АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-20888/2009
03 марта 2010 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ставицкой О.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю
к Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края
о взыскании налоговых санкций в сумме 107,60 руб.
При участии:
от налогового органа – не явились
от администрации – не явились
В судебном заседании в соответствии с частью 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 01.03.2010г. по 03.03.2010г.
Предмет спора :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд к Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (далее – администрация, налогоплательщик) с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 107,60 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г.
В судебное заседание налоговый орган не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Администрация в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, отзыв, возражения на заявление налогового органа, доказательства уплаты штрафа не представила.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю была проведена камеральная налоговая проверка представленной Администрацией сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г.
В ходе проведенной проверки было установлено, что налоговая декларация по налогу на имущество за 2008г. была представлена налогоплательщиком с нарушением установленного срока – 31.03.2009г.
Выводы камеральной налоговой проверки были отражены в акте от 06.05.2009г. № 07-3243/к, по результатам рассмотрения которого 11.06.2009г. руководителем налогового органа было принято решение № 07-2192/к о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г., в виде штрафа в сумме 107,60 руб.
Требованием № 2706 по состоянию на 15.07.2009г. налогоплательщику было предложено в срок до 30.07.2009г. уплатить налоговые санкции в добровольном порядке.
Неисполнение требования об уплате налоговых санкций в установленный срок явилось основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Учитывая представленные доказательства, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ Администрация сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 386 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом в силу пункта 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Следовательно, налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2008г. подлежала представлению налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 30 марта 2009г.
Как следует из материалов дела, установленная законом обязанность была исполнена налогоплательщиком с нарушением срока - 31.03.2009г., что подтверждается почтовым конвертом, в котором администрация направила налоговую декларацию в налоговый орган.
Пунктом 5 статьи 23 НК РФ установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 НК РФ влечет взыскание штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Поскольку факт несвоевременного представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г. подтверждается материалами дела, суд находит правомерным привлечение налогоплательщика решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю от 11.06.2009г. № 07-2192/к к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 107,60 руб., исчисленного от суммы налога 2 152 руб., подлежащего к уплате на основе представленной декларации (2 152 руб. х 5% = 107,60 руб.).
Вина налогоплательщика состоит в непредставлении в налоговый орган по месту учета в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г.
Требование налогового органа № 2706 по состоянию на 15.07.2009г. о добровольной уплате налоговой санкции налогоплательщиком не исполнено, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из лицевого счета администрации.
Вместе с тем, из буквального содержания статьи 119 НК РФ следует, что штраф, определенный статьей 119 НК РФ, необходимо исчислять исходя из надлежащей, то есть в действительности подлежащей уплате в бюджет суммы налога.
Судом установлено, что после представления в налоговый орган первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г., налогоплательщик уточнил свои налоговые обязательства по налогу на имущество организаций за 2008г., в том числе путем представления в Инспекцию 06.08.2009г. уточненной налоговой декларации по на имущество организаций за 2008г. (корректировка 3/2), с исчисленной к уплате суммой налога 1 758 руб.
Уменьшение налогоплательщиком своих налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за 2008г. подтверждается также данными лицевого счета Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края и налоговым органом не оспаривается.
Поскольку на момент принятия решения от 11.06.2009г. № 07-2171/к о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение уточненная декларация по налогу на имущество организаций за 2008г. налогоплательщиком представлена не была, сумма штрафа 107,60 руб. была правомерно определена Инспекцией от суммы налога, указанной в первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г., в размере 2 152 руб.
Между тем, при рассмотрении дела о налоговом правонарушении суд обязан принять во внимание представленную налогоплательщиком уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2008г. (корректировка 3/2), в соответствии с которой сумма налога, подлежащего к уплате за указанный налоговый период, уменьшена и составляет 1 758 руб.
Исходя из этого, взыскиваемый с налогоплательщика штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ, исчисленный от суммы налога 1 758 руб., составит 100 руб. (1 758 руб. х 5%, но не менее 100 руб.).
На основании вышеизложенного, заявление Инспекции подлежит частичному удовлетворению.
Ошибка, допущенная налоговым органом в нумерации решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения : № 07-2171/к вместо № 07-2192/к не повлияла на правомерность принятого Инспекцией решения, т.к. из содержания решения о привлечении к ответственности от 11.06.2009г. следует, что лицом, привлекаемым к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 107,60 руб., является Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Требование № 2706 по состоянию на 15.07.2009г. с предложением уплатить в добровольном порядке налоговые санкции в сумме 107,60 руб., также было направлено в адрес указанного налогоплательщика.
Существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, несоблюдение которых в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа, в данном случае не были нарушены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ при рассмотрении дела о налоговом правонарушении судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения указаны в статье 112 НК РФ. При этом из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ следует, что приведенный в данной норме перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими любые обстоятельства, имеющие отношение как к моменту совершения налогового правонарушения, так и характеризующие самого налогоплательщика, осуществляемую им деятельность.
Таким образом, из положений статьей 112, 114 НК РФ следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или иного органа, рассматривающего дело о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение.
При рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, суд с учетом фактических обстоятельств дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, вправе признать в качестве смягчающего любое обстоятельство.
При этом пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции; по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Данная правовая позиция отражена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Судом установлено, что при привлечении Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г., налоговым органом не были установлены обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика за совершенное правонарушение.
Между тем, суд принимает во внимание незначительность просрочки представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008г., составившей 1 день, отсутствие негативных последствий совершенным налоговым правонарушением, статус налогоплательщика как бюджетного учреждения, не имеющего специальной статьи дохода для уплаты штрафов.
Названные обстоятельства суд расценивает как смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, и считает возможным уменьшить налоговые санкции по пункту 1 статьи 119 НК РФ, до 50 руб.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина с Администрации сельского поселения Администрация сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-171, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации сельского поселения «Село имени Полины Осипенко» муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (682380, Хабаровский край, р-н Имени Полины Осипенко, с.им.П.Осипенко, ул.Амгуньская, д.80; ОГРН 1022700833429) в доход бюджета налоговые санкции в сумме 50 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья М.А. Барилко