НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 07.02.2013 № А73-16936/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-16936/2012

08 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2013. Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Никитиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подскребышевым Р.К.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

о признании недействительным в части решения от 07.11.2012 № 037 001 12 РК 0008128 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

при участии:

от заявителя - ФИО1, представитель, по доверенности от 10.01.2013; ФИО2, представитель, по доверенности от 30.01.2013;

от Пенсионного фонда - до перерыва не явились; после перерыва: ФИО3, ведущий специалист – эксперт (юрисконсульт), по доверенности от 09.01.2013 №6; ФИО4, ведущий специалист – эксперт (юрисконсульт), по доверенности от 21.01.2013 №13.

Суд, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, на основании п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 31.01.2013 до 11 час.00 мин. 07.02.2013, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края.

Предмет спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЧОП «Рапира») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Пенсионный фонд, УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края) от 07.11.2012 № 037 001 12 РК 0008128 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах без учета обстоятельств, смягчающих ответственность.

В ходе судебного разбирательства представители заявителя поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Пенсионного фонда возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Суд установил.

20.09.2012 года ООО «ЧОП «Рапира» представило в Пенсионный фонд корректирующий расчет формы РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года.

В ходе проверки представленного уточненного расчета за 1 квартал 2012года УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края установило, что в корректирующем расчете Общество исчислило страховых взносов в большем размере на сумму 867 531 руб. 59 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование по страховой части на сумму 636 858 руб., по накопительной части на сумму 67 038,59 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на сумму 163 635,03 руб.

По результатам проведенной проверки Пенсионный фонд составил акт от 03.10.2012 №03700130007399 и вынес решение от 07.11.2012 №037 001 12 РК 0008128 о привлечении ООО «ЧОП «Рапира» к ответственности на основании части 1 статьи 47Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в сумме 173 506 руб. 33 коп. В этом же решении страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 115 167,33 руб. и пени в сумме 24 430 руб.

Заявитель не согласился с решением Пенсионного фонда и обратился с настоящим заявлением.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд считает требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В пункте 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

Из изложенных правовых норм следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в случае представления им после истечения срока представления расчета и срока уплаты страховых взносов уточненного расчета по страховым взносам с суммами страховых взносов к доплате по сравнению с первоначально представленным расчетом является не сам факт представления такого расчета, а появление у него вследствие совершения указанного действия недоимки по уплате страховых взносов, под которой в абзаце 9 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ понимается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный названным Федеральным законом срок, и неисполнение обязанности до представления расчета уплатить недостающую сумму страховых взносов и соответствующие пени.

Из оспариваемого решения, следует, что страхователь до представления уточненного расчета формы РСВ-1 за 1 квартал 2012года не уплатил страховые взносы только по страховой части трудовой пенсии в сумме 115 167,33 руб. и пени на доначисленные взносы в размере 24 430 руб., то есть в результате представления корректирующего расчета за 1 квартал 2012 года возникло наличие неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в размере 115 167,33 руб.

В рассматриваемом случае из решения Пенсионного фонда следует, что ООО «ЧОП «Рапира» привлечено к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа, рассчитанного исходя из сведений указанных в корректирующем расчете по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012года.

При привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Пенсионный фонд исчислил размер штрафа с суммы разницы, подлежащей доплате на основании уточненного расчета (867 531,59 руб.). Между тем, из оспариваемого решения усматривается, что фактически Обществом допущена неуплата страховых взносов в сумме 115 167,33 руб. Следовательно, размер штрафа должен был составить сумму 23 033,46 руб. (115 167,33 х 20%), а не 173 506,32 руб., как это отражено в спорном решении.

Поскольку основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, является именно неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов, то и штраф, установленный названной нормой, подлежит исчислению с суммы фактической недоплаты, а не с разницы между суммами страховых взносов, указанными в первоначально сданном и в уточненном расчетах по страховым взносам.

Таким образом, решение Пенсионного фонда подлежит признанию недействительным в части применения штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в размере 150 472,86 руб. (173 506,32 - 23 033,46).

В отношении оставшейся суммы штрафа, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Общества в части уменьшения штрафа, в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются в том числе иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Как следует из оспариваемого решения, привлекая к ответственности ООО «ЧОП «Рапира» в виде штрафа, Пенсионный фонд не учитывал обстоятельства смягчающие ответственность.

Вместе с тем, заявитель ссылается на то, что самостоятельно выявил ошибку и направил корректирующий расчет в Пенсионный фонд без всякого принуждения; отсутствие умысла на уклонение от уплаты страховых взносов; затруднительное финансовое состояние Общества.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, приведенные обстоятельства, признание Обществом своей вины в допущенном правонарушении, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 г. Конституционного Суда РФ), суд считает возможным снизить размер штрафа до 5 000 руб.

Вследствие этого, решение Пенсионного фонда подлежит признанию недействительным в части применения штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в сумме превышающей 5 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в пользу ООО «ЧОП «Рапира» подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд за оспаривание решения государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Учитывая, что при обращении в суд Общество платежным поручением от 29.12.2012 №1739 перечислило государственную пошлину в размере 6 940 руб. 25 коп., излишне уплаченная госпошлина в размере 4 940 руб. 25 коп. подлежит возврату ему из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 07.11.2012 № 037 001 12 РК 0008128 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признать недействительным в части применения штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме, превышающей 5 000 руб.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира» судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 29.12.2012 №1739 государственную пошлину в сумме 4 940 руб. 25 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Т.Н.Никитина