НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 02.08.2023 № А73-5036/2023

103/2023-152484(1)


Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-5036/2023  04 августа 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2023 года  Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2023 года 

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Руденко Р.А., с участием  секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания с  использованием средств аудиозаписи, 

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной  ответственностью «Ремстрой-Хабаровск» 

о признании незаконным решения Главного управления регионального  государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от  20.03.2023г. № 197, 

с участием третьих лиц: Администрации г. Хабаровска, ТСЖ «Наш Дом»
В судебное заседание явились:

от ООО «Ремстрой-Хабаровск» - Локтионова Ю.Ю., представитель по доверенности от  01.01.2023г.; 

от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования  Правительства Хабаровского края - Троицкий Ю.С., представитель по доверенности № 22  от 09.01.2023г.; 

от Администрации г. Хабаровска - не явились;
от ТСЖ «Наш Дом» - не явились.

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой-Хабаровск»  обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Главного  управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства  Хабаровского края от 20.03.2023г. № 197. 

Администрация г. Хабаровска явку своего представителя в судебное заседание не  обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена в порядке статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса РФ. 

ТСЖ «Наш Дом» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о  времени и месте рассмотрения дела извещено в порядке статьи 123 Арбитражного  процессуального кодекса РФ, отзыв на заявление не представило. 

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание  проводится в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. 


В судебном заседании представитель ООО «Ремстрой-Хабаровск» заявленные  требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, дал пояснения, ответил на  вопросы суда. 

В судебном заседании представитель Главного управления регионального  государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с  заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на  заявление и дополнениях к нему, дал пояснения, ответил на вопросы суда. 

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

 Не согласившись решением Главного управления от 20.03.2023г. № 197, ООО  «Ремстрой-Хабаровск» обратилось в Арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании его незаконным. 

В обоснование заявленных требований ООО «Ремстрой-Хабаровск» указывает, что  информация, указанная в заявлении не может быть размещена в системе ГИС ЖКХ в связи с  отсутствием в адресной базе ФИАС многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул.  Балашовская, д. 37 (вторая очередь), у управляющей организации отсутствует техническая  возможность в полном объеме выполнить обязанность к размещению информации,  установленную ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, что является грубым нарушением  лицензионных требований. 

Главное управления, а также Администрация г. Хабаровска считают обжалуемое  решение законным и обоснованным. 

Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив их в  порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к следующим  выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ -  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают  иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 


Статьями 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено,  что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут  быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух  условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и  нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

На основании ч. 1, 2 ст. 44, ч. 1, 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ - надлежащее  содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования  указанным имуществом обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом. 

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны  выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены  непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;  управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей  организацией. 

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании  собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое  время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления  является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. 

В соответствии с ч. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ - Управление многоквартирным  домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или  муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в  многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным  домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации,  субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на  основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией,  выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного  самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в  соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса. 

 Пункт 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ - в качестве основания возникновения  гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные  законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не  противоречащие ему. 

Заключаемые в рамках отношений по управлению многоквартирными жилыми домами  договоры регулируются нормами как жилищного, так и гражданского законодательства. 

В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ - договор управления  многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного  документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим  собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником  помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в  решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме,  обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов  собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны  заключаемого договора. 

Согласно ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ - условия договора управления  многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений  в многоквартирном доме. 


В силу частей 5, 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ - решение общего собрания  собственников является обязательным для всех собственников помещений в  многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в  голосовании. 

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение,  принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением  требований Жилищного кодекса РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании  или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права  и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение  шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о  принятом решении. 

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ - многоквартирный дом может  управляться только одной управляющей организацией. 

Согласно ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ - управляющая организация за тридцать  дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать  техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением  таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу  собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному  потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом  собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в  решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким  домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком  доме. 

С учетом изложенного, создание либо избрание новой управляющей организации, а  соответственно, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у  управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее. 

В соответствии с п. 1, 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ - Сведения о  многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат,  подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих  размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению  которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением  договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со  дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти  сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. 

В силу пункта 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ - орган государственного  жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в  порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 


В случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении  договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит  изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о  многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких  сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой  является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением  договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с  иным лицензиатом. 

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской  Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015г. № 938/пр (далее -  Порядок № 938/пр). 

Согласно п. 2 Порядка № 938/пр - изменения в реестр вносятся органом  государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган  государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного  жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198  Жилищного кодекса Российской Федерации или при не поступлении в установленный срок  заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании  представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным  домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего  следующие сведения: 

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления  многоквартирным домом; 

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;

г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер  налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); 

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика,  номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; 

е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:

реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица  (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); 

реорганизации лицензиата в форме преобразования;

реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами),  управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату  государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется  лицензия на один и тот же вид деятельности. 

К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в  п. 3 Порядка № 938/пр. 


В соответствии с п. 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов  органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и  документов на предмет соблюдения следующих условий: 

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего  Порядка; 

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в  пункте 3 настоящего Порядка; 

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в  реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; 

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного  кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в  системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; 

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя  банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)»; 

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским  законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании  собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного  способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части  2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с п. 6 Порядка № 938/пр - по итогам проверки заявления и документов,  представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты  проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка № 938/пр, и предложения для  принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в  соответствии с п. 7 Порядка № 938/пр. 

Согласно п. 7 Порядка № 938/пр - по результатам рассмотрения заявления и  документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих  решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и  возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления. 

Согласно п. 8 Порядка № 938/пр - решение о внесении изменений в реестр принимается  органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и  документов условиям, указанным в п. 5 Порядка № 938/пр. 

В соответствии с п. 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении  изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: 

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами  «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка; 

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами  «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного  надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего  Порядка. 

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное  обоснование принятия такого решения. 

Согласно п. 10 Порядка № 938/пр - основанием для принятия решения о  приостановлении рассмотрения заявления являются: 

а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б»,  «в» пункта 5 настоящего Порядка; 


б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока,  указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего  сведения в отношении того же многоквартирного дома; 

в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении  изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом  или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о  прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного  заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом  собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным  потребительским кооперативом. 

В соответствии с п. 15, 16 Порядка № 938/пр - при приостановлении рассмотрения  заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган  государственного жилищного надзора: 

а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома,  указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и  информацию у обоих лицензиатов; 

б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока,  указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего  сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые  материалы и информацию у обоих заявителей; 

в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о  внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным  домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии  заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным  домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов,  указанных в пункте 3 настоящего Порядка. 

В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок,  указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий,  указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней. 

Судом по материалам дела установлено, 20.01.2023г. в адрес Главного управления  регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского  края (далее – Главное управление) от ООО «Ремстрой-Хабаровск» поступило заявление о  внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с расторжением договора  управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул.  Балашовская, д. 37 (вторая очередь). 

Рассмотрение заявления ООО «Ремстрой-Хабаровск» было приостановлено решением  от 02.02.2023г. № 80 на основании подпункта «в» пункта 7 Порядка № 938/пр, в связи с  несоответствием заявления и документов условиям, установленными подпунктами «б», «в»  пункта 5 Порядка № 938/пр. 

После предоставления документов Главным управлением в соответствии с  требованиями пункта 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов было  установлено нарушение требований Порядка № 938/пр, а именно: 

в государственной информационной системе ГИС ЖКХ размешена информация об  управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул.  Балашовская, д. 37 (кадастровый № 27:23:0051520:87) ТСЖ «Наш Дом» (не соблюдено  условие подпункта «б» пункта 5 Порядка № 938/пр); 


заявителем не выполнены требования о размещении информации, указанной в  заявлении на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с требованиями  части 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ (не соблюдены условия подпункта «г» пункта 5  Порядка № 938/пр). 

Судом установлено, что исходя из данных КГБУ «Хабкрайкадастр» многоквартирный  дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск ул. Балашовская, д. 37, вводился в  эксплуатацию отдельными очередями, 1 очередь - 1993г., 2 очередь - 2010г. Данный  многоквартирный дом имеет один кадастровый номер (27:23:0051520:87), один инвентарный  номер (19242), единый земельный участок с кадастровым номером: 23:23:0051520:14. 

Согласно информации с сайта ГИС ЖКХ, многоквартирный дом по адресу: г.  Хабаровск, ул. Балашовская д. 37 обслуживается ТСЖ «Наш дом» с 2009г. 

ТСЖ «Наш дом», создано решением общего собрания собственников помещений и их  представителями на двух многоквартирных домах № 31, 37, протокол № 1 от 27.07.2009г. 

На запрос Главного управления от 09.02.2023г. № 02.2-23-1144 Администрация г.  Хабаровска в ответе (от 17.02.2023г. вх. № 4561) сообщила, что на основании разрешения на  ввод в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37  (вторая очередь) 19.05.2015г. был проведен конкурс (ЛОТ № 3) (вторая очередь), в связи с  тем, что конкурс не состоялся, Администрацией г. Хабаровска был заключен договор  управления с ООО «Ремстрой-Хабаровск». 

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по  отбору управляющей организации для управления МКД на конкурс был выставлен ЛОТ № 3  - многоквартирный дом по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая очередь). 

Предметом договора управления от 01.08.2015г. № 59, заключенного между ООО  «Ремстрой-Хабаровск» и Администрацией г. Хабаровска, является также управление  многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая очередь). 

Технический паспорт выдан на многоквартирный дом по адресу: г. Хабаровск, ул.  Балашовская, д. 37 (вторая очередь). 

В лицензии ООО «Ремстрой-Хабаровск» № 027-000055 от 13.04.2015 также значится  многоквартирный дом по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая очередь). 

Между тем, на адресном плане города, в сведениях единого государственного реестра  недвижимости значится здание - жилой дом с кадастровым № 27:23:0051520:87 с адресом: г.  Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37, которым управляет ТСЖ «Наш дом». 

Согласно отзыву Администрации г. Хабаровска, адрес: г. Хабаровск, ул. Балашовская,  д. 37 (вторая очередь), которым управляет ООО «Ремстрой-Хабаровск» не присваивался. 

Квартирам в жилом доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая  очередь) присвоены номера: 3 подъезд с 31 по 45; 4 подъезд с 46 по 57; 5 подъезд с 58 по 68. 

В настоящее время из 68 квартир расположенных в многоквартирном доме по адресу: г.  Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая очередь) в муниципальной собственности  находятся квартиры № 21, 42, 47, 49, 51, 52, 53, 54 55, 57, 60. 

Изменение (присвоение нового) адреса дому по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская,  д. 37 (вторая очередь) возможно в случае, принятия собственниками решения о разделении  единого здания на два самостоятельных здания, согласно Правил присвоения адресов  утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221 «Об  утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов». 


Указанные обстоятельства, не позволяют ООО «Ремстрой-Хабаровск» разместить  информацию о многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37  (вторая очередь) в ГИС ЖКХ, установленную требованиями ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса  РФ. 

Суд, исследовав материалы дела, а также изучив доводы представителей сторон  приходит к выводу о законности обжалуемого решения Главного управления исходя из  следующего. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по  управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на  основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на  основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под  деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и  (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора  управления многоквартирным домом. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса РФ сведения о лицензировании  деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих  или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре  лицензий субъекта Российской Федерации. 

Изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми  осуществляет лицензиат, может иметь место среди прочего в связи с заключением договора  управления многоквартирным домом, при этом названное обстоятельство обязывает  лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора разместить  эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального  хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (части 1 и 2  статьи 198 Жилищного кодекса РФ). 

В указанном случае лицо, осуществляющее деятельность по управлению  многоквартирным домом, представляет органу государственного жилищного надзора  заявление о внесении изменений в реестр согласно Порядку № 938/пр. 

Согласно Порядку № 938/пр в ГИС ЖКХ лицензиатом должны быть размещены  сведения, в том числе об адресе многоквартирного дома, номере и дате договора управления  многоквартирным домом, дате начала осуществления обязанностей по управлению  многоквартирным домом, предусмотренной договором управления многоквартирным домом,  основании заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом,  решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о  выборе управляющей организации, договора управления многоквартирным домом, условия  которого утверждены общим собранием собственников помещений. 

Таким образом, при изменении перечня многоквартирных домов, находящихся в  управлении, управляющая компания обязана вносить в ГИС ЖКХ соответствующие  сведения. 

При рассмотрении настоящего дела ООО «Ремстрой-Хабаровск» неоднократно  указывало на то, что не может совершить указанную выше установленную действующим  законодательством последовательность действий с целью надлежащего управления  многоквартирным домом, поскольку дому не был присвоен адрес. 

Также ООО «Ремстрой-Хабаровск» указывало на то, что неоднократно обращалось в  Администрацию г. Хабаровска с заявлением о присвоении спорному дому адреса, которые  оставлены без ответа. 


Представитель ООО «Ремстрой-Хабаровск» в судебном заседании пояснил, что  Управляющей компанией не предпринимались установленные действующим  законодательством меры по проведению общего собрания собственников многоквартирного  дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37 (вторая очередь) с повесткой дня о  присвоении дому адреса. 

В настоящем случае ООО «Ремстрой-Хабаровск», являясь лицом, осуществляющим  предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами,  заинтересовано в присвоении спорному дому адреса, поскольку оно позволит совершить  иные действия, предусмотренные действующим законодательством, с целью  беспрепятственного управления таким домом в соответствии с требованиями  законодательства. 

При рассмотрении настоящего дела в суде, ООО «Ремстрой-Хабаровск» представлен  ответ Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска от  21.07.2023г. (на № 12736 от 13.07.2023г.), в котором отражен алгоритм действий по  присвоению адреса спорному дому. 

Однако, ООО «Ремстрой-Хабаровск» не представлено доказательств, что оно  совершило указанные действия. 

Следовательно, требуя признать оспариваемое решение Главного управления  незаконным, заявитель не представил доказательства, подтверждающие совершение им мер,  направленных на исполнение требований действующего законодательства. 

Выводы суда согласуются с правовой позиций, выраженной Определении Верховного  Суда Российской Федерации от 02.06.2023г. № 307-ЭС22-28114. 

При таких обстоятельствах доводы ООО «Ремстрой-Хабаровск» о незаконности  решения Главного управления от 20.03.2023г. № 197 являются необоснованными. 

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно  ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия  государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами,  должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия),  возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. 

На основании изложенного, обжалуемое решение Главного управления является  законным и обоснованным, нарушений прав заявителя при рассмотрении дела судом не  установлено.  

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя не подлежит  удовлетворению. 

Ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате  государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя, с него не  взыскиваются в связи с их оплатой. 


Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного  процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия  (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи  апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную  силу со дня принятия постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через  Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья Р.А. Руденко

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 23.11.2022 22:19:00

Кому выдана Руденко Роман Александрович