НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Севастополя от 15.10.2021 № А84-7422/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-7422/20

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2021 г.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (г. Севастополь, ИНН 9204002612, ОГРН 1149204004905) к  Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (г. Севастополь, ОГРН 1149204008887, ИНН 9204004659) о признании недействительным решения,

лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились,

при ведении протокола судебного заседания и без ведения аудиозаписи секретарем судебного заседания Орловой А.Д.,

У С Т А Н О В И Л:

21.12.2020 Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании недействительным решения от 10.12.2020 №20 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Суд констатировал поступление заявления о процессуальном правопреемстве от Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на процессуального правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе.           

Исследовав и оценив доказательства по делу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление Госжилнадзора Севастополя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, с 10.06.2014 Госжилнадзор Севастополя зарегистрирован в качестве страхователя в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополе (регистрационный номер 092-001-000699).

19.10.2020 в отношении заявителя Центром ПФ проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.4 - 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «О (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), а также предоставления указанных сведений в форме электронного документа.

По результатам проведенной проверки пенсионным органом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства в Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2020 № 20 (далее – Акт от 19.10.2020), которым зафиксировано нарушение Госжилнадзором Севастополя требований статьи 11 Закона №27-ФЗ в части порядка представления сведений о трудовой деятельности (сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года об одном застрахованном лице – представлены 19.08.2020, июнь 2020 года о 32 застрахованном лице – представлены 06.07.2020 непосредственно в Центр ПФ на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе («флешке»), а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФ РФ) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью).

10.12.2020 на основании Акта от 19.10.2020 заместителем начальника Центра ПФ Головиной Е.И. в отношении Госжилнадзора Севастополя вынесено решение № 20 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее – Решение от 10.12.2020), которым заявителю в соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Закона №27-ФЗ назначен  штраф в размере 1 000,00 руб.

Полагая, что Решение от 10.12.2020 является незаконным и подлежит признанию недействительным, Госжилнадзор Севастополя обратился в суд с настоящими требованиями.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, устанавливает Закон №27-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона.

Исходя из пункта 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, представляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 данной статьи.

При этом, страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета (далее – Порядок) (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2020 N 58604).

Пунктом 3 Порядка № 178 предусмотрено, что индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Кабинет страхователя), обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее – Инструкция) (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956).

Согласно пункту 30 Инструкции сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ (далее - индивидуальные сведения), а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи); в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФ РФ, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство, предусматривая различные альтернативные способы подачи страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности, одновременно в пункте 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устанавливает императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, таких сведений исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Судом установлено, что штатная численность Госжилнадзора Севастополя составляет более 25 человек, а поэтому данный страхователь обязан представлять указанные в пункте 2.4 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно абзацу четвертому статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.

Материалами дела подтверждается, что сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года об одном застрахованном лице – представлены 19.08.2020, июнь 2020 года о 32 застрахованном лице – представлены 06.07.2020 непосредственно в Центр ПФ на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе («флешке»), а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В связи с чем, суд признает доказанным факт несоблюдения заявителем установленного пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ порядка представления сведений о трудовой деятельности.

Вместе с тем, суд считает, что основания для привлечения Госжилнадзора Севастополя к ответственности, предусмотренной абзацем четвертым статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Так, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В силу статьи 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.  

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

В пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2019 год разъяснено, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

С учетом изложенного, привлекая Госжилнадзор Севастополя к ответственности, предусмотренной абзацем четвертым статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пенсионный орган должен не только констатировать факт нарушения страхователем утвержденного порядка предоставления сведений о трудовой деятельности, предусмотренных пунктом 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.

Как ранее установлено судом, сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за июнь, июль 2020 года представлены Госжилнадзором Севастополя непосредственно в Центр ПФ на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе («флешке»).

Причиной таких действий заявителя, исходя из его пояснений, стали обстоятельства технического характера, находящиеся за пределами ответственности страхователя:

сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД  сформированы в форме электронного документа с использованием электронного сервиса Spu_orb, предоставленного Пенсионным фондом Российской Федерации 17.08.2020, после чего работником Госжилнадзора Севастополя, уполномоченным на ведение кадровой работы, Косирати З.Ю. в период с 17.08.2020 по 19.08.2020 предприняты неоднократные попытки разместить указанные сведения через Кабинет страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в сети Интернет по адресу: http://es.pfrf.ru/#services-u, по техническим причинам разместить указанные сведения не представилось возможным;

исходя из письменных пояснений старшего инспектора Госжилнадзора Севастополя Косирати З.Ю., в течение двух рабочих дней она пыталась отправить отчетность через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации, обращалась за консультацией к специалисту клиентской службы №2 отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю Левченко Марине Викторовне по телефону 55-39-33, в группу приема электронной отчетности указанного отделения по телефону 55-19-26, а также в техническую поддержку через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации из «личного кабинета» страхователя. Ответа на обращение, поданное через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации не последовало, по телефону 55-19-26 подтвердили технические проблемы на сайте и посоветовали отправить отчетность другим способом. Чтобы не нарушить сроки подачи сведений по форме СЗВ-ТД  Косирати З.Ю. обратилась за помощью к специалисту Левченко М.В. (ул. Пожарова, д. 5, каб. 30), которая приняла представленные сформированные файлы на электронном носителе («флешке») с нужным для загрузки расширением в виде XML-документа, одновременно отказав в их подписании электронной подписью начальника Госжилнадзора Севастополя, а также приняла указанные сведения в распечатанном виде на бумажном бланке, содержащем оригинал подписи руководителя страхователя.

В подтверждение указанных обстоятельств заявителем приложены в материалы дела следующие документы, сформированные в Кабинете страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации: скриншот страницы сайта ПФР по программе Spu_orb; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий недоступность сервисов 17.08.2020; скриншот страницы сайта ПФР от 18.07.2020; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий формирование сведений СЗВ-ТД 17.08.2020; скриншот файла XML, подтверждающий формирование сведений СЗВ-ТД в отношении Мелкумовой Н.Л. 17.08.2020; квитанция о регистрации в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении зарегистрированного лица от 20.08.2021; протокол принятия в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении зарегистрированного лица 19.08.2020.

Центр ПФ, в свою очередь, вышеприведенные доводы заявителя о наличии объективных причин невозможности представления в исследуемый период через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица – Мелкумовой Н.Л. по форме СЗВ-ТД в установленном порядке не опроверг. Факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, пенсионным органом не доказан.

В данном случае Центр ПФ ограничился описанием факта представления Госжилнадзором Севастополя сведений о трудовой деятельности с нарушением установленного порядка, - не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.

При таких обстоятельствах, учитывая квалификацию правонарушения, сделанную пенсионным органом именно по абзацу четвертому статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов), а не по абзацу третьему указанной статьи (за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений), суд приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения. Следовательно, оспариваемое Решение от 10.12.2020 подлежит признанию недействительным, а заявленные требования Госжилнадзора Севастополя -удовлетворению.

Обеспечительные меры в виде приостановления действия Решения от 10.12.2020, наложенные определением суда от 22.12.2020, сохраняют свое действие до вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Произвести замену Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на процессуального правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе.

Требования Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе 10.12.2020 №20 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

На решение суда в срок, не превышающий месяца со дня вынесения решения, может быть подана жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.

Судья

О.В. Минько