Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-11112/2021
сентября 2021 года
Резолютивная часть объявлена 06 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Скрипкиным А.В.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению акционерного общества «Северный мир» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115230, <...>)
к Хабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680013, <...>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 125362, <...>, эт. 1 оф. 3г), Дальневосточная электронная таможня (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 692760, <...>)
о признании незаконными действий в период с 17.06.2021 по дату фактического рассмотрения судебного дела по существу, выразившихся в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС товара – бивни мамонта и их фрагменты.
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 по доверенности б/н от 23.06.2021, диплом, коммерческий директор ФИО2, лично;
от Хабаровской таможни: ФИО3 по доверенности № 05-51/185 от 02.04.2021, диплом;
от ООО «ВТП Сервис Групп»: не явились, извещены надлежащим образом;
от Дальневосточной электронной таможни: не явились, извещены надлежащим образом.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Северный мир» (далее – АО «Северный мир», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с требованием которого просит признать незаконными действия сотрудников Хабаровской таможни в период с 17.06.2021 по дату фактического рассмотрения судебного дела по существу, выразившиеся в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС товара - бивни мамонта и их фрагменты, задекларированных по ДТ № 10720010/020621/0040507 (далее – ДТ № 40507) и выпущенных по процедуре ЭК-10 с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021», оформленных таможенным органом в соответствии с действующим законодательством ЕАЭС и РФ. В качестве способа восстановления нарушенного права АО «Северный мир» предлагает обязать Хабаровскую таможню прекратить незаконные действия и обеспечить выпуск-товара - бивни мамонта и их фрагменты, задекларированных по ДТ № 40507 и выпушенных по процедуре ЭК-10 с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021», оформленных в соответствии с действующим законодательством ЕАЭС и РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» (далее – ООО «ВТП Сервис Групп»), Дальневосточная электронная таможня.
Представители заявителя в судебном заседании требование поддержали; представлено письмо Академии наук Республики Саха (Якутия) от 07.09.2020 № 01-529/25 о том, что рассматриваемые бивни мамонта и их фрагменты не являются объектами, имеющими особую культурную ценность.
Представитель Хабаровской таможни в судебном заседании просила в удовлетворении заявленного требования отказать по основаниям, представленным в отзыве. Также к материалам дела приобщены экспертные заключения, составленные экспертом по культурным ценностям ФИО4, согласно которым два образца бивня мамонта из заявленных 33 являются культурными ценностями особого значения.
ООО «ВТП Сервис Групп» представлен отзыв, в котором поддержана позиция заявителя; явка представителя не обеспечена.
Дальневосточная электронная таможня надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, ее представитель не прибыл, отзыв не представлен.
В судебном заседании по ходатайству АО «Северный мир» в качестве специалиста в порядке статей 55.1, 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) опрошен ФИО5, старший научный сотрудник отдела по изучению мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат биологических наук, уполномоченный специалист (эксперт) на осуществление экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу, возвращенных после временного по Дальневосточному федеральному округу.
На вопросы суда и заявителя специалист пояснил, что до 01.01.2021 рассматриваемые бивни мамонта и их фрагменты не относились к культурным ценностям, имеющим особое значение. Специалист также согласился с выводами экспертного заключения, составленного экспертом по культурным ценностям ФИО4, в части отнесения одного бивня на текущий момент времени к культурным ценностями особого значения по критерию длины (более 300 сантиметров); другой бивень, обозначенный ФИО4 как культурная ценность особого значения, таковой ценностью, по мнению специалиста, не является, так как невозможно установить все основные параметры названного бивня.
Изучив материалы дела, заслушав представителей АО «Северный мир» и Хабаровской таможни, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
В эту же дату получено решение о погрузке на судно для дальнейшего убытия с территории Российской Федерации. Товары в контейнере погружены на судно «LONGBO 8201», предоставленное инопартнером для перевозки товара в Китай.
Между тем, до фактического убытия названного судна Благовещенским таможенным постом Хабаровской таможни выставлено требование перевозчику Хэйхэскому портовому управлению о предоставлении товара для проведения таможенного досмотра.
Товар в контейнере выгружен с баржи «LONGBO 8201»; 13.06.2021 начат таможенный досмотр товаров сотрудниками Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, о чем составлен акт таможенного досмотра от 15.06.2021 № 10703160/150621/000027. Одновременно в этом же акте зафиксировано, что один из 33 представленных образцов имеет длину более 3 000 мм.
Определить наименование товаров?
