НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 01.02.2021 № А73-19900/20

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-19900/2020

08 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2021 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 08.02.2021 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альбион»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2020 №27202030000021500006 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя – Коваль Р.Ю. на основании приказа № 1 12.01.2021;

от административного органа – Кобякова П.В. по доверенности № 04-28/000110 от 12.01.2021.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Альбион» (далее – ООО «Альбион», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю (далее – Инспекция, административный орган, МР-3 ФНС по Хабаровскому краю) от 13.11.2020 №27202030000021500006 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Не отрицая факта правонарушения, указывает на необходимость замены административного штрафа на предупреждение. Также полагает допущенное нарушение малозначительным.

Представитель Инспекции в судебном заседании против заявленных требований возражала. Настаивает на том, что событие правонарушения и вина юридического лица материалами дела подтверждены. Полагает, что оснований для замены штрафа на предупреждение, либо применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Суд, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

В заседании суда объявлялся перерыв с 27.01.2021 г. по 01.02.2021 г.

Суд установил:

Должностным лицом Инспекции проведена проверка соблюдения ООО «Альбион» валютного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки установлено следующее:

В проверяемом периоде с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. Обществом для выполнения работ привлекались иностранные граждане (нерезиденты). В Трудовых договорах, заключенных с нерезидентами, указаны паспортные данные граждан Армении и Узбекистана. При этом способы выплаты заработной платы в трудовых договорах не отражены.

При анализе документов, а именно трудовых договоров с иностранными работниками, платежных ведомостей, расходных кассовых ордеров, карточек счетов 70, 71, 73, расчетных листков установлено, что оплата за услуги производилась наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, то есть Общество осуществляло незаконные валютные операции, запрещенные ч. 2 ст. 14 Закона №173-Ф3 или произведенные с нарушением этого законодательства, выразившиеся в выдаче из кассы организации заработной платы нерезидентам в размере 798.137,0 рублей, минуя банковский счет в уполномоченном банке.

Факт нарушения подтверждается следующими документами: актом проверки соблюдения валютного законодательства от 23.10.2020 № 272020200014004, протоколом об административном правонарушении от 05.11.2020 №27202030000021500002; платежными ведомостями №1 от 18.01.2019, №2 от 05.02.2019, №3 от 20.02.2019, №4 от 06.03.2019, №5 от 20.03.2019, №6 от 05.04.2019, №7 от 19.04.2019, №8 от 06.05.2019, №9 от 20.05.2019, №10 от 05.06.2019, №11 от 20.06.2019, №12 от 05.07.2019, №13 от 19.07.2019, №14 от 05.08.2019, №15 от 20.08.2019, №16 от 05.09.2019, №17 от 06.09.2019, №19 от 11.09.2019, №21 от 20.09.2019, №23 от 04.10.2019, №24 от 18.10.2019, №25 от 21.10.2019, №26 от 05.11.2019, №27 от 07.11.2019, №28 от 08.11.2019, №30 от 20.11.2019. В представленных платежных ведомостях указаны суммы выплат, произведенные иностранным работникам, табельные номера работников, подписи иностранных граждан (нерезидентов) имеются.

Таким образом, выдача ООО «Альбион» иностранным работникам заработной платы, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении незаконной валютной операции.

Факт нарушения отражен в акте проверки от 23.10.2020 № 272020200014004.

Уведомлением от 26.10.2020 Обществу сообщено о необходимости явки в Инспекцию для составления протокола об административном правонарушении, 05.11.2020 г. в 11-00. Уведомление направлено Обществу электронной почтой.

05.11.2020 г. заместителем начальника отдела камеральных проверок Инспекции Агеевой Д.С. в отсутствии представителя Общества, при надлежащем извещении, был составлен протокол от 05.11.2020 г № 27202030000021500002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Копия протокола направлена в адрес Общества.

Определением от 09.11.2020 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.11.2020 г. в 12-00. Определение направлено Обществу электронной почтой.

13.11.2020 г. г. начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю Васютиным П.В. в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 272020030000021500006, которым ООО «Альбион» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 598.602,75 руб.

Решением Управления ФНС по Хабаровскому краю от 07.12.2020 г. № 13-09/22906@ указанное постановление изменено в части размера административного штрафа. Сумма штрафа применена с применением статьи 4.1.1 КоАП РФ ниже низшего предела и составила 299.301,37 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.25. КоАП РФ, в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения, установлена административная ответственность за Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В редакции, от 20.07.2020 N 218-ФЗ, указанное нарушение, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно статье 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.

Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Альбион» в проверяемом периоде с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществляло незаконные валютные операции, то есть валютные операции, запрещенные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ или произведенные с нарушением этого законодательства, выразившиеся в выдаче из кассы заработной платы наличными денежными средствами нерезидентам в размере 798.137,0 рублей, минуя банковский счет в уполномоченном банке.

При таких обстоятельствах, следует признать, что административный орган обоснованно усмотрел в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что следует признать, что событие правонарушения и вина предпринимателя в совершении указанного правонарушения нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Порядок, сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исключительных обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения заявитель не привел, что указывает на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ..

Не усматривает суд также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.

В свою очередь, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Между тем сведения, подтверждающие наличие в совокупности всех указанных выше условий, необходимых для применения в отношении общества положений статьи 4.1.1 названного кодекса, в материалах дела отсутствуют, в частности не соблюдено условие об отсутствии угрозы причинения вреда экономической безопасности Российской Федерации.

Поскольку объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, его нарушение посягает на экономическую безопасность государства, ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики.

Согласно преамбуле Закона N 173-ФЗ, целью его принятия является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

При этом, суд также учитывает значительное количество эпизодов, вмененного правонарушения, а также длительный период в течении которого допускалось рассматриваемое нарушение, с 01.01.2019 по 31.12.2019, в т.е. в течении года.

Обстоятельств отягчающих ответственность судом не установлено.

Факт принятия Обществом мер к устранению нарушений суд расценивает как смягчающее обстоятельство.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, оспоренным постановлением № 272020030000021500006 от 13.11.2020 г., ООО «Альбион» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 598.602,75 руб.

Решением Управления ФНС по Хабаровскому краю от 07.12.2020 г. № 13-09/22906@ указанное постановление изменено в части размера административного штрафа. Сумма штрафа применена с применением статьи 4.1.1 КоАП РФ ниже низшего предела и составила 299.301,37 руб.

Таким образом, с учетом указанного изменения размера штрафа, следует признать, что расчет штрафа правомерно применен в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с применением положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела.

При изложенных обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Альбион» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю от 13.11.2020 №27202030000021500006 о назначении административного наказания, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.