Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7843/2015
10 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2015 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Магнит»
об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 19.05.2015г. №04/16-36/220 о назначении административного наказания,
при участии представителей:
от заявителя – не явился;
от административного органа – Максимова К.В., действующего на основании доверенности от 27.02.2015г. № 04-24/002950.
Сущность дела:Общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – ООО «Магнит», общество, заявитель)обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее – ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, налоговый орган, административный орган) от 19.05.2015г. №04/16-36/220, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя суд не обеспечил. От директора ООО «Магнит» Кремной Е.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя общества.
В судебном заседании представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, позицию изложил согласно отзыву на жалобу, полагает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Магнит», расположенное по адресу: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, 23, зарегистрировано 23.05.2013г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1132703003311, ИНН 2703073535.
В период с 13.05.2015г. по 14.05.2015г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в рамках проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на основании поручения от 13.05.2015 № 149, проведена проверка полноты учета денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники АМС-100К №20400084 за период с 03.04.2015 по 12.05.2015 включительно, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью ООО «Магнит» в помещении магазина, расположенного по адресу: 681013, г.Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 23.
В ходе проведения проверки проверяющими выявлены нарушения ООО «Магнит» требований п. 4.1, 4.6, 5, 5.2 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», что выразилось в неоприходовании денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники в день её получения. Общая сумма неоприходованной денежной наличности в проверяемом периоде составила 121 722 руб. 46 коп.
Результаты проверки отражены в акте проверки полноты учета выручки денежных средств № 16-15/10 от 14.05.2015г.
14.05.2015г. заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Сидоренко И.А. в отношении ООО «Магнит», в присутствии директора общества Кремной Е.Н., составлен протокол № 16-36/220 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
19.05.2015г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении исполняющей обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Лут Е.И., в присутствии директора ООО «Магнит» Кремной Е.Н., вынесено постановление № 04/16-36/220, которым ООО «Магнит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящей жалобой.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя налогового органа, изучив доводы заявителя, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
С 1 июня 2014 года вступило в силу Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У).
В соответствии с пунктом 4.1 Указаний № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Согласно пункту 4.6 Указаний № 3210-У, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Согласно пункту 5 Указаний № 3210-У прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
В силу пункта 5.2. Указаний № 3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Из анализа указанных норм следует, что оприходование денежной наличности в кассу должно осуществляться в день её получения. При этом под понятием «оприходование в кассу денежной наличности» понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций. Таким образом, неотражение в кассовой книге полученной предприятием денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Магнит» допущен факт неоприходования денежной наличности (выручки) в кассу общества за период с 03.04.2015 по 12.05.2015 в сумме 121 722 руб. 46 коп.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.1 КоАп РФ.
Обстоятельства совершенного обществом правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 14.05.2015г. № 16-36/220, актом проверки полноты учета выручки денежных средств от 14.05.2015г. № 16-15/10, объяснениями директора ООО «Магнит» Кремной Е.Н. от 13.05.2015г., журналом кассира - операциониста с ККТ АМС-100К № 20400084, Z отчетами с контрольно-кассовой техники от 05.05.2015 № 1903, от 06.05.2015 №1904, от 08.05.2015 № 1906, от 12.05.2015 № 1907.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО «Магнит» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Также судом не усматривается оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, поэтому наступление негативных последствий для других юридических лиц, общества и государства не является обязательным условием для применения этой статьи. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
При этом следует отметить, что устранение нарушений порядка ведения кассовых операций не освобождает правонарушителя от административной ответственности, а является лишь способом устранения нарушения законодательства и может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства при определении меры ответственности.
В этой связи, судом не принимаются во внимание доводы заявителя о том, что на рассмотрение дела были представлены все необходимые бухгалтерские документы, подтверждающие правильность организации порядка работы с денежной наличностью в ООО «Магнит». В то же время, на момент проведения проверки факт отсутствия в организации оформленной кассовой книги за апрель и май 2015 года и первичных кассовых документов был подтвержден директором общества Кремной Е.Н. в письменных объяснениях от 13.05.2015г. Таким образом, оформление указанных бухгалтерских документов после выявления факта правонарушения не исключает виновность юридического лица и не освобождает его от административной ответственности.
Также подлежит отклонению, как несостоятельный, довод заявителя о невозможности предоставить запрашиваемые налоговым органом бухгалтерские документы в день проведения проверки по причине нахождения старшего кассира на больничном. Данное обстоятельство, также как и отсутствие в штате предприятия бухгалтера, не освобождает общество от обязанности по соблюдению порядка работы с денежной наличностью, а свидетельствует о наличии внутренних организационных проблем юридического лица, в частности указывает на отсутствие надлежащей организации порядка ведения кассовых операций.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд обращает внимание на то, что при определении меры наказания налоговым органом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Довод общества о нарушении налоговым органом при проведении проверки пункта 31 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утверждённого Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 г. № 133н, выразившегося в отказе должностным лицом инспекции принять у директора общества соответствующие бухгалтерские документы на следующий день после начала проверочных мероприятий, подлежит отклонению, поскольку указанный пункт Регламента не содержит сведений о возможности предоставления документов в течение следующего дня. Пунктом 31 Регламента установлен максимальный срок выполнения специалистами Инспекции административной процедуры, который не может превышать 1 рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования ООО «Магнит» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 19.05.2015г. № 04/16-36/220 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак