Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-9384/2015
04 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2015 года
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2015 года
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Илюшиной В.В., ведущей протокол судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя Ермиловой Марины Петровны к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
В судебное заседание явились:
от заявителя: не явились
от предпринимателя: не явились
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Ермиловой Марины Петровны к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился.
Индивидуальный предприниматель Ермилова М.П., извещенная надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явилась, отзыв на заявление не представила.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.
Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.
В соответствии со ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.
Ермилова Марина Петровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером - 304272301600031, ИНН-272306822805.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии № АСС-27-034696 от 13.03.2009г., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора.
15.06.2015г. на основании планового (рейдового) задания на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации от 22.12.2014г. № 07-545 государственными инспекторами Шестаковым Д.И., Розвезевым В.М. проведена проверка соблюдения предпринимателем Ермиловой М.П. обязательных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
15.06.2015г. в 11 час. 40 мин. в г. Хабаровске на ул. Ленинградской, д. 89А водитель Паршиков А.Ю. осуществлял перевозку пассажиров в городском сообщении по маршруту № 24 на автобусе DAEWOOBS-106, государственный регистрационный знак М593ВТ 27, принадлежащем предпринимателю Ермиловой М.П., с неисправностью, при которой запрещена эксплуатация транспортного средства, а именно с неисправным спидометром (одометром), что подтверждается объяснением водителя.
К тому же у водителя отсутствовали регистрационные документы на транспортное средство (свидетельство о регистрации).
Указанные нарушения отражены в рапорте об обнаружении признаков административного правонарушения № 204 от 15.06.2015г., водитель Паршиков А.Ю. факт перевозки пассажиров с неисправным спидометром (одометром), а также без регистрационных документовна транспортное средство не оспаривал, что подтверждается его объяснениями в рапорте.
03.07.2015г. в отношении индивидуального предпринимателя Ермиловой М.П., в ее присутствии, составлен протокол об административном правонарушении серия 27 № 006931/209 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, поскольку ранее предприниматель уже привлекалась к административной ответственности в течение года за нарушения лицензионных требований.
Копия протокола вручена предпринимателю 03.07.2015г., правонарушение ей признано, что подтверждается ее объяснениями в протоколе об административном правонарушении.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (далее - Закон РФ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) - деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежит лицензированию.
В статье 2 Закона РФ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ - задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 21 Закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 10.11.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…», утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280.
Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона РФ «О безопасности дорожного движения»; соблюдать требования, предъявляемые к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п.п. з, и п. 4 Положения).
В соответствии со статьей 20 Закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.112011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001г. № 47-ст утвержден ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Из положений п. 4.7.6. указанного ГОСТа следует, что средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны.
В соответствии с п. 11 Правил дорожного движения - запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 г. № 1090»: не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол (п. 7.4. Перечня).
В соответствии с п. 10.5Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) - Демонтаж и неработоспособность средств измерения скорости (спидометры), а также технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (если их установка предусмотрена настоящим техническим регламентом) не допускаются.
Согласно п. 25 Приказа Министерства транспорта РФ от 15.01.2014г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» - для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Пункт 2.1.1. «Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 содержит обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Материалами дела установлено, что предпринимателем Ермиловой М.П. не соблюдаются вышеприведенные нормативные требования, в ходе проверки были выявлены грубые нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
15.06.2015г. в 11 час. 40 мин. в г. Хабаровске на ул. Ленинградской, д. 89А водитель Паршиков А.Ю. осуществлял перевозку пассажиров в городском сообщении по маршруту № 24 на автобусе DAEWOOBS-106, государственный регистрационный знак М593ВТ 27, принадлежащем предпринимателю Ермиловой М.П., с неисправностью, при которой запрещена эксплуатация транспортного средства, а именно с неисправным спидометром (одометром), что подтверждается объяснением водителя.
К тому же у водителя отсутствовали регистрационные документы на транспортное средство (свидетельство о регистрации).
Указанные нарушения отражены в рапорте об обнаружении признаков административного правонарушения № 204 от 15.06.2015г., водитель Паршиков А.Ю. факт перевозки пассажиров с неисправным спидометром (одометром), а также без регистрационных документовна транспортное средство не оспаривал, что подтверждается его объяснениями в рапорте.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011г. - исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан:
соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (п.п. «з» п. 4);
соблюдать требования, предъявляемые к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п.п. «и» п. 4).
В соответствии с частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перевозка пассажиров с неисправным спидометром – запрещается, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Также судом установлено, что предприниматель Ермилова М.П. уже привлекалась к ответственности за нарушения статьи 20 Закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 24.03.2015г. по делу № А73-2278/2015.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что предпринимателем Ермиловой М.П. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействиях) признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем Ермиловой М.П. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 03.07.2015г. серия 27 № 006931/209; рапортом № 204 от 15.06.2015г. с объяснениями водителя; путевым листом от 15.06.2015г. № 13; фотоматериалами;лицензией № АСС-27-034696 от 13.03.2009г.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо, предприниматель признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Доказательств исключительности обстоятельств правонарушения, в соответствии с которыми предприниматель не имела возможности соблюсти требования лицензионных условий в материалы дела не представлено.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено.
Суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9. КоАП РФ о признании правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельств исключительности выявленного, судом не установлено.
Состав правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
По материалам дела судом не установлено обстоятельств, позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что предприниматель Ермилова М.П. подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ, при этом, суд считает возможным с учетом обстоятельств дела, характера выявленных нарушений применить к правонарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа - УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН-2724135422, КПП-272401001, ОКТМО-08701000001, Счет № 40101810300000010001 в Отделении г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 - штрафы, уплачиваемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 4 статьи 14.1., статьей 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Ермилову Марину Петровну, 11.03.1962 года рождения, уроженку г. Хабаровска, проживающую по адресу: г. Хабаровск, ул. Центральная, д. 10, кв. 50, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером - 304272301600031, ИНН-272306822805, привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко