НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 01.11.2010 № А73-9979/2010

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-9979/2010

«03» ноября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русский лес»

об оспаривании постановления Амурской таможни от 19.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-130/2010

При участии в судебном заседании:

от заявителя – Дронова Н.А., действующего по доверенности от 26.08.2010;

от административного органа – Прилипко О.М., действующей по доверенности от 11.01.2010 № 2, Кулавской З.В., действующей по доверенности от 26.10.2010 № 13.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Русский лес» (далее – ООО «Русский лес») обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Амурской таможни от 19.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-130/2010 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 рублей.

На основании абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» предварительное судебное заседание судом было завершено и начато рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции по существу. Представители участвующих в деле лиц не возражали относительно перехода.

В судебном заседании представитель общества на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласились. Позицию изложили согласно отзыву на заявление и дополнению к нему.

В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 27 октября 2010 года до 01 ноября 2010 года 10 часов 45 минут.

Судом по материалам дела установлено следующее.

Во исполнение контракта от 30.10.2009 № HLSF-1075, заключенного между ООО «Русский лес» и Суйфэньхэской торгово-экономической компанией «Цзиньлун» (КНР), 18.02.2010 в таможенный орган подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) № 10713030/180210/0000654, в которой заявлены к вывозу в КНР железнодорожным транспортом на условиях DAF Гродеково лесоматериалы, в том числе, в железнодорожный вагон № 54477823. Выпуск спорного товара был разрешен и фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации лесоматериалов, оформленных по вышеуказанной ГТД, было осуществлено 05.03.2010, что подтверждается штампом «товар вывезен», проставленным на железнодорожной накладной № АК175847, а также письмом Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни от 22.05.2010 № 42-17/5434.

В числе прочих документов, общество вместе с ГТД № 10713030/180210/0000654 предоставило таможенному органу фитосанитарный сертификат (далее – ФСС) от 17.02.2010 № 156270604170210047, выданный Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской области, срок действия, которого заканчивался 04.03.2010.

Согласно письму Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 03.06.2010 № 01-22/2202 вышеуказанный ФСС на лесоматериалы, следовавшие в железнодорожном вагоне № 54477823, в пункте пропуска через государственную границу не переоформлялся. Также, Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской области в письме от 30.06.2010 № 04-38/4451 указало, что в период с 18.02.2010 по 05.03.2010 ООО «Русский лес» ФСС на лесоматериалы в железнодорожном вагоне № 54477823 не выдавались.

По факту истечения срока действия ФСС на момент вывоза с территории Российской Федерации, Амурской таможней 15.07.2010 в отношении ООО «Русский лес» с участием законного представителя составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ.

Процессуальный документ вручен лично законному представителю – директору Яковину А.В.

Определением от 22.07.2010, направленным по месту нахождения законного представителя и полученным согласно почтовому уведомлению 26.07.2010, рассмотрение административного дела назначено на 19.08.2010 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, д. 34, каб.417.

19.08.2010 заместителем начальника Амурской таможни по результатам рассмотрения материалов административного дела № 10713000-130/2010 в отсутствии законного представителя вынесено постановление, которым ООО «Русский лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) подача таможенной декларации сопровождается представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе документов о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, заинтересованные лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Согласно статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

За несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 16.3. настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений (далее - Порядок), фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны - члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней.

Переоформление выданных ФСС осуществляется в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. ФСС переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи ФСС Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его. При этом требования, установленные главами II (порядок рассмотрения заявок на выдачу ФСС и КС) и III (порядок выдачи ФСС и КС) настоящего Порядка, не применяются (пункт 7 Порядка).

Однако, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2010 № 85 «О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163» (далее - Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010 № 85) в пункты 6,7 Порядка внесены изменения, согласно которым подкарантинная продукция, на которую выдан ФСС, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи ФСС, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи ФСС. В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении ФСС в течение 30 дней с момента его выдачи, ФСС должен быть переоформлен без проведения дополнительных исследований.

Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010 № 85 вступил в законную силу с 04.05.2010.

Исходя из части 2 статьи 1.7. КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Изложенное позволяет сделать вывод, что Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010 № 85, внесший изменения в пункты 6,7 Порядка, продлил срок действия выдаваемых Россельхознадзором ФСС до 30 дней и отменил обязанность экспортера переоформлять ФСС в течение 15 дней с момента его выдачи, продлив этот срок до 30 дней, следовательно, в этой части улучшил положение ООО «Русский лес» и в силу части 2 статьи 1.7. КоАП РФ обладает обратной силой.

Поскольку на момент составления таможенным органом протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела о привлечении к административной ответственности объект противоправного посягательства был устранен принятием соответствующего нормативно-правового акта, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, вменяемого обществу. Также судом учтено то, что оспариваемое постановление не исполнено на момент вынесения настоящего судебного акта (доказательств обратного в деле не имеется). Аналогичная правовая позиция следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 11498/04 и от 16.09.2008 № 5378/08.

С учетом разъяснения, данного в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действий Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях» на вышеуказанный вывод суда не влияет тот факт, что на момент пересечения товара через государственную границу Российской Федерации с недействительным ФСС Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010 № 85 не действовал.

В соответствии с частью 2 статьи 24.5. КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления Амурской таможни от 19.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-130/2010, об отсутствии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требование Общества с ограниченной ответственностью «Русский лес» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Амурской таможни от 19.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-130/2010 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Русский лес» к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина