридические и физические лица, использующие леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины, не позднее 15 дней  до завершения рубки, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, - в территориальный орган Федерального агентства  лесного хозяйства.

Иных обязанностей для юридических и физических лиц, использующих леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе обязанности по передаче древесины Росимуществу, не предусмотрено.

Из вышеизложенного следует, что в обязанности ПАО «ФСК ЕЭС» входит только лишь направление в соответствующий орган (в данном случае – ТУ Росимущества в Хабаровском крае) уведомления (информации) об объемах и породном составе вырубаемой древесины.

Судом установлено, что на момент обращения Управления с настоящим иском, как и на момент рассмотрения спора по существу, работы по рубке не завершены. Данный факт подтвержден также со стороны истца.

Таким образом, срок исполнения обязанности Общества по уведомлению Росимущества об объемах и породном составе вырубаемой древесины не наступил. В связи с чем отсутствует факт нарушения обязательства со стороны ответчика.

 С учетом изложенного, иск Управления лесами удовлетворению не подлежит.

 Истец в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Производство по делу № А73-7075/2015 по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края  к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»  в части требований об обязании произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках в связи с отказом от иска прекратить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                              Н.Л.Коваленко