Имеются ли среди представленных образцов бивни ископаемых животных весом 100 кг. и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 см и более?
Имеются ли среди представленных образцов бивни ископаемых животных, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного корпуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости)?
Имеются ли среди представленных образцов фрагменты бивней ископаемых животных, состояние сохранности которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного корпуса и диаметр при выходе из альвеолы и альвеогярной полости?
Определить сортность представленных образцов.
Относятся ли представленные образцы к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение?
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 22.06.2021 № 10703160/220621/000001).
АО «Северный мир», не согласившись с действиями сотрудников Хабаровской таможни в период с 17.06.2021, выразившимися в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС товара - бивни мамонта и их фрагменты, задекларированного по ДТ № 40507, считая их незаконными, утверждая о наличии всей совокупности разрешительных документов, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование требования заявитель приводит доводы об отсутствии у таможенного органа полномочий на проведение экспертизы культурных ценностей; полагает, что лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2021 № 200RU20002010365, а также заключение Минкультуры России от 17.12.2020 № RU/2020/3-84 являются документами, достаточными для вывоза рассматриваемых бивней и фрагментов бивней мамонта без обязательств их обратного ввоза. Также АО «Северный мир» считает необоснованным применение к рассматриваемым правоотношениям критериев отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425.
Хабаровская таможня, в свою очередь, утверждает о допустимости таможенного контроля в рассматриваемой ситуации, считает правомерным назначение экспертизы, поскольку один из 33 заявленных к вывозу образцов по внешнему признаку (длина) возможно является культурной ценностью, имеющей особое значение. Таможенный орган также обращает внимание на то, что с 01.01.2021 в силу вступили Критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425.
Оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного АО «Северный мир» требования ввиду следующего.
В части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации определено, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для, в том числе, охраны культурных ценностей.
Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1) согласно его преамбуле имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей.
Закон № 4804-1 регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 1 Закона № 4804-1).
Согласно статье 5 Закона № 4804-1 под культурными ценностями, имеющими особое значение, понимаются культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.
В силу императивного указания статьи 35.1 Закона № 4804-1 культурные ценности, имеющие особое значение, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 (далее – Постановление Правительства № 1425), официально опубликованным 17.09.2020, но вступившим в законную силу с 01.01.2021, во исполнение абзаца третьего статьи 5 и пункта 8 статьи 11.2 Закона № 4804-1 определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее – Критерии).
Согласно названным Критериям к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение, относятся, в числе прочего, следующие бивни:
бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития, в том числе бивни необычной конфигурации (включая патологию роста бивня - кольцо, полная спираль, размерная деградация), бивни особей, находящихся на ранних стадиях онтогенеза, бивни карликовых форм мамонтов независимо от их размеров и сохранности;
бивни ископаемых животных весом 100 килограмм и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня;
бивни ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);
фрагменты бивней ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости).
Таким образом, из системного и буквального толкования норм Закона № 4804-1 и Постановление Правительства № 1425 следует, что с 01.01.2021 культурные ценности, имеющие особое значение согласно установленным Критериям, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза. Указанное полностью согласуется как с целями Закона № 4804-1, так и с общей нормой части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, направленной на охрану культурных ценностей.
Материалами дела подтверждается, что спорные бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 33 штук по ДТ № 40507 заявлены к вывозу после 01.01.2021, вследствие чего для их вывоза без обязательств обратного ввоза должны быть признаны отсутствующими критерии отнесения их к культурным ценностям, имеющим особое значение.
В свою очередь, АО «Северный мир» в качестве документов, разрешающих вывоз, представлены документы (экспертное заключение от 05.11.2020 № 36, заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84, лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли РФ, от 26.01.2021 № 200RU20002010365), составленные по критериям отнесения культурных ценностей к имеющим особое значение, действовавшим до 01.01.2021, а именно статья 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела».
Данное обстоятельство заявителем в ходе судебного разбирательства не отрицалось, равно как и не отрицалось то, что с 01.01.2021 в связи с введением в действие Критериев произошло расширение перечня бивней ископаемых животных и их фрагментов, являющихся культурными ценностями, имеющими особое значение.
При таких обстоятельствах вывозимая АО «Северный мир» в 2021 году партия бивней и фрагментов бивней мамонта, по убеждению суда, определенно подлежала контролю на предмет недопустимости вывоза культурных ценностей, имеющих особое значение, а представленные совместно с ДТ № 40507 разрешительные документы, не учитывающие измененное с 01.01.2021 регулирование в сфере определения культурных ценностей, имеющих особое значение, не могут расцениваться как документы, вне всякого сомнения подтверждающие возможность вывоза рассматриваемых культурных ценностей в данной ситуации.
На основании пункта 7 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) таможенные органы в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации осуществляют противодействие незаконному обороту культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза; названные товары находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
Частью 3 статьи 314 Закона о таможенном регулировании определено, что тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 351 ТК ЕАЭС в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач, таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют, в том числе, функции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, под которым в соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС понимается проведение осмотра и совершение иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Как определено пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС, в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания таможенным органом назначается таможенная экспертиза.
Судом из материалов дела установлено, что в ходе проведения таможенного досмотра партии товара, заявленной к вывозу по ДТ № 40507, при применении измерительной рулетки выявлено, что длина одного бивня по дуге равна 3 050 мм.
Поскольку в соответствии с Критериями бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение, таможенный орган, по убеждению суда, обоснованно и мотивированно решением от 17.06.2021 назначил таможенную экспертизу для разрешения вопроса о том, относятся ли рассматриваемые бивни мамонтов и их фрагменты к культурным ценностям, имеющим особое значение, исходя из Критериев, обозначенных Постановлением Правительства № 1425. При этом в порядке пункта 5 статьи 389 ТК ЕАЭС были отобраны соответствующие образцы.
Статья 336 Закона о таможенном регулировании, в свою очередь, определяет порядок проведения таможенной экспертизы иной экспертной организацией (иным экспертом) в случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом. По смыслу данной нормы проводимая иной экспертной организацией (иным экспертом) экспертиза равнозначна таможенной экспертизе.
Постановлением Правительства № 1425 помимо Критериев утверждены Правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации (далее – Правила № 1425).
Согласно пункту 4 названных Правил № 1425 экспертиза задержанных культурных ценностей осуществляется экспертами по обращению таможенного и (или) иного правоохранительного органа о проведении экспертизы. Непосредственно порядок проведения экспертизы задержанных культурных ценностей определен разделом VПравил № 1425.
Принимая во внимание приведенные выше нормы таможенного законодательства, а также положения Правил № 1425, суд, вопреки доводам АО «Северный мир», приходит к выводу о наличии у таможенного органа полномочий для назначения экспертизы в отношении культурных ценностей с целью проверки того, относятся ли данные культурные ценности к культурным ценностям, имеющим особое значение.
При этом суд учитывает, что к судебному заседанию Хабаровской таможней представлены экспертные заключения, составленные экспертом по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей; привлеченный таможенным органом эксперт применительно к пункту 4 статьи 11.2 Закона № 4804-1 является аттестованным в качестве эксперта по культурным ценностям по специализации «Палеонтология». Оснований считать Хабаровскую таможню нарушившей положения как таможенного законодательства, так и нормы законодательства об охране культурных ценностей, у суда не имеется.
По существу доводы АО «Северный мир» сводятся к суждениям о необходимости фактического выпуска оформленного по ДТ № 40507 товара на основании разрешительных документов, полученных без учета действующих в настоящий момент Критериев, вследствие чего признаются судом ошибочными.
Хабаровская таможня, в свою очередь, в рамках противодействия незаконному обороту культурных ценностей, имеющих особое значение, обоснованно и мотивированно в рамках таможенного контроля вывозимого товара инициировала проведение сначала таможенного досмотра, а затем и таможенной экспертизы, поручив ее проведение аттестованному эксперту по культурным ценностям.
Таким образом, исходя из конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, у суда отсутствуют основания достаточные основания полагать, что оспариваемые АО «Северный мир» действия сотрудников Хабаровской таможни в период с 17.06.2021 по дату фактического рассмотрения судебного дела по существу, выразившиеся в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС товара - бивни мамонта и их фрагменты, задекларированных по ДТ № 40507 и выпущенных по процедуре ЭК-10, являются незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Поскольку оспариваемые действия Хабаровского таможни законны и не могут нарушать права и законные интересы заявителя, обязанного соблюдать правила вывоза культурных ценностей, имеющих особое значение, суд отказывает АО «Северный мир» в удовлетворении заявленного требования.
Излишне уплаченная АО «Северный мир» по платежному поручению от 08.07.2021 № 285 государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании положений статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Возвратить акционерному обществу «Северный мир» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., излишне уплаченную при подаче заявления по платежному поручению от 08.07.2021 № 285.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов