Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Севастополь
11 сентября 2023 г.
Дело № А84-4867/2023
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2023 г.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Севастополь) об оспаривании предписания Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Севастополь),
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по г. Севастополю – ФИО1, по доверенности от 13.03.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» явку уполномоченного представителя не обеспечило;
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Девятниковым А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» (далее – заявитель, ГКУ «ССПД г. Севастополя») обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – заинтересованное лицо, УФК по г. Севастополю) от 01.02.2023 №74-17-15/316 выданного заявителю.
Определением от 11.05.2023 заявление принято судом к рассмотрению и возбуждено производство по делу.
В итоговое судебное заседание явился представитель заинтересованного лица. В удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям изложенным в отзыве на заявление.
Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» явку уполномоченного представителя не обеспечило. О причинах неявки суду не сообщено. Извещено надлежащим образом.
При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 АПК РФ).
С учетом вышеприведенных норм процессуального законодательства, по мнению суда, материалы дела достаточно характеризуют спорные правоотношения, основания для отложения рассмотрения дела отсутствуют, а дело подлежит рассмотрению в отсутствие иных лиц участвующих в деле по имеющимся в деле материалам.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в отношении государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» в период с 18.11.2021 по 29.12.2021 была проведена выездная проверка, тема контрольного мероприятия: «Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение».
По результатам контрольного мероприятия выдано представление заявителю от 17.03.2022 №74-17-10/624.
В установленный в представлении от 17.03.2022 №74-17-10/624 срок нарушения не устранены.
В ходе контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение:
В нарушение требований, установленных пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1036, пунктом 1.1. и подпунктом 4.3.3. пункта 4.3 Соглашения от 15.06.2020 №44 о предоставлении из бюджета города Севастополя Государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктов 5.1.5 и 5.1.8 пункта 5.1 государственных контрактов от 04.09.2020 № 73ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территории воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) у субъекта малого предпринимательства и от 28.10.2020 № 76ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территории воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) у субъекта малого предпринимательства, Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» допустило неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 2 016 357,60 рублей (из них средства федерального бюджета - 1 785 080,85 рублей), а именно: произведена оплата услуг по строительному контролю на проведение восстановительных работ воинских захоронений, не относящихся к объектам капитального строительства. Сумма нарушения составила 1 785 080,85 рублей.
В адрес ГБУ «ССПД г. Севастополя» НАПРАВЛЕНО предписание территориального органа Федерального казначейства от 01.02.2023 №74-17-15/316, которое было выдано в связи с невыполнением предписания УФК по г. Севастополю от 17.03.2022 №74-17-10/624.
Полагая, что выданное Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю предписание от 01.02.2023 №74-17-15/316 является незаконным и подлежит признанию недействительным, заявитель обратилась в суд с настоящими требованиями.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что требования ГБУ «ССПД г. Севастополя» не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль (пункт 1 статьи 265 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В рассматриваемом случае, УФК по г. Севастополю в деятельности ГБУ «ССПД г. Севастополя» выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, устранение которых и возложено на заявителя по форме, установленной пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ.
Так материалами дела подтверждается, что результаты проверочных мероприятий отражены в акте внеплановой выездной проверки Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» от 29.12.2021 № 74-17-27/19.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение требований, установленных пунктом 2 Приложения № 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036, пункта 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя Государственным бюджетным и автономным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2015 № 225-ПП «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя Государственным бюджетным и автономным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания», пунктов 1.1., 4.3.3. и 4.3.8 Соглашения о предоставлении из бюджета города Севастополя Государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса российской Федерации от 15.06.2020 № 44 Объектом контроля не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившийся в расходовании средств субсидии (средства федерального бюджета 88,53 % - 5 291 674,47 рублей) на оплату работ по «укладка покрытия из асфальтобетона» на основании акта о приемке выполненных работ (по форме КС 2) от 06.11.2020 № 2, проведенных за границами воинского захоронения «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе), установленных учетной карточкой воинского захоронения от б.д. № б.н. «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда» (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе. Сумма нарушения составила 5 291 674,47 рублей.
2. В нарушение требований, установленных пунктом 2 Приложения № 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036, пунктов 1.1. и 4.3.3. Соглашения о предоставлении из бюджета города Севастополя Государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса российской Федерации от 15.06.2020 № 44, части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.1.5 и 5.1.8 государственных контрактов от 04.09.2020 № 73ССПД, от 28.10.2020 № 76ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территории воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) у субъекта малого предпринимательства Объект контроля допустил неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 2 016 357,60 рублей (из них средства федерального бюджета 88,53 % - 1 785 080,85 рублей), а именно: произведена оплата услуг по строительному контролю на проведение восстановительных работ воинских захоронений, не относящихся к объектам капитального строительства. Сумма нарушения составила 1 785 080,85 рублей.
Управление Федерального казначейства по г. Севастополю, в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; 2019, № 30, ст. 4101, 2020, № 14, ст. 2001), пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - федеральный стандарт № 1095),
Вынесенное заинтересованным лицом представлением от 17.03.2022 №74-17-10/624 содержит требование, по нарушению 1 настоящего представления принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок до 01 июня 2022. По нарушению 2 настоящего представления принять меры по возврату федеральных средств на сумму 1 785 080,85 рублей в Департамент городского хозяйства города Севастополя для последующего возврата в федеральный бюджет в срок до 01 июня 2022.
01.02.2023 №74-17-15/316 Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю, вынесено предписание с указанием на необходимость государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 1 785 080,85 рублей путем перечисления указанных средств в Департамент городского хозяйства города Севастополя для последующего возврата в федеральный бюджет сумму в размере 1 785 080,85 рублей.
Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся с указанием цели их использования (статьи 28, 38 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает, в том числе такими бюджетными полномочиями, как обеспечение целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 1 статьи 306.1 БК РФ определено, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, в том числе, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (подпункт 5).
В главе 30 БК РФ определены виды бюджетных нарушений, в том числе нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4) - направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как ранее установлено судом, Правительство Российской Федерации Распоряжением от 23.07.2019 № 1637-р (далее - Распоряжение) постановило утвердить федеральную целевую программу «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, права и обязанности которого определены в Законе Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Обеспечить обустройство и восстановление воинских захоронений на территории Российской Федерации, а также нанесение на мемориальные плиты по месту захоронения имен, погибших при защите Отечества предусматривается в рамках федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" Так, в г. Севастополе предполагается восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений. Согласно Распоряжению количество воинских захоронений, подлежащих восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству) в Севастополе за период 2019-2024 год-74.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2019 № 1036 утверждена федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы».
Целью Программы является увековечение памяти погибших при защите Отечества.
В целях реализации задачи восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений на территории Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать при необходимости проведение работ по ремонту, реставрации или благоустройству воинских захоронений, а также по установке мемориальных знаков.
При отборе объектов для проведения восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо учитывать обязательность постановки их на государственный учет.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2019 № 1036 предусмотрено субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации городу Севастополю в 2020 году в сумме 104 353 900,00 рублей и из бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в сумме 13 520 000,00 рублей на Мероприятие "Проведение восстановительных работ".
Постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя».
Финансирование основного мероприятия 4 осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета города Севастополя.
Основное мероприятие 4 реализуется в течение 2017 - 2024 годов и позволит обеспечить выполнение работ по текущему содержанию и охране территорий кладбищ, обеспечить надлежащие условия захоронений, в том числе и воинских, упорядочение, планирование и дальнейшее благоустройство мест захоронений, обновить парк специализированных санитарных автомобилей.
На основное Мероприятие 4.5 "Мероприятие по проведению восстановительных работ (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества)" Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» федеральный бюджет - 104 353 900,00 рублей, бюджет города Севастополя - 13 520 000,00 рублей.
Законом города Севастополя от 05.12.2019 № 555-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» главный администратор по виду доходов - Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обустройство и восстановление воинских захоронений, находящихся в государственной собственности - Департамент городского хозяйства, по коду доходов 2 02 25299 02 0000 150, предусмотрено средств субсидии на мероприятия по обустройству и восстановлению воинских захоронений по целевой статье 01 4 04 R.2990 в сумме 117 873 900,00 рублей.
Ведомственной структурой расходов предусмотрено на мероприятие по обустройству и восстановление воинских захоронений, находящихся в государственной собственности по КБК 842 05 03 01 4 04 R2990 610 в сумме 117 873 900,00 рублей.
Между Департаментом городского хозяйства города Севастополя (далее - Учредитель) в лице Директора ДГХ г. Севастополя ФИО2 и ГБУ «ССПД г. Севастополя» в лице директора ФИО3 заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя ГБУ «ССПД г. Севастополя» на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения им государственного задания от 15.06.2020 № 44 (далее - Соглашение № 44).
Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что предметом Соглашения № 44 является предоставление из бюджета города Севастополя в 2020 году Субсидии в целях реализации мероприятия по проведению восстановительных работ на территории воинских захоронений города Севастополя в рамках реализации мероприятия 4.5 «Мероприятие по проведению восстановительных работ (в рамках увековечивания памяти погибших при защите Отечества)» основного мероприятия 4 «Благоустройство городских кладбищ» подпрограммы 4 «Развитие жилищно- коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 №112-ПП; связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивания памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1036.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Соглашения №44, субсидия предоставляется ГБУ «ССПД г. Севастополя» для достижения цели, указанной в пункте 1.1 (Предмет Соглашения) в размере 117 873 900,00 рублей, в том числе:
- по коду Субсидии 842 05 03 01404R2990 612 в 2020 году - 104 353 900,00 (средства Федерального бюджета бюджету города Севастополя - 88,53%), - 13 500 000,00 (средства бюджета города Севастополя - 11,47%).
Согласно пункта 4.3.5.1 Соглашения ГБУ «ССПД г. Севастополя» обязуется направлять ДГХ отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по форме в соответствии с приложением №2 к Соглашению № 44 ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в рамках реализации соглашения от 25.12.2019 №187-09-2020-060 о предоставлении субсидии из Федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополе; пункту 4.3.5.2 отчет о достижении значений показателей результативности по форме, согласно приложению №4 к Соглашению №44 в рамках реализации соглашения от 25.12.2019 №187-09-2020-060 о предоставлении субсидии из Федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополе.
Согласно пункта 4.3.7 Учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток Субсидии в доход федерального бюджета в случае отсутствия решения Учредителя о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка Субсидии на цели, указанные в пунктах 1.1 настоящего Соглашения, в срок до 01.04.2021.
Согласно отчета достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, представленного ГБУ «ССПД г. Севастополя» в Департамент городского хозяйства, осуществило восстановительные работы на территории воинских захоронений города Севастополя в количестве - 15 объектов.
Согласно отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена Субсидия на 01.01.2021 представленного ГБУ «ССПД г. Севастополя» в Департамент городского хозяйства, объем Субсидии, предоставленный бюджету субъекта Российской Федерации их федерального бюджета составил 104 353 900,00 рублей.
Установлен код субсидии 842295 для средств субсидии 2019 года, 842296 - для средств субсидии 2020 года. Согласно отчета о состоянии лицевого счета № 21746Ю30000 по состоянию на 01.01.2021 выплаты по коду субсидии 842295 составили 13 745 614,80 рублей, выплаты по коду субсидии 842296 составили 93 017 088,00 рублей, остаток по коду субсидии 842295 составили 2 801 169,60 рублей (в том числе доля федерального бюджета 19,90 % или 557 432,63 рубля), остаток в 2021 году по коду субсидии 842296 - 27 699 519,60 рублей (в том числе доля федерального бюджета 88,53 % или 24 522 384,70 рублей).
На основании приказа ДГХ г. Севастополя от 15.05.2020 №181-ОД «О предоставлении субсидии Государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания в 2020 году, Соглашения от 15.06.2020 № 44 средства Субсидии на иные цели перечислены Департаментом городского хозяйства в адрес ГБУ «ССПД г. Севастополя» заявкой на кассовый расход от 13.10.2020 № 446 в сумме 117 873 900,00 рублей.
Кассовый расход средств указанной субсидии за 2020 год, на мероприятия по проведению восстановительных работ (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) составил - 90 174 380,4 рублей остаток средств Субсидии на конец отчетного периода (года) составил всего - 27 699 519,60 рублей, из них подлежит возврату в федеральный бюджет - 24 522 416 ,74 рублей.
Пунктом 2 приказа Департамента городского хозяйства от 15.05.2020 № 181- ОД утвержден перечень объектов (в количестве - 14), в отношении которых будут выполняться восстановительные работы на территории воинских захоронений города Севастополя на общую сумму 117 873 900,00 рублей. Приказами ДГХ г. Севастополя от 13.08.2020 № 301-ОД, 25.09.2020 №373-ОД, 16.10.2020 №395-ОД внесены изменения в список объектов. Приказом от 16.10.2020 № 395-ОД о внесении изменений в приказ от 15.05.2020 №181-ОД предусмотрено проведение восстановительных работ на общую сумму 117 873 3900,00 руб., из них:
на 15 объектах за счет средств федерального бюджета на сумму - 107 705 394,00 рублей:
- Братское кладбище воинов 315-й стрелковой дивизии (с. Орловка);
- Братское кладбище советских воинов (с. Верхнесадовое);
- Надгробие над братским захоронением минометчиков 79-й морской стрелковой бригады и старшего политрука ФИО4 (1914-16.06.1942) (г. Инкерман, в конце улицы Погорелова в районе северного входа в Цыганский тоннель);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, с. Штурмовое);
- Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
- Памятник жертвам фашизма, 1975 г. Авторы скульптор ФИО5, архитектор ФИО6 (Балаклавское шоссе, Новое городское кладбище, Почетная аллея);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
- Памятник воинам 365-й зенитной батареи (г. Севастополь, Высота 60,0, район Мекензиевых гор);
- Братская могила воинов 242-й стрелковой дивизии (Балаклава, высота Безымянная);
- Братская могила Советских воинов (г. Севастополь, район хутора Отрадный)
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, Мекензиевы горы, памятное место 115-й береговой батареи);
- Братская могила защитников обороны Севастополя 1941-1942 (г. Севастополь, Кладбище, ул. Пожарова, 9);
- Братская могила двух воинов-Черноморцев» (г. Севастополь, Терновский муниципальный округ, район с. Черноречье);
- «Братская могила воинов, погибших при обороне и освобождении с. Фруктового» (г. Севастополь, кладбище с. Фруктовое);
- Братская могила гвардейцев-миномётчиков Катюши» (г. Севастополь, Качинский муниципальный округ, посёлок городского типа Кача, квартал Кача-Маяк);
- на 3 объектах за счет софинансировання расходных обязательств субъекта на сумму - 10 168 506,00 рублен:
- Братское кладбище воинов 128-й стрелковой дивизии (5-й км Балаклавского шоссе, справа от дороги в бухту Камышовая, в 250 м от перекрестка с Балаклавским шоссе);
- Комплекс захоронений неизвестных советских воинов и работников нефтебазы, директора нефтебазы ФИО7, погибших при обороне Севастополя 1941-1942 г.; захоронение братьев ФИО8, погибших 5 декабря 1944 г. (поворот с ул. Адмирала ФИО9 на ул. Щитовую);
- Братская могила воинов 79-й бригады морской пехоты (12-й км Симферопольского шоссе).
Пунктом 1 Распоряжения Губернатора от 26.10.2020 № 333-РГ определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территории воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечивания памяти погибших при защите Отечества) Общество с ограниченной ответственностью «Комплект»; пунктом 4 Распоряжения установлено, что Единственный поставщик исполняет свои обязательства по контракту лично.
В соответствии с частью 66 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) до 31 декабря 2022 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений, выполняемых государственным (бюджетным или автономным) учреждением или государственным унитарным предприятием, подведомственными соответственно исполнительному органу государственной власти Республики Крым, проводящему государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, исполнительному органу государственной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющему функции по реализации государственных полномочий в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, работ по строительному контролю, выполняемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или осуществлять выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона, в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. При этом авансовые платежи, получаемые юридическими лицами по контрактам, заключаемым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат казначейскому сопровождению в установленном порядке.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 543 установлено, что до 31 декабря 2022 г. порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренного статьей 24 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений, выполняемых государственным (бюджетным или автономным) учреждением или государственным унитарным предприятием, подведомственными соответственно исполнительному органу государственной власти Республики Крым, проводящему государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, исполнительному органу государственной власти г. Севастополя, осуществляющему функции по реализации государственных полномочий в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно- транспортной инфраструктуры, работ по строительному контролю, выполняемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий для обеспечения государственных нужд Республики Крым и г. Севастополя, муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и г. Севастополя согласовывается с Министерством финансов Российской Федерации.
В нарушение части 2 статьи 8, частей 66,67 статьи 112 Закон о контрактной системе, пункта 1 Постановления № 543, пункта 1.1, 2.3 Порядка № 225-ПП, объектом контроля, как Заказчиком по государственному контракту от 04.09.2020 № 73ССПД нарушен конкурентный способ определения исполнителя по контракту, а именно: вид работ «восстановление» отсутствует в перечне, предусмотренных в пункте 1 Постановления № 543 сумма нарушения 104 353 900,00 рублей (код нарушения (риска) - 15 03 02 00 02 17).
Государственным бюджетным учреждением «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» заключен государственный контракт от 04.09.2020 № 73ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территориях воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) с субъектом малого предпринимательства ООО «Комплект» на сумму 117 906 017,00 рублей. Пунктом 1 дополнительного соглашения от 30.12.2020 №4 к Контракту внесены изменения в существенные условия Контракта, а именно: Изложить пункт 2.3 Контракта в следующей редакции «Цена Контракта составляет 102 316 848,00 рублей.
Заявками на кассовый расход ГБУ «ССПД г. Севастополя» была произведена оплата за счет средств субсидии по коду цели - 842296 по государственному контракту от 04.09.2020 № 73ССПД в общей сумме - 91 413 940,80 руб.
ГБУ «ССПД г. Севастополя» заключен государственный контракт от 28.10.2020 №76ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территориях воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1036 «Об утверждении федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» с субъектом малого предпринимательства ООО «Комплект» на сумму 1 329 377,00 рублей. Пунктом 1 дополнительного соглашения от 20.12.2020 №1 к Контракту были внесены изменения в существенные условия Контракта, а именно: Цена Контракта составляет 1 286 362,80 рублей.
Платежным поручением от 15.12.2020 №439162 произведена оплата ГБУ «ССПД г. Севастополя» в сумме - 561 484,80 рублей ООО «Комплект» на счет №40702810613000034659 Центрально-черноземного Банка ПАО СБЕРБАНК г. Воронеж по Акту выполненных работ (форма КС-2) от 08.12.2020 № 1 за выполнение восстановительных работ на территории воинских захоронений г. Севастополя на объектах братской могилы гвардейцев-минометчиков Катюши (г. Севастополь, пгт Кача) в рамках Государственного контракта №76ССПД от 28.10.2020.
Платежным поручением от 30.12.2020 № 483322 произведена оплата ГБУ «ССПД г. Севастополя» в сумме - 429 350,40 рублей ООО «Комплект» на счет №40702810613000034659 Центрально-черноземного Банка ПАО СБЕРБАНК г. Воронеж по Акту выполненных работ (форма КС-2) от 18.12.2020 № 3 за выполнение восстановительных работ на территории воинских захоронений г. Севастополя на объекте «братская могила двух воинов-черноморцев (г. Севастополь, Территория МО, с. Черноречье) в рамках Государственного контракта № 76ССПД от 28.10.2020.
Заявкой на кассовый расход от 30.12.2020 № 45 произведена оплата по акту выполненных работ по форме КС-2 от 21.12.2020 №2 в рамках государственного контракта № 76ССПД от 28.10.2020.
Общая сумма средств субсидии, затраченная на восстановление территорий воинских захоронений в 2020 году составляет 92 700 303,60 руб., из них средств федерального бюджета 88 067 578,78 руб. (88,53 % - федеральные средства субсидии). Неизрасходованная сумма федеральных средств субсидии составляет 22 286 321,22 руб.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения № 21746Ю30000 на 01.01.2021 (форма КФД 0531966) остаток средств на лицевом счете по коду субсидии 842296 составил - 27 699 519,60 руб. Выплаты по коду субсидии 842296 за 2020 год составили - 93 017 088,00 руб.
Согласно платежному поручению от 27.01.2021 №501061 возврат дебиторской задолженности за 2020 год по соглашению от 15.06.2020 № 44 ГБУ «ССПД г. Севастополя» в ДГХ г. Севастополя составил - 27 699 519,60 руб.
Согласно Учетной карточке воинского захоронения «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда» (г Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе) содержит следующие данные: пункт 1. Место и дата захоронения, пункт 2. Вид захоронения, пункт 3. Размер захоронения и его состояние: 39,00*42,00 м (1638 м2), удовлетворительное; пункт 4. Краткое описание памятника: объемно-пространственная композиция, включающая именные захоронения, с памятными досками, а также перезахоронение останков неизвестных воинов, погибших при защите Отечества во время великой Отечественной войны, пункт 6. Персональные сведения о захороненных на Аллее Героев (отсутствуют), пункт 7. Кто шефствует над захоронением: над захоронением шествует ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя»; пункт 8. Фотоснимок захоронения; пункт 9. Схема захоронения; пункт 11. Представитель Министерства обороны Российской Федерации: военный комиссар Севастополя - генерал-майор ФИО5.
Установлено, что в рамках государственного контракта от 04.09.2020 № 73ССПД в соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.11.2020 № 2 по объекту «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе) произведена оплата за фактически выполненные работы на основании заявки на кассовый расход от 12.11.2020 №12 в сумме - 6 005 329,20 рублей по следующим видам работ и материалов (Смета №07-01-01 Благоустройство территории объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда», Раздел 3. Укладка покрытия из асфальтобетона):
- уплотнение грунта пневматическими трамбовками - 402 м. куб.;
- устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной - 2010 кв. м.;
- устройство подстилающих слоев из песка - 201 м куб.
- устройство подстилающих слоев из щебня - 603 м куб.
- устройство покрытия из асфальтобетона-2010 кв. м.
- устройство дорожек - 362 кв. м.
Согласно акту экспертного исследования № 1545/3-7 от 09.11.2020, выданного Федеральным бюджетным учреждением Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации работы выполнены в полном объеме на общую сумму 6 005 329,20 рублей, по видам работ:
- уплотнение грунта пневматическими трамбовками - 402 м. куб.;
- устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной - 2010 кв. м.;
- устройство подстилающих слоев из песка - 201 м куб.
- устройство подстилающих слоев из щебня - 603 м куб.
- устройство покрытия из асфальтобетона-2010 кв. м.
- устройство дорожек - 362 кв. м.
на площади 2010 метров квадратных на общую сумму - 6 005 329,20 рублей с учетом НДС 20% (платежное поручение от 12.11.2020 №384279).
В нарушение требований установленных абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса РФ, пункта 2 Приложения № 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036, пунктов 1.1., 4.3.3. Соглашения от 15.06.2020 № 44 «ССПД г. Севастополя» допустило неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 5 977 267,00 рублей (доля федерального бюджета 88,53 % - 5 291 674,47 рубля) на цели, не соответствующие целям получения субсидии, а именно: произведена оплата работ по «укладке покрытия из асфальтобетона» на основании акта о приемке выполненных работ (форма Кс-2) от 06.11.2020 №2, проведенных за границами воинского захоронения «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе), установленных учетной карточкой воинского захоронения, сумма нарушения 5 291 674,47 рублей.
Согласно пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. № 1036 «Об утверждении федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» определены мероприятия на которые предоставлена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации, а именно:
а) обустройство мест захоронений останков, погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ;
б) восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации;
в) установка мемориальных знаков;
г) нанесение имен (воинских званий, фамилий и инициалов) погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Пунктом 1.2 Соглашения от 25.12.2019 № 187-09-2020-060 установлено, что предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, а именно: проведение восстановительных работ.
Пунктом 1.1 Соглашения от 15.06.2020 № 44 о предоставлении из бюджета города Севастополя Государственному бюджетному учреждению «Специализированная служба похоронного дела города Севастополя» субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление Субсидии осуществляется в целях реализации мероприятия по проведению восстановительных работ на территории воинских захоронений города Севастополя в рамках реализации мероприятия 4.5 «Мероприятие по проведению восстановительных работ (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества) основного мероприятия 4 «Благоустройство городских кладбищ» подпрограммы 4 «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 112-ПП; связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивания памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036.
Пунктом 4.3.3 Соглашения - 44 предусмотрена обязанность ГБУ «ССПД» использовать Субсидию для достижения целей, указанных в пункте 1.1. Соглашения 44, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях.
В подпрограмму 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя"(редакция 26.12.2020) кроме прочего включены работы по проведению восстановительных работ (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества), которое реализуется в течение 2017 - 2024 годов и позволит обеспечить выполнение работ по текущему содержанию воинских захоронений, упорядочение, планирование и дальнейшее благоустройство, также предусмотрено сокращение количества невосстановленных воинских захоронений до 64 ед. - в 2019 году, до 50 ед. - в 2020 году, до 36 ед. - в 2021 году, до 23 ед. - в 2022 году, до 12 ед. - в 2023 году, финансирование - за счет средств федерального бюджета и бюджета города Севастополя.
Согласно пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «благоустройство территории», пункта 38 закреплено понятие «элементов благоустройства», пункта 14.2 статьи 1 закреплено понятие «капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)», из чего следует, что благоустройство воинских захоронений к объектам капитального ремонта не относится.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также Положение).
Пунктом 1 настоящего положения установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Следует вывод, что оплата строительного контроля за счет данной субсидии может быть осуществлена лишь по тем контрактам, где строительный контроль осуществлялся в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства что соответствует статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей обязательность осуществления строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Из изложенного следует, что благоустройство воинских захоронений к объектам капитального строительства не относится, соответственно оплата услуг по строительному контролю за восстановлением воинских захоронений не проводится. Кроме того, пунктом 5.1.5 Государственного контракта от 04.09.2020 № 73 ССПД предусмотрено самостоятельно осуществлять контроль за выполнением работ, используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации нормах и правилах, технических условиях и стандартах, а также в условиях Контракта, пунктом 5.1.8 предусмотрено проверять и контролировать правильность и порядок ведении Генподрядчиком общего журнала работ по форме КС-6, оформления других связанных с выполнением Работ по Контракту документов.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств.
Исходя из буквального толкования пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. № 1036 «Об утверждении федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» на мероприятие «строительный контроль» за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
Установлено, что объектом контроля включены в акты приемки выполненных работ по форме КС-2 стоимость затрат заказчика на проведение строительного контроля за благоустройством общественных территорий, не относящихся к объектам капитального строительства в размере 2,14 % от суммы выполненных работ по благоустройству территории, что также подтверждается выводами, изложенными в актах экспертных исследований: от 09.11.2020 №1545/3-7, от 26.11.2020 №1378/3-7, от 21.12.2020 №1831/3-7, от 23.12.2020 №1826/3-7, от 24.12.2020 № 1761/3-7, от 25.11.2020 №1389/3-7, от 16.12.2020 №1770/3-7, от 21.12.2020 №1825/3-7, от 08.12.2020 №1394/3-7, от 08.12.2020 №1396/3-7, от 16.12.2020 №1716/3-7, от 22.10.2020 №1392/3-7, от 22.12.2020 № 1829/3-7, от 21.12.2020 №1824/3-7, от 16.12.2020 №1769/3-7, от 29.12.2020 №1828/3-7, от 19.11.2020 №1546/3-7, от 15.12.2020 №1384/3-7, от 30.11.2020 №1706/3-7, от 30.11.2020 №1397/3-7, от 19.11.2020 №1381/3-7, от 26.11.2020 №1382/3-7, от 15.12.2020 №1391/3-7, от 26.11.2020 №1380/3-7, от 26.11.2020 №1383/3-7, от 19.11.2020 №1379/3-7, от 09.11.2020 №1545/3-7, от 20.10.2020 №1357/3-7, от 22.10.2020 №1395/3-7, от 24.12.2020 №1390/3-7, выданных Федеральным бюджетным учреждением «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.
Сумма затрат заказчика на проведение строительного контроля за благоустройством общественных территорий, не относящихся к объектам капитального строительства оплаченная объектом контроля в рамках исполнения Государственного контракта от 04.09.2С20 №73ССПД на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территориях воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества), составляет - 1 995 598,80 (один миллион девятьсот девяносто пять тысяч пятьсот девяносто рублей восемьдесят копеек), что подтверждается заявками на кассовый расход.
Письмом от 15.12.2021 №688 ГБУ «ССПД г. Севастополя» дал пояснения, что при подготовке сметы на восстановительные работы, услуга «строительный контроль» была включена в смету и данная смета прошла экспертизу достоверности сметной стоимости, исходя из этого, Объект контроля полагает, что данный вид услуги является неотъемлемой частью восстановительных работ.
В нарушение требований установленных абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 Приложения № 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036, пунктов 1.1., 4.3.3. Соглашения от 15.06.2020 № 44, части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.1.5, 5.1.8 Контрактов № 73ССПД, № 76ССПД ГБУ «ССПД г. Севастополя» допустило неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 2 016 357,60 рублей (доля федерального бюджета 88,53 % - 1 785 080,85 рублей) на цели, не соответствующие целям получения субсидии, а именно: произведена оплата услуг по строительному контролю на проведение восстановительных работ воинских захоронений, не относящихся к объектам капитального строительства, сумма нарушения 1 785 080,85 рублей (код нарушения (риска) - 07 03 02 00 01 06)
При таких обстоятельствах, вывод государственного органа о том, что учреждение допустило неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 2 016 357,60 рублей (доля федерального бюджета 88,53 % - 1 785 080,85 рублей) на цели, не соответствующие целям получения Субсидии, а именно на оплату работ по «укладке покрытия из асфальтобетона», проведенных за границами воинского захоронения «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда», установленных учетной карточкой воинского захоронения, следует признать обоснованным.
В статье 1 ГрК РФ приведены, в частности, следующие понятия:
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);
- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как ранее установлено судом, в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» входят следующие работы: обустройство мест захоронений останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации; установка мемориальных знаков; нанесение имен (воинских званий, фамилий и инициалов) погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Предметом Контрактов является благоустройство территорий воинских захоронений города Севастополя.
Принимая во внимание вышеизложенные требования законодательства и условия государственных контрактов, суд пришел к выводу, что в данном случае благоустройство территорий воинских захоронений к объектам капитального строительства не относится, соответственно, оплата услуг по строительному контролю за проведением такого вида работ не соответствует целям, определенным Федеральной программой.
Аналогичная правовая позиция по вопросу соответствия расходов на строительный контроль целевому характеру субсидии, предоставленной на проведение работ по благоустройству территории, изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2021 по делу N А06-12323/2019.
В статье 1 ГрК РФ приведены, в частности, следующие понятия:
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);
- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как ранее установлено судом, в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» входят следующие работы: обустройство мест захоронений останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации; установка мемориальных знаков; нанесение имен (воинских званий, фамилий и инициалов) погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Предметом Контрактов является благоустройство территорий воинских захоронений города Севастополя.
Принимая во внимание вышеизложенные требования законодательства и условия государственных контрактов, суд пришел к выводу, что в данном случае благоустройство территорий воинских захоронений к объектам капитального строительства не относится, соответственно, оплата услуг по строительному контролю за проведением такого вида работ не соответствует целям, определенным Федеральной программой.
Аналогичная правовая позиция по вопросу соответствия расходов на строительный контроль целевому характеру субсидии, предоставленной на проведение работ по благоустройству территории, изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2021 по делу N А06-12323/2019.
Анализ сметной документации позволяет сделать вывод, что положительные заключения негосударственной экспертизы даны только в части расчетов стоимости строительного контроля, который в обязательном порядке осуществляет подрядчик (строка «накладные расходы»). В данной сметной документации отсутствует отдельная строка расходов «строительный контроль». Такой вид расходов в виде отдельной строки «строительный контроль» добавлен в актах о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и является предметом вменяемого в вину заявителю нарушения.
Частью 2 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Положение №468), которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Пунктом 3 Положения №468 определено, что строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (пункт 4 Положения №468).
Согласно пункту 5 Положения №468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
В соответствии с пунктом 6 Положения №468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
В силу пункта 13 Положения №468, на объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
Исходя из изложенного, осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства является обязанностью подрядчика. На объектах капитального строительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда. На таких объектах строительный контроль проводится также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Подводя итог всему вышеизложенному, в связи с доказанностью указанных в Акте проверки нарушений, суд признает предписание УФК по г. Севастополю от 01.02.2023 №74-17-10/316 законным, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.
В силу требований статьи 110 АПК РФ, расходы ГБУ «ССПД г. Севастополя» по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей подлежат возложению на учреждение.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
отказать полностью в удовлетворении требования Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по г. Севастополю.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд города Севастополя в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
На основании части 1 статьи 177 АПК РФ копии настоящего решения направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения этого судебного акта на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку на основании соответствующего ходатайства.
Судья
О.В. Минько