Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-271/2023
07 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2023 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Д.Л. Малашкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Г.А. Паликовым,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Сигма-Энерго-Технолоджи» (ОГРН 1102724005867, ИНН 2724144709; адрес: 680031, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Саратовская, д. 10, корпус А, кв. 13)
к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (ОГРН 1162724090726, ИНН 2723191664; адрес: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, Уссурийский б-р, д. 6)
о взыскании 720 855 руб. 58 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – Туникова А.Л. представитель по доверенности от 15.01.2023 № б/н;
от ответчика – Давыдова Н.А. представитель по доверенности от 09.01.2023 № 10.1-18/35,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сигма-Энерго-Технолоджи» (далее – истец, ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (далее – ответчик, Управление) о взыскании 720 855 руб. 58 коп. убытков, причинённых расторжением муниципального контракта от 01.07.2019 № 50.
Определением суда от 18.01.2023 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу № А73-271/2023, назначено предварительное судебное заседание на 30.03.2023 в 14 часов 30 минут.
Определением от 30.03.2023 дело назначено к судебному разбирательству на 04.05.2023 в 15 часов 30 минут.
Судебное заседание неоднократно откладывалось.
Определением от 07.06.2023 судебное разбирательство отложено на 07.07.2023 на 11 часов 00 минут.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика привела возражения на исковые требования истца, просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
По результатам проведения открытого аукциона № 0122300006119000603 между Управлением дорог и внешнего благоустройства Администрации г. Хабаровска (Заказчик) и ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 50 от 01.07.2019.
Предметом контракта являлось выполнение проектно-изыскательских работ по «Реконструкции ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске».
Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) и сметным расчетом (Приложение № 2 к контракту).
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 1.3 контракта).
Согласно пункту 2.1 цена контракта составила 6 112 119 руб. 00 коп., в том числе НДС 20 %.
Пунктом 4.1 контракта определены сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 27.04.2020 в соответствии с календарным графиком выполнения работ.
В приложении № 3 к контракту стороны согласовали Календарный график выполнения проектно-изыскательских работ, согласно которому срок выполнения работ по Iэтапу составляет до 27.08.2019, по II этапу до 11.02.2020, по IIIэтапу 27.04.2020.
Передача заказчику подрядчиком результатов работ осуществляется нарочно по адресу: г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, д. 6, сопроводительными документами – письмом с указанием выполненных работ, количества передаваемых экземпляров (пункт 7.2 контракта).
Как следует из материалов дела, 01.07.2019 подрядчиком направлено в адрес заказчика письмо № 01/07 о предоставлении исходных данных (свидетельство о государственной регистрации права на автомобильную дорогу по ул. Пионерской, выписки из ИСОГД).
23.08.2019 заказчиком письмом № 10.6-22/5139 предоставлены сведения ИСОГД от 08.07.2019 № 845-6.1.
12.12.2019 подрядчиком направлено в адрес заказчика письмо № 26/12 о выполнении инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканиях в полном объеме и сдаче их в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска. Также о внесении изменений в календарный график работ со сдвигом на 120 календарных дней, в связи с введенным режимом чрезвычайной ситуации на основании постановления Администрации г. Хабаровска № 2551 от 02.08.2019.
Кроме того, 19.03.2020 подрядчик направил в адрес заказчика письмо № 08/03 в котором сообщил о необходимости выполнения гидрометеорологические изысканий. Поскольку данные работы отсутствуют в техническом задании, они не были учтены в условиях контракта, в связи с чем, просил увеличить стоимость контракта на 606 222 руб. 37 коп.
Поскольку Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска дополнительное соглашение к контракту на выполнение неучтённых техническим заданием работ не заключено, 20.05.2020 между ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» (заказчик) и ФГБУ «Дальневосточное УГМС» (исполнитель) заключен договор от 20.05.2020 № 68, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по проведению инженерно-гидрологических работ (услуг) по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске». Общая сумма по договору составила 520 855 руб. 58 коп. с учетом НДС 20%.
26.06.2020 заказчиком направлено письмо № 10.5-22/4057 о нарушении сроков выполнения работ по контракту.
В ответ на письмо заказчика 10.07.2020 подрядчиком направлено письмо № 10/07, согласно которому, с 29.06.2019 на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом воды на реках Хабаровского края. Данные обстоятельства воспрепятствовали своевременному выполнению работ, в связи с чем, ранее направлялось письмо № 26/12 от 12.12.2019 о внесении изменений в календарный график и продлении сроков работ на 120 календарных дней, ответ на которое, не получен.
25.09.2020 заказчиком направлено письмо № 10.5-22/6579 о нарушении сроков выполнения работ и о предоставлении в кратчайшие сроки полного комплекта проектно-сметной документации.
30.10.2020 подрядчиком направлен акт передачи инженерных изысканий и проектной документации.
13.11.2020 КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» направлено письмо № 1762 с уведомлением об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, в связи с нарушением требований по формату документов, предоставляемых в электронной форме (Приказ Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр).
20.11.2020 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо № 10.5-22/7911 согласно которому, в соответствии с пунктом 3 Постановления Российской Федерации от 01.10.2020 № 1590 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948» исключен подпункт л (6) пункта 13 абзаца 37. В связи с вступившими в силу от13.10.2020 данными изменениями, в настоящее время, при направлении разработанной проектной документации в КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края», в случае отсутствия решений (актов) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, принятых в установленном порядке отсутствует возможность предоставления письма руководителя организации, осуществляющей в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств муниципального бюджета, подтверждающего указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций может быть принято только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также заключения о достоверности определения сметной стоимости. В настоящее время решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций по проектируемому объекту отсутствует.
30.12.2020 заказчик направил письмо № 10.5-22/8799 с указание на то, что, решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций будет после внесения данных работ в перечень адресно-инвестиционных проектов на 2021 год во втором квартале.
Письмом от 13.05.2021 № 10.5-22/2836 заказчик направил в адрес подрядчика копию постановления администрации города Хабаровска от 19.03.2021 № 940 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 05.11.2020 № 3565 «Об утверждении Перечня адресных инвестиционных проектов города Хабаровска на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов», а также доверенность на представление интересов Управления при обращении в КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» с заявлением о проведении государственной экспертизы по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске». Также просил предоставить информацию о сроках подачи заявления на проведение государственной экспертизы по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске».
14.05.2021 подрядчик направил в адрес заказчика письмо № 02/05, в котором сообщил, что заявление на проведение государственной экспертизы подано 28.04.2021, номер присвоенный заявлению 314048, документы в статусе рассмотрения.
Кроме того, между ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» (заказчик) и ООО «Далькомгео» (исполнитель) заключен договор от 21.07.2021 № ДКГ-2109, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить составление технического отчета по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске». Общая сумма по договору составила 30 000 руб. 00 коп.
31.08.2021 ООО «Изыскания и проектирование» направлено письмо подрядчику о выполнении дополнительных работ по замечаниям экспертизы (по договору от 2019/072 от 11.07.2019), в результате полученных материалов выяснено, что грунты участка по сейсмическим свойствам относятся ко II и III категории (табл. 1 СНиП II-7-81). Категория опасности - опасная (приложение Б СП 115.13330.2016). Также о проведении дополнительных работ - сейсмического микрорайонирования, стоимость работ определена в размере 239 700 руб. 70 коп, срок выполнения - 25 календарных дней.
В связи с чем, между ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» (заказчик) и ООО «Инженерные изыскания ДВ» (подрядчик) заключен договор от 20.09.2021 № 2021/095-ДВ, по условиям которого подрядчик по заданию заказчика выполнить сейсмическое микрорайонирование на объекте «Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске» и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Общая сумма по договору составила 170 000 руб. 00 коп.
15.02.2022 подрядчиком направлено в адрес заказчика письмо № 02/02 согласно которому, в ходе проведения совместного совещания с КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» определены возможные способы изменения проектных решений (строительство канализационно - насосной станции производительностью 1224, 76 л/с, перед очистными сооружениями ливневых сточных вод; изменения глубины заложения накопительных емкостей ЛОС-Ем с 13 метров до 4 метров). Данное решение упростит работы по строительству, но приведет к увеличении стоимости строительства, в связи с чем, подрядчик просит принять решение по изменению проектной документации.
22.02.2022 заказчиком направлено письмо № 10.5-21/893 о рассмотрении изменения проектных решений, с предложением об изменении глубины заложения накопительных емкостей ЛОС с 13 метров до 4 метров, в связи с чем, просил направить проектное решение с внесенными изменениями в адрес Управления.
08.04.2022 заказчиком направлено письмо № 10.5-21/1839 о предоставлении информации по исполнению контракта, поскольку в октябре 2021 проектная документация и результаты инженерных изысканий получили отрицательное заключение государственной экспертизы. Также заказчик предложил в короткие сроки устранить замечания и направить проектную документацию на повторную государственную экспертизу в срок до 20.04.2022, в срок до 21.04.2022 уведомить заказчика об исполни обязательств.
25.04.2022 подрядчиком направлено письмо № 04/04 о выполнении работ по объекту, о внесенных изменениях в проектные решения (изменены уклоны заложения самотечных канализационных трубопроводов; предусмотрена канализационно - насосная станция; изменена заложение накопительных емкостей глубина заложения 4,75 метра; изменении режим работы накопительных емкостей с напорного на самотечный).
29.04.2022 подрядчиком направлено письмо № 05/04 о выполнении работ по объекту, с предложением проведении совещания заказчиком с КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» с целью изменения технических решений, указанных в техническом задании контракта.
17.05.2022 подрядчиком направлено письмо № 04/05, согласно которому срок внесения корректировок в проектную документацию составит 30 рабочих дней. Для внесения корректировок просит предоставить технические условия на подключение к существующим сетям ливневой канализации. На ранее направленные письма от 15.02.2022 № 02/02, от 25.04.2022 № 04/04, от 25.04.2022 № 05/04 просил не отвечать.
31.05.2022 подрядчиком направлено письмо № 07/05, согласно которому по результатам полученной отрицательной государственной экспертизы опытно-фильтрационные работы для получения гидрогеологических параметров и характеристик для расчета дренажей, водопонизительных систем, противофильтрующих завес, водопритока в строительные котлованы. Данные работы не учтены техническим заданием и сметным расчетам на проектно-изыскательские работы, для возобновления работ по корректировке проектной документации необходимо заключение дополнительного соглашения на проведение данного вида работ, стоимость работ составит 2 800 000 руб. 00 коп.
21.06.2022 заказчиком направлено письмо № 10.2-21/3163 о нарушении сроков выполнения работ и выставлении неустойки и пени.
Кроме того, 21.06.2022 заказчиком направлено письмо № 10.2-21/3164 с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2022 подрядчиком направлено письмо № 06/06 с претензией о несогласии с принятым решением заказчика об одностороннем расторжении контракта.
15.07.2022 заказчиком направлено письмо № 10.5-21/3684 о правомерности принятия заказчиком решения о расторжении контракта.
04.08.2022 заказчиком направлено письмо № 10.2-21/4095 о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.06.2022 № 10.2-21/3164 недействительным.
15.09.2022 заказчиком направлено письмо № 10.5-21/4914 подрядчику о несоблюдении сроков выполнения работ и не предоставлении полного комплекта документации, а также с выставлением пени в размере 898 737 руб. 57 коп.
Ввиду нарушения ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» сроков выполнения работ по контракту, 15.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, указанное решение размещено в ЕИС 15.09.2022. Контракт расторгнут 26.09.2022.
Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска обратилось в УФАС по Хабаровскому краю с заявлением о включении сведений об ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС по Хабаровскому краю решением № РНП-27-468 от 05.10.2022 сведения об ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» в реестр недобросовестных поставщиков решила не включать.
Истец, указав на понесенные убытки в виду заключения договоров от 21.06.2021 № ДКГ-2109, от 20.05.2020 № 68, от 20.09.2021 № 2021-095-ДВ на выполнение дополнительного объема работ, не учтенного техническим заданием к контракту, направил в адрес ответчика претензию от 20.12.2022 № 13-12 с требованием об оплате убытков в размере 720 855 руб. 58 коп. В противном случае, ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» оставляло за собой право на обращение с иском в арбитражный суд.
Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска в ответ на данную претензию ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» ответило отказом в возмещении убытков сославшись на отсутствие оснований.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд пришёл к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями ГК РФ об обязательствах и нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд в части, не урегулированной статьями 763 - 767 ГК РФ, осуществляется положениями главы 37 ГК РФ.
В силу статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ; оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика.
В статьях 711, 746 ГК РФ установлено, что основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ в порядке, установленном договором подряда, является сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работ в установленном законом и договором порядке.
В пункте 1 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В пункте 3 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).
Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (пункт 1 статьи 744 ГК РФ).
В пункте 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (пункт 6 статьи 753 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении муниципального контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 этого закона.
В силу части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.
Как разъяснено в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г., следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 Кодекса наряду с положениями Закона № 44-ФЗ.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации. Однако такие работы должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
По смыслу статьи 743 ГК РФ, статьи 8 и части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10 процентов цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
В случае если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец, обосновывая заявленные исковые требования, указал на выполнение дополнительных работ по контракту, которые не были учтены техническим заданием к контракту.
Материалами дела подтверждается, что Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска согласовало выполнение дополнительных изыскательских работ.
Письмом от 19.03.2021 № 08-03 ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» направило на согласование Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска сметы на выявленные дополнительные работы по контракту (вх. от 19.03.2021).
Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска утвердило сметы.
Результат дополнительных работ в составе отчетов по инженерным изысканиям был передан заказчику.
Однако от заключения дополнительного соглашения к контракту заказчик уклонился.
Затраты истца на выполнение дополнительных работ составили 720 855 руб. 58 коп.
С учетом анализа обстоятельств спора, исследования представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что выполнение вышеуказанных дополнительных работ являлось необходимым, результат работ, предусмотренный муниципальным контрактом передан заказчику, указанные работы следует признать выполненными в рамках муниципального контракта, при этом, стоимость выполненных работ следует определить с учетом положений Закона № 44-ФЗ в размере 611 211 руб. 90 коп. (10 % от цены контракта).
На основании изложенного исковое требование ООО «Сигма-Энерго-Технолоджи» о взыскании с ответчика долга подлежит удовлетворению частично – в сумме 611 211 руб. 90 коп.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 17 417 руб. 00 коп. (платёжное поручение от 09.01.2023 № 1).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание, что уточненные исковые требования удовлетворены в части, с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 768 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (ОГРН 1162724090726, ИНН 2723191664) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сигма-Энерго-Технолоджи» (ОГРН 1102724005867, ИНН 2724144709) основной долг в размере 611 211 руб. 90 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 768 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.Л. Малашкин