Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Севастополь 05 июля 2022 года | Дело № А84-787/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2022.
Решение изготовлено в полном объеме 05.07.2022.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Девятниковым А.Е.,
При участии представителей:
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - ФИО1 по доверенности от 10.02.2022 № 1;
от Управления Федерального казначейства по г. Севастополю - ФИО2, по доверенности от 10.01.2022; ФИО3 по доверенности от 10.01.2022.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании ненормативного правового акта незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее –заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – заинтересованное лицо, УФК по г. Севастополю) о признании недействительным и незаконным Представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 15.12.2021 №74-16-16/3681 (далее – Представление).
По мнению заявителя указанное представление вынесено незаконно и подлежит признанию недействительным по основаниям, изложенным в заявлении. Так, заявитель указывает, что с учетом даты принятия постановления Правительства РФ от 20.11.2018№5256-р, которым утверждены изменения в компетенцию Правительства Севастополя по организации государственного лесопатологического мониторинга. Севприроднадзор имел законные основания для заключения государственного контракта №1011893 от 24.07.2018 и оплаты 07.12.2018 работ по нему в размере 2 450 000,00 рублей (п.1 Представления)., отсутствие Отчета о проведении лесопатологического мониторинга как отдельного документа как результата исполнения государственного контракта от 29.05.2017 №673403 не свидетельствует о том, что такая работа не была проведена (п. 2 Представления)., в рамках исполнения государственного контракта от 01.06.2018 №35/18 СD-диск, содержащий в электронном виде «Технический отчет по результатам выполненных работ» в 2-х экземплярах был представлен согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 07.09.2018 ь/н, однако, был утерян (п. 3 Представления). Нарушение срока размещения информации не оспаривает, однако, указывает на устранение нарушения (п. 4 Представления).
Определением суда от 25.02.2022 заявление принято к производству суда.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено возражение на заявление. Управление указывает, что работы по государственного контракту №1011893 от 24.07.2018 были приняты и оплачены Департаментом при отсутствии соответствующих полномочий, с учетом чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 2 450 000,00 рублей. Нарушения, указанные в п.п. 2-4 Представления были установлены при проверке, Департаменту указано на необходимость принятия мер к их устранению.
В итоговое судебное заседание явились представители сторон.
Представитель заявителя в судебном заседании обосновал свою позицию по делу, настаивает на незаконности оспариваемого Представления Управления казначейства, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители государственного органа, в свою очередь, возражают против удовлетворения требований заявителя, считают оспариваемое Представление законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю (далее - орган контроля), в соответствии с приказами органа контроля от 14.09.2023 № 240 «О назначении внеплановой выездной проверки Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя», от 01.10.2021 № 257 «О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 14 сентября 2021 года № 240 «О назначении внеплановой выездной проверки Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя», в период с 15.09.2021 по 18.10.2021 в отношении объекта контроля проведена внеплановая выездная проверка по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций па осуществления части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства».
Проверка проводилась за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки был составлен Акт внеплановой выездной проверки Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя от 18.10.2021 № 74-17-26/9.
Так в ходе контрольного мероприятия, Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю выявлены следующие бюджетные нарушения:
1. В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетно кодекса Российской Федерации, пункта 1 «Дополнительного соглашения от 30.12.2017 к Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя, осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г, № 1325-р» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 2526-р объектом контроля осуществлена в 2018 году по государственному контракту 24.07.2018 №1011893 оплата денежного обязательства в сумме 2 450 000,00 рублей на цели, не соответствующие целям предоставления бюджетных средств, а именно: при отсутствии полномочия на проведение государственного лесопатологического мониторинга, средства федерального бюджета в сумме 2 450 000,00 рублей использованы на оплату услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга (акт сдачи - приемки оказанных услуг от 30.11.2018 № б/н, заявка на кассовый расход от 07.12.2018 № 21), что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
2. В нарушение требований части 1 статьи 72 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий пункта 5 приложения № 1 (ожидаемые результаты предоставленной услуги) и пункта 6 приложения № 1 (требования к форме и содержанию отчетной документации) государственного контракта от 29.05.2017 № 673403 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга, объектом контроля в 2017 году осуществлялась приемка выполненных работ (ее результатов), при несоответствии этих работ условиям контракта, а именно: «Отчет о ведении лесопатологического мониторинга» и «Реестр участков, рекомендованных для проведения лесопатологического обследования с целью определения объёмов санитарно-оздоровительных мероприятий в лесонасаждениях «ГКУ «Севастопольское лесничество» для улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесов» отсутствуют (акт сдачи - приемки выполненных работ от 16.11.2017 № б/н).
3. В нарушение требований части 1 статьи 72 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий пунктов 1.1 и 6.2 приложения № 1 (требования по виду материалам изготовления и методу установки межевых знаков и информационных щитов), пункта 6.2 приложения № 1 (результат предоставленной услуги) государственного контракта от 01.06.2018 № 35/18 на оказание услуг по закреплению на местности местоположения границ части Орлиновского участкового лесничества, объектом контроля в 2018 году осуществлена приемка выполненных работ (ее результатов), при несоответствии этих работ условиям контракта, а именно: отсутствует CD - диск, содержащий в электронном виде «Технический отчет по результатам выполненных работ» в 2-х (двух) экземплярах (акт сдачи – приемки выполненных работ от 07.08.2018 №б/н).
В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержать сведения, составляющие государственную тайну» объектом контроля направлялась в Единую информационную систему в сфере закупок информация об исполнении государственных контрактов для дальнейшего включения в реестр контрактов, а также об оплате отдельных государственных контрактов с нарушением установленного законодательством срока, а именно:
- информация о заключенном государственном контракте от 27.04.2020 № б/н размещена с нарушением установленного срока на 3 рабочих дня;
- информация о заключенном государственном контракте от 11.12.2020 № 77/20 размещена с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня;
- информация о приемке выполненных работ по государственному контракту от 27.04.2020 № б/н. Товарная накладная от 16.06.2020 № УА00000038 на 27 рабочих дней;
- информация о приемке выполненных работ по государственному контракту от 01.09.2020 № 57/20. Акт о приемке оказанных услуг от 14.12.2020 № б/н. размещен с нарушением установленного срока на 6 рабочих дня;
- информация о приемке выполненных работ по государственному контракту от 11.12.2020 № 77/20. Товарная накладная от 16.12.2020 № 11929 размещена с нарушением установленного срока на 21 рабочий день;
- информация о приемке выполненных работ по государственному контракту от 18.12.2020 № 89/20. Товарная накладная от 22.12.2020 № 578351 размещена с нарушением установленного срока на 17 рабочих дней;
-информация о приемке выполненных работ по государственному контракту от 29.05.2017 № 673403. Акт сдачи-приемки выполненных работ от 16.11.2017 № б/н. размещен с нарушением установленного срока на 24 рабочих дня;
- информация об оплате государственного контракта от 27.04.2020 № б/н. Платёжные поручения от 17.07.2020 № 139297 и от 27.04.2020 № б/н размещены с нарушением установленного срока на 4 дня;
- информация об оплате государственного контракта от 11.12.2020 № 77/20. Платежное поручение от 30.12.2020 № 483190 размещено с нарушением установленного срока на 19 рабочих дней;
- информация об оплате государственного контракта от 29.05.2017 № 673403. Платежное поручение от 30.11.2017 № 264652 размещено с нарушением установленного срока на 14 рабочих дней.
По итогам внеплановой проверки, Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю в адрес Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя было выдано представление от 25.12.2021 № 74-16-16/3691, согласно которого, по нарушению 1 настоящего представления в срок до 01 апреля 2022 года принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субвенции в доход федерального бюджета в сумме 2 450 000,00 рублей.
По нарушениям 2, 3 и 4 настоящего представления принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок до 01 апреля 2022.
Полагая, что выданное Управлением казначейства представление от 25.12.2021 № 74-16-16/3691 является незаконным и подлежит признанию недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что требования Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 9 положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства -Севастополя от 31 октября 2020 г. № 566-ПП, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя является правопреемником Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, который в 2018 году осуществлял функции по реализации переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти города Севастополя, в том числе в области лесных отношений (п.1 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 12 сентября 2016 г. № 854-ПП).
В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль (пункт 1 статьи 265 БК РФ, в редакции от 03.08.2018).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ (в редакции от 03.08.2018) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ (в редакции от 03.08.2018) органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся с указанием цели их использования (статьи 28, 38 БК РФ).
В силу части 1 статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает, в том числе такими бюджетными полномочиями, как обеспечение целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ (в редакции от 03.08.2018) установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ, в редакции от 03.08.2018).
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ (в редакции от 03.08.2018), под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из приведенного выше определения следует, что представление есть решение государственного органа, имеющее свойства ненормативного акта, то есть выносится в порядке реализации контрольно-надзорных (властных) полномочий, за его неисполнение предусмотрена административная ответственность, в связи с чем, все его формулировки и употребление терминов должно подчиняться правилу ясности и определенности, влияющими на исполнимость представления. Представление должно выноситься в установленном порядке по результатам нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проведенных в отношении объекта контроля, и зафиксированных в акте проверки. Субъект, которому адресовано представление, из его содержания должен четко понимать, что нарушено и какие меры следует предпринять в устранение причин и условий совершения нарушения. Основным назначением такого ненормативного акта, как представление, является не столько описание выявленных нарушений (которые изначально должны быть установлены актом проверки), сколько указание на меры по устранению причин и условий, которые надлежит принять обязанному субъекту в целях их устранения.
Также, пунктом 3 части 1 и частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ (в редакции от 03.08.2018) определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляют контроль в сфере закупок в отношении, в том числе: соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 данного Федерального закона, и обоснованности закупок; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
Пунктом 8 Правил N 1092 (в редакции от 27.08.2016) предусмотрено, что в рамках одного контрольного мероприятия могут быть реализованы полномочия Федерального казначейства по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также полномочия Федерального казначейства, предусмотренные частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из пункта 6 и подпункта "а" пункта 68 Порядка N 1092 (в редакции от 27.08.2016), по результатам проведения контрольных мероприятий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке (пункт 74 Правил N 1092, в редакции от 27.08.2016).
В рассматриваемом случае, Управлением казначейства в деятельности Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, устранение которых и возложено на заявителя по форме, установленной пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ и подпунктом "а" пункта 68 Порядка N 1092.
Относительно вменяемого в вину Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя нарушения подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 Дополнительного Соглашения от 30.12.2017 к Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя, осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г, № 1325-р» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 2526-р объектом контроля осуществлена в 2018 году по государственному контракту 24.07.201 №1011893, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №1325-р утверждено соглашение между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочия, согласно которого, В соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации" Федеральное агентство лесного хозяйства, в лице заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО4, действующего на основании Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, именуемое в дальнейшем "Рослесхоз", и Правительство Севастополя, в лице исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя ФИО5, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее Соглашение (далее - Соглашение).
Согласно пункта 1 Соглашения Рослесхоз передает Правительству Севастополя осуществление следующих полномочий в сфере лесных отношений:
1.1. организация и обеспечение государственного лесопатологического мониторинга;
1.2. отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, установление и изменение их границ;
1.3. определение количества лесничеств и лесопарков и установление их границ;
1.4. федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;
1.5. согласование отнесения лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ;
1.6. формирование и использование федеральных информационных ресурсов и информационных систем в установленной сфере деятельности;
1.7. взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации в г. Севастополе и осуществление в этих целях сводно-аналитических, информационных и контрольных функций;
1.8. обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а так же закрепления на местности местоположения их границ, проектирования защитных лесов, особо защитных лесных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ;
1.9. рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
1.10. лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров на территории г. Севастополя.
Согласно пункта 22 Соглашения, включенного в статью VII, настоящее Соглашение считается заключённым после его утверждения распоряжением Правительства Российской Федерации и вступает в силу с момента официального опубликования в установленном порядке и действует до 31 декабря 2017 года включительно.
В соответствии с пунктом 24 Соглашения, изменения и дополнения настоящего Соглашения осуществляются по соглашению Сторон, оформляются в письменной форме в виде дополнительного соглашения и вступают в силу в порядке, установленном статьей VII настоящего Соглашения.
30.12.2017 между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя заключено Дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительства Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочии в области лесных отношений, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 №2526-р утверждено Дополнительное соглашение, подписанное 30.12.2017, к ранее указанному Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р. В соответствии с указанным Дополнительным соглашением исключены п.п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.9 и 1.10 статьи 1 Соглашения исключены, с учетом чего Правительство лишено предусмотренных Соглашением временно делегированных ему Федеральным агентством лесного хозяйства полномочий.
24.07.2018 между Главным управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) (Государственный заказчик) и Федеральным бюджетным учреждением «Российский центр защиты леса» (ФБУ «Рослесозащита») (Исполнитель) заключен государственный контракт №1011893 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга от (далее - Контракт), согласно пункта 1.1 которого, исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга (далее - услуги) в соответствии с техническим заданием на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга - приложение № 1 к контракту (далее - техническое задание), которое является неотъемлемой частью контракта, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Исполнителем работы.
Согласно пункта 2 Контракта, исполнитель обязуется оказать все услуги, указанные в п. 1.1 контракта, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, стандартами, нормами и правилами, требованиями технического задания.
Сроки оказания услуг - с момента заключения контракта до 20.11.2018 г. (пункт 1.3 Контракта).
Согласно пункта 2.1 Контракта, Цена контракта составляет 2 450 000 (два миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (далее - цена контракта). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.2 контракта.
По соглашению Сторон условия контракта могут быть изменены в следующих случаях:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренного контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий исполнения контракта;
б) если по предложению Государственного заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 2.2 Контракта).
Оплата за оказанные услуги осуществляется денежными средствами по безналичному расчету, в национальной валюте Российской Федерации (рублях Российской Федерации). Государственный заказчик производит оплату за оказанные услуги в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, а так же поступления Государственному заказчику выставленного Исполнителем счета и (или) счета-фактуры. Дополнительные услуги, необходимость в проведении которых возникла по вине Исполнителя, Государственным заказчиком не оплачиваются (пункты 3.1 – 3.3 Контракта).
Согласно пункта 4.1 Контракта, Контракт финансируется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий в области лесных отношений.
Права и обязанности заказчика оговорены разделом 6 Контракта, среди которых:
6.1. Для реализации контракта Государственный заказчик обязан:
6.1.1. Произвести приёмку оказанных Исполнителем услуг в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и контрактом, и их оплату.
6.1.2. Провести экспертизу оказанных Исполнителем услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и условиями контракта.
6.1.3. Оплатить оказанные Исполнителем услуги в порядке и сроки, установленные разделом 3 контракта.
6.2. При реализации контракта Государственный заказчик имеет право:
6.2.1. Требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с контрактом.
6.2.2. Требовать надлежащего исполнения обязательств Исполнителем по контракту.
6.2.3. Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии оказываемых услуг.
6.2.4. В любое время в период действия контракта обратиться к Исполнителю с требованием предоставления информации по результатам оказания услуг.
6.2.5. Отказаться от приемки результата оказанных услуг, в случае обнаружения недостатков оказанных услуг.
Пунктом 17.1 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями Сторон и действует до 15 декабря 2018 года.
Приложением №1 к Государственному контракту от 24.07.2018 №1011893 является Техническое задание на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга, которым оговорены основные условия услуг по проведению государственного лесопатологического контроля.
Так к примеру результатам оказанных услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга, согласно технического задания, является:
Получение Заказчиком:
1. «Отчет об организации сети постоянных пунктов наблюдения (ППН) в лесных насаждениях ГКУ «Севастопольское лесничество» для регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов».
2. «Отчет о выборочных наземных наблюдениях за лесопатологическим состоянием лесов».
3. «Отчет о выборочных наземных наблюдениях за санитарным состоянием лесов».
4. «Отчет о ведении лесопатологического мониторинга».
5. Реестр участков, рекомендованных под проведения лесопатологического обследования с целью определения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий в лесонасаждениях ГКУ «Севастопольское лесничество» для улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Согласно акта сдачи-приемки оказанных услуг от 30.11.2018 Главное управление природных ресурсов и экологи города Севастополя (Севнрнроднадзор) (сокр. Севнрироднадзор) (далее - Государственный заказчик) и Федеральное бюджетное учреждение «Российский центр защиты леса» (сокр. ФБУ «Рослесозащига») (далее - Исполнитель):
1. Услуги, предусмотренные в разделе 1 государственного контракта № 1011893 от 24.07.2018 (далее - Контракт) «На оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга» (далее - услуги), оказаны Исполнителем в установленные Контрактом сроки, надлежащим образом и в полном объеме в соответствии требованиями Контракта.
2. Государственный заказчик в соответствии условиями Контракта принимает оказанные услуги. Претензий Стороны друг к другу не имеют.
3. Стоимость оказанных Исполнителем услуг составляет 2 450 000 (два миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (далее - стоимость работ).
4. Итого к оплате по акту: 2 450 000 (.два миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (далее - стоимость работ).
5. Настоящий акт составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.
6. Приемка оказанных услуг осуществляется на основании заключения экспертизы, проведенной Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
Таким образом заказчик принял, а исполнитель предоставил/сдал оказанные услуг согласно Контракта и условиям технического задания.
07.12.2018 Севприроднадзор подал в УФК по г. Севастополю заявку на кассовый расход, на основании которой была осуществлена оплата работ по государственному контракту за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с федеральным законом от 05 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (таблица 100 приложения 33), Правилами расходования и учета средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в виде субвенций на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 32 (далее -- Правила № 32), соглашением о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р (далее - Соглашение), Федеральным агентством лесного хозяйства из федерального бюджета в 2018 году бюджету города федерального значения Севастополю выделена субвенция на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Субвенция) в сумме 4456 300 рублей 00 копеек по КБК 05304072910552210530 (код цели 18-773), из которых 2 450 000 рублей 00 копеек использованы не по целевому назначению.
Пунктом 2 Правил № 32 установлено, что Субвенция предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на очередной финансовый год и плановый период на финансовое обеспечение осуществления следующих полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на основании Соглашения между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р (далее - Соглашение № 1325-р).
Департамент является главным распорядителем средств бюджета города Севастополя, источником которых является Субвенция, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Севастополя от 03 апреля 2017 г. № 262-ПП «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, первоначально, Соглашением № 1325-р делегировалось исполнение десяти полномочий, в том числе по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга.
Однако, полномочие по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга исключено согласно Дополнительным соглашения от 30 декабря 2017 г. № б/н «к Соглашению о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства, Правительством Севастополя о, передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р» (пункт 1). Указанное дополнительное соглашение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 2526 - р. Указанное Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2018.
Таким образом, с 20.11.2018 какие-либо полномочия у Департамента по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга, ранее временно делегированные Правительству Севастополя Федеральным агентством лесного хозяйства, отсутствовали, лицом, уполномоченным на их реализацию с этого момента являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Однако, после исключения 20.11.2018. полномочия по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга, Департамент, выйдя за пределы своей компетенции государственного органа, как сторона государственного контракта подписал с ФБУ «Рослесхоззащита» акт сдачи - приемки оказанных услуг от 30.11.2018 № б/н, и, приняв денежное обязательство на основании указанного акта, осуществил 07.12.2018 за счет средств федерального бюджета оплату услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга на сумму 2 450 000 рублей 00 копеек заявкой на кассовый расход от 07.12.2018 № 21 на цели, не соответствующие целям их предоставления, что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Доводы заявителя о наличии у Севприроднадзора полномочий на подписание 24.07.2018 государственного контракта №1011893 судом не оспариваются с учетом того, что Дополнительное соглашение от 30.12.2017 к Соглашению начало действовать с 20.11.2018, однако указанное не влияет на выводы относительно отсутствия законных оснований для принятия им и оплаты работ вне пределов своей компетенции.
Кроме того, суд полагает, что заявитель при заключении государственного контракта, зная, что на момент его заключения имеется Дополнительное соглашение, направленное на утверждение Правительства Севастополя, должен был проявить должную степень заботливости и осмотрительности, в том числе – отслеживая факт утверждения Дополнительного соглашения на любой стадии исполнения контракта. Суд обращает внимание, что Постановление Правительства РФ №2526-р было опубликовано общедоступным способом 22.11.2018 – то есть, на момент подписания Акта приемки выполненных работ 30.11.2018 Севприроднадзор мог и должен был быть осведомлен о лишении его полномочий на по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга. Факт заключения контракта до лишения полномочий не свидетельствует о наличии оснований для продолжения его действия после лишения правоспособности одного из его участников. В то же время, заявитель обладая реальной возможности для приведения правоотношений в рамках государственного контракта в актуальное состояние, таких мер не принял. Суд обращает внимание заявителя, что с учетом п.1.3 Контракта принятие им работ с последующей оплатой было осуществлено за пределами срока выполнения работ, предусмотренных контрактом. В случае выполнения этих работ в установленный контрактом срок (до 20.11.2018) нарушение бюджетного законодательства могло бы быть не допущено.
Согласно ч.1 ст. 308.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Целевое использование бюджетных средств, по мнению суда, предполагает их использование уполномоченным государственным органом, наделенным соответствующей компетенцией, в данном случае- на заключение контракта и его исполнение на всех стадиях. Именно с учетом предоставленных ему для реализации этих целей полномочий такой орган наделяется соответствующей компетенцией и правом распоряжаться бюджетными средствами, выделенными в рассматриваемом случае Федеральным агентством лесного хозяйства из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю в виде субвенции на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. То есть, указанные денежные средства могли быть израсходованы по целевому назначению лишь в период распоряжения ими уполномоченного органа (в рассматриваемом деле – Севприродналзора, полномочий которого были определены соответствующим нормативным актом, а впоследствии аннулированы иным нормативным актом Правительства РФ)..
Таким образом, суд, оценивая правоотношения с точки зрения законности, а не целесообразности, соглашается с доводами УФК по г. Севастополю. В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 «Дополнительного соглашения от 30 декабря 2017 г. к Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 1325-р» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 2526- р Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя осуществлена в 2018 году по государственному контракту от 24 июля 2018 г. № 1011893 оплата денежного обязательства в сумме 2 450 000,00 рублей на цели, не соответствующие целям предоставления бюджетных средств, а именно: при отсутствии полномочия на проведение государственного лесопатологического мониторинга, средства федерального бюджета в сумме 2 450 000,00 рублей использованы на оплату услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 30 ноября 2018 г. № б/н, заявка на кассовый расход от 07.12.2018 № 21), что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Также судом установлено, что пунктом 2 представления описано, что в разделе 5 приложении №1 к государственному контракту от 29.05.2017 №673403 указанно, что результатом работ по контракту, среди прочего должны быть «отчёт о ведении лесопатологического мониторинга» и «реестр участков, рекомендованных для проведения лесопатологического обследования» (п. 5 Технического задания к указанному контракту)
В данном случае, такие документы отсутствовали при проведении проверки и не предоставлены Севприроднвдзором, что подтверждается Актом визуального осмотра от 15.10.2021. Не предоставил указанных документов Севприроднадзор и в судебное заседание.
Согласно доводам заявителя, указанные документы/отчеты отражены в одном документе: «Отчет об организации и ведении лесопатологического мониторинга с предоставлением реестра участков, рекомендованных под проведение лесопатологического обследования с целью определения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий в лесонасаждениях ГКУ «Севастопольское лесничество» для улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесов». Согласно информации Филиала Центра защиты леса Ставропольского края ФБУ «Рослезащита» от 13.05.2022 №147/04 (исполнитель Контракта) на запрос суда сообщено, что по итогам работы составлен ранее указанный Отчет, в котором имеется таблица «Ведлмлсть лесных участков с нарушенной устойчивостью, выявленных в 2017 году», которая фактически и является реестром участков, рекомендованных для проведения лесопатологического обследования, то есть – отдельный Реестр не составлялся.
В то же время, УФК по г. Севастополю обоснованно указывает, что Техническим заданием четко сформулирован результат предоставления услуг, а каких-либо дополнительных соглашений заключенных между сторонами, об изменении формы предоставления результата оказанных услуг, заявителем не представлено, с учетом чего суд соглашается с выводами Управления казначейства, изложенными в оспариваемом Представлении.
Относительно пункта 3 Представления судом установлено, что согласно пункту 6.2. раздела 6 приложению №1 к государственному контракту от 01.06.2018 № 35/18 результатом предоставления услуг являются также технический отчёт по результатам выполненных работ в 4 экземплярах и два экземпляра в электронном виде на электронном носителе (CD-диск) в данном случае при проведении проверки данный технический отчёт предоставлен объектом контроля не был. Не представлен указанный отчёт и в судебное заседание. С целью уточнения указанной информации, суд истребовал дополнительные доказательства по существу спора в т.ч. относительно исполнителем услуги по составлению технического отчета по результатам выполненных работ, который согласно государственного контракта №35/18 на оказание услуг по проектированию и закреплению на местности местоположения границ части Орлиновского участкового лесничества, заключенного между главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя и индивидуальным предпринимателем ФИО7, должен был состоять из Технического отчета изготовленного в 4 экземплярах на бумажном носителе и 2 экземплярах в электронном виде на электронном носителе CD-диск.
Из пояснений заявителя, указанные результаты работ были получены без замечаний. Экземпляры изготовленные на CD-диске также были получены, однако заявителем в суд не представлены в связи с утерей как первичных носителей, так и их дубликатов..
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что указанные экземпляры отчета в электронном виде, а затем по просьбе заказчика и их дубликаты были подготовлены на CD-диске, однако представить копию указанной информации в электронном виде суду по запросу в его определении не представляется предпринимателю возможным, ввиду большого срока прошедшего после составления отчета и утратой указанной информации в электронном виде после её предоставления заказчику.
Таким образом суд констатирует факт отсутствия доказательств передачи результатов исполнения контракта, при этом не обеспечение сохранности результатов работы, оплаченной за счет бюджетных средств, само по себе свидетельствует о допущенных Департаментом нарушениях и необходимости принятия мер по их недопущению в дальнейшем.
Что касается пункта 4 Представления, касающегося размещения информации о государственных контрактах, суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 103 Закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 3 ст. 103 указанного Закона).
Севприроднадзор не исполнение обязательств в указанные сроке по фактам, указанным в Представлении, не оспаривает, указывая лишь на последующее устранение нарушений, что не исключает их наличие и выявление в период проверки.
Таким образом суд констатирует указанные нарушения со стороны Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя.
С учетом изложенного, в связи с использованием заявителем денежных средств в размере 2 450 000,00 рублей на оплату работ по государственному контракту №1011893 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга от 24.07.2018 и допущением нарушений, указанных в п.2 – п. 4 Представления, суд признает правомерность выданного государственным органом оспариваемого Представления от 25.12.2021 №74-16-16/3681 в полном объеме.
На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд города Севастополя в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
На основании части 1 статьи 177 АПК РФ копии настоящего решения направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения этого судебного акта на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку на основании соответствующего ходатайства.
Судья А.Ю. Александров