НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Севастополя от 03.03.2021 № А84-7419/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-7419/20

Решение принято путем подписания резолютивной части решения 03.03.2021.

Мотивированное решение составлено 16.03.2021.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (г. Севастополь, ИНН 9204002612, ОГРН 1149204004905) к  Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (г. Севастополь, ОГРН 1149204008887, ИНН9204004659) о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

21.12.2020 Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (далее – заявитель, Госжилнадзор Севастополя) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее – административный орган, Центр ПФР) о признании недействительным решения от 10.12.2020 №18 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявитель, не оспаривая факта непосредственного представления в Центр ПФР сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД), а именно о присвоении классного чина «советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса» старшему инспектору отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора Севастополя Жарликову А.П., а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом России  (через личный кабинет Госжилнадзора Севастополя на официальном сайте Пенсионного фонда России), полагает, что не допустил нарушение порядка представления сведений, поскольку они были представлены одним из способов, определенных действующим законодательством.  Кроме того не предоставление сведений через систему электронного документооборота было невозможно  по объективным, не зависящим от Госжилнадзора причинам в связи с техническим сбоем в работе официального  сайта ПФР в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» в период с 17.08.2020 по 19.08.2020.

Определением от 22.12.2020  заявление принято к производству суда с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением суда от 22.12.2020 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения Центра ПФР до вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 228 АПК РФ лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 18.01.2021 включительно представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, и отзыв на исковое заявление (ответчику), а в срок до 10.02.2021 включительно – дополнительно документы, содержащие объяснения по существу исковых требований и возражений в обоснование своей позиции.

Центр ПФР г. Севастополь в своем письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражало, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому факт, свидетельствующий о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете установлен, на основании чего вынесено оспариваемое решение о привлечении страхователя к ответственности.

Решение по делу принято путем подписания резолютивной части решения 03.03.2021. 09.03.2021 и 10.03.2021 от сторон поступили заявления о составлении мотивированного решения суда.

12.01.2021 от  Центра ПФР в  суд поступило заявление об объединении настоящего дела с делами №А84-7420/20, №А84-7421/20, №А84-7422/20, №А84-7423/20, №А84-7425/20, №А84-7427/20, №А84-7428/20, №А84-7430/20, №А84- 7431/20, №А84-7432/20, №А84-7433/20, №А84-7488/20, №А84-7489/20, №А84-7490/20, №А84-7491/20, №А84-7492/20, №А84-7493/20, №А84-7494/20, №А84-7495/20, №А84-7496/20, №А84-7498/20, №А84-7499/20 в одно производство.

Центр ПФР ссылается на то обстоятельство, что вышеуказанные дела связаны между собой, тем, что обжалуемые решения от 10.12.2020 вынесены Центром предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе по аналогичным основаниям возникновения ответственности, а именно за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренного ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

В силу части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Анализ приведенных положений позволяет прийти к выводу о том, что вопрос объединения дел в одно производство решается по усмотрению суда и является правом, а не обязанностью арбитражного суда, который должен руководствоваться принципом целесообразности для выполнения задач арбитражного судопроизводства, перечисленных в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос об объединении нескольких дел в одно производство решается с учетом конкретных обстоятельств и должен способствовать быстрому и правильному разрешению спора в целях эффективного правосудия.

Как установлено судом, в рамках дел №А84-7419/20, №А84-7420/20, №А84-7421/20, №А84-7422/20, №А84-7423/20, №А84-7425/20, №А84-7427/20, №А84-7428/20, №А84-7430/20, №А84- 7431/20, №А84-7432/20, №А84-7433/20, №А84-7488/20, №А84-7489/20, №А84-7490/20, №А84-7491/20, №А84-7492/20, №А84-7493/20, №А84-7494/20, №А84-7495/20, №А84-7496/20, №А84-7498/20, №А84-7499/20, заявлены требования о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявителем действительно оспариваются решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенные Государственным учреждением – Центром предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе в одну и ту же дату - 10.12.2020.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, и установлено судом, Центром ПФР приняты различные решения как самостоятельные ненормативные правовые акты  в связи с выявлением однородных нарушений, но в отношении разных лиц, в связи с не предоставлением в установленном порядке различных сведений, а, следовательно, вышеуказанные дела не связаны между собой представленными в их обоснование доказательствами.

Часть 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает условия, при наличии которых арбитражные дела могут быть объединены в одно производство: дела должны быть однородными (то есть тождественными по предмету и связанными между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам); в них должны участвовать одни и те же лица, а также усматриваться процессуальная целесообразность такого объединения во избежание риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Процессуальная целесообразность также предполагает под собой возможность более быстрого и правильного разрешения спора в целях эффективного правосудия, выполнения задач арбитражного судопроизводства, обеспечения принципа процессуальной экономии.

Однако наличие тождественного предмета, основания требований и одинакового состава участников процесса не может являться безусловным основанием для объединения нескольких самостоятельных дел в одно производство.

По смыслу положений объединение арбитражных дел в одно производство должно быть обусловлено процессуальной целесообразностью, в силу чего способствовать более быстрому и правильному разрешению спора в целях эффективного правосудия, выполнения задач арбитражного судопроизводства, а также в целях предотвращения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.

С учетом изложенного, суд не усматривает, что объединение дел в одно производство будет способствовать достижению целей указанных в статье 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приведет к процессуальной экономии времени рассмотрения дела, напротив объединение указанных дел в одно производство приведет к усложнению рассмотрения дела, что не будет способствовать целям эффективного правосудия.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении ходатайства Центра ПФР об объединении дел в одно производство.

Исследовав доказательства по делу, оценив их и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление Госжилнадзора Севастополя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Государственным учреждением - Центром предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда России в г. Севастополе в отношении Госжилнадзора Севастополя 19.10.2020 проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.4-2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ), а также предоставления указанных сведений в форме электронного документа.

В ходе проверки установлено, что Госжилнадзором Севастополя, как страхователем, сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД), а именно о присвоении классного чина «советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса» старшему инспектору отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора Севастополя Жарликову А.П. (приказ Госжилнадзора Севастополя от 04.03.2020 №12/л) представлены на бумажном бланке с одновременным предоставлением сведений на электронном носителе непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе.

Поскольку указанные сведения в электронном виде в отношении Жарликова А.П. были представлены непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе, а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом России (через личный кабинет Госжилнадзора Севастополя на официальном сайте Пенсионного фонда России), данные действия Госжилнадзора Севастополя расценены как нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом №27-ФЗ, о чем главным специалистом-экспертом КС №2 Левченко М.В. составлен акт от 19.10.2020 №18.

10.12.2020 по результатам рассмотрения акта от 19.10.2020 №18 заместителем начальника Центр ПФР в г. Севастополе Головиной Е.И. вынесено решение №18 о привлечении страхователя - Госжилнадзора Севастополя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1000,00 руб.

Полагая, что принятое решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города  Севастополя с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в  деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке глав 22, 24 АПК РФ (статьи 189, 197-201).

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) Госжилнадзор Севастополя, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ, страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ недосмотрено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон № 27-ФЗ) в Российской Федерации осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Порядок предоставления сведений о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда России установлен статьей 11 Федерального закона №27-ФЗ.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)фамилию, имя, отчество;

3)сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2.5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.

Согласно пункту 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона №27-ФЗ в разделе «Сведения о трудовой деятельности» индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1)место работы:

-наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);

-регистрационный номер страхователя;

2)сведения о выполняемой работе и периодах работы:

-сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;

-трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

- сведения о переводах на другую постоянную работу;

-сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;

-реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;

3)информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок электронного документооборота между страхователями и пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден постановлением Правительства РФ от 11.03.2020 №178п (далее - Порядок №178п).

Пунктом 3 Постановления Правления ПФ РФ от 11.03.2020 № 178п "Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" (далее — Порядок №178п) предусмотрено, что индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Порядок №178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:

-через оператора электронного документооборота:

-через «личный кабинет» сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 25 Инструкции страхователь представляет индивидуальные сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом №27-ФЗ.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Согласно пункту 30 Инструкции индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а)на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б)в форме электронного документа с использованием информационно­телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 33 Инструкции № 211н предусмотрено, что при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N63-ФЗ.

Также Порядок представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 N 85р. Как следует из указанного Порядка при представлении отчетности по ТКС страхователю необходимо: сформировать файлы отчетности для отправки в территориальный орган ПФР по установленному формату; проверить правильность подготовки отчетности проверочными программами ПФР, которые можно бесплатно скачать в разделе «Бесплатные программы, формы и протоколы». При выявлении проверочными программами ошибок в отчетности - исправить их; проверить файлы антивирусной программой и подписать каждый файл отчета ЭП должностного лица, имеющего право подписи отчетных документов; отправить в зашифрованном виде в территориальный орган ПФР. При этом файл с отчетностью по страховым взносам и файлы с индивидуальными сведениями в отдельности заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью, архивируются, шифруются и представляются в территориальный орган ПФР в одной транспортной посылке; получить Подтверждение о представлении отчетности по ТКС.

Таким образом, действующее законодательство, предусматривая различные  альтернативные способы подачи страхователем в органы ПФР индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности, в то же время в пункте 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно  в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Факт соответствия заявителя, как страхователя, критериям, определенным в  пункте 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, Госжилнадзором Севастополя не оспаривается.  Штатная численность Госжилнадзора Севастополя, как указывает заявитель, составляет 30 человек.

Как уже отмечалось, за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей в соответствии с абз. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Как следует из материалов дела, Госжилнадзором Севастополя 19.08.2020 были представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за март 2020 года об одном застрахованном лице, однако не в форме электронного документа, а на бумажном носителе (лично)

Таким образом, порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, Порядком представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержденный Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 N 85р, и Порядком №178п -  Госжилнадзором Севастополя нарушен и судом установлен факт совершения  заявителем вмененного ему правонарушения.

Вместе с тем, привлечение страхователя к ответственности возможно лишь при наличии его вины в совершении правонарушения, обязанность доказывания которой возложена законодательством на орган Пенсионного фонда РФ.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

В соответствии с пунктами 1, 5 Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2014 №39, Госжилнадзор Севастополя обладает правами юридического лица и является исполнительным органом государственной власти города Севастополя и, в контексте абзаца 4 статьи 1 Федерального закона №27-ФЗ, является страхователем в отношении работников Госжилнадзора Севастополя.

Личный кабинет Госжилнадзора Севастополя, как страхователя, зарегистрирован на официальном сайте Пенсионного фонда России 14.02.2020.

Приказом Госжилнадзора Севастополя от 20.07.2018 №91/к на должность старшего инспектора отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора Севастополя назначен Жарликов А.П. Приказом Госжилнадзора Севастополя от 04.03.2020 №12/л Жарликову А.П. присвоен классный чин «советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса».

Заявитель в заявлении указывает, что сведения о трудовой деятельности, подтверждающие присвоение Жарликову А.П. классного чина, по форме СЗВ-ТД сформированы в форме электронного документа с использованием электронного сервиса Spu_orb, предоставленного Пенсионным фондом Российской Федерации 17.08.2020, после чего работником Госжилнадзора Севастополя, уполномоченным на ведение кадровой работы, Косирати З.Ю. в период с 17.08.2020 по 19.08.2020 предприняты неоднократные попытки разместить указанные сведения через Кабинет страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда России в сети Интернет по адресу: http://es.pfrf.ru/#services-u, однако «кнопки» «Сформировать и отправить: СЗВ- ТД», «Показать историю отчетности», посредством которых осуществляется загрузка сведений и направление их в органы Пенсионного фонда России, были неактивны и не позволяли осуществить указанные действия. После обращения в службу технической поддержки было установлено, что сбои в работе сайта вызваны техническими причинами, также службой технической поддержки было рекомендованы направить указанные сведения в органы Пенсионного фонда России иным способом.

Так, согласно письменным пояснениям сотрудника Госжилнадзора Севастополя Косирати З.Ю., представленным по запросу суда заявителем, следует, что направить указанные сведения в орган Пенсионного фонда РФ она не смогла, поскольку перестали быть активными закладки сайта «Сформировать и отправить: СЗВ-ТД» и «Показать историю подачи отчетности». Кнопка «Вход» тоже была не активна и не позволяла зайти в «личный кабинет» Госжилнадзора Севастополя через портал «Госуслуги». В связи с чем, она воспользовалась единственной активной закладкой «Загрузить проект отчётности» и, указав ИНН и регистрационный номер Госжилнадзора Севастополя на странице https://es.pfrf.ru/reports/project/ на сайте, загрузила указанные сведения в систему. Однако, на указанной странице отсутствовала техническая возможность подписать указанный электронный документ усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. В течение двух рабочих дней она пыталась отправить отчетность через сайт Пенсионного фонда РФ, обращалась за консультацией к специалисту клиентской службы №2 отделения Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю Левченко Марине Викторовне по телефону 55-39-33, в группу приема электронной отчетности указанного отделения по телефону 55-19-26, а также в техническую поддержку через сайт Пенсионного фонда РФ из «личного кабинета» страхователя. Ответа на обращение, поданное через сайт Пенсионного фонда РФ не последовало, по телефону 55-19-26 подтвердили технические проблемы на сайте, который был перегружен, и посоветовали отправить отчетность другим способом. Чтобы не нарушить сроки подачи сведений по форме СЗВ-ТД я обратилась за помощью к специалисту Левченко М.В. (ул. Пожарова, д. 5, каб. 30). На представленные сформированные файлы с нужным для загрузки расширением в виде XML-документа и распечатанные и подписанные руководителем сведения в бумажном виде, а также электронный носитель с усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Госжилнадзора Севастополя, Левченко М.В. приняв документы в электронном виде, отказалась от возможности их подписания электронной подписью начальника Госжилнадзора Севастополя.

В подтверждение указанных обстоятельств заявителем приложены в материалы дела скриншоты экрана компьютера, а именно: скриншот страницы сайта ПФР по программе Spu_orb; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий недоступность сервисов 17.08.2020; скриншот страницы сайта ПФР от 18.08.2020; скриншот страницы сайта ПФР подтверждающий формирование сведений СЗВ- ТД 17.08.2020; скриншот файла XML, подтвержающий формирование сведениий СЗВ-ТД в отношении Жарликова 17.08.2020; квитанция о регистрации в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении Жарликова 19.08.2020; протокол принятия в ПФР сведений СЗВ-ТД в отношении Жарликова 19.08.2020.

Таким образом, суд полагает доказанным факт технической невозможностинаправить сведения о трудовой деятельности, подтверждающие присвоение Жарликову А.П. классного чина по форме СЗВ-ТД через Кабинет Госжилнадзора Севастополя на официальном сайте Пенсионного фонда России.

При этом доводы о наличии технического сбоя в работе сайта ПФР в вышеуказанный период Центром ПФР не опровергнуты: определением суда соответствующие сведения истребовались у Центра ПФР, однако, в своем отзыве административный орган указал, что не имеет информации о работе сайта ПФР, поскольку не является его владельцем.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, Центр ПФР обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения.

С учетом изложенного, привлекая Госжилнадзор Севастополя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Центр ПФР должен не только констатировать факт предоставления сведений в нарушение утвержденного порядка предоставления сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.

На основании изложенных обстоятельств судом установлено, что сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за март 2020 года представлены Госжилнадзором Севастополя не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а на бумажном носителе по причине временного отсутствия технической возможности.

Тот факт, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, не доказан.

Центром ПФР не принято мер, направленных на получение от Госжилнадзора Севастополя дополнительных доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия вины учреждения в совершении правонарушения.

Наличие у заявителя в момент фактического представления сведений по форме СЗВ-ТД за март 2020 года объективной возможности представить такие сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью,  Центром ПФР не обосновано и не доказано ни на дату принятия оспариваемого решения, ни на период рассмотрения настоящего дела судом.

Между тем, в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности Госжилнадзора Севастополя. Из решения не усматривается, в чем именно выражается вина органа в совершении правонарушения и каким образом она установлена.

В данном случае Центр ПФР ограничился описанием факта представления Госжилнадзором Севастополя сведений  о трудовой деятельности с нарушением установленного порядка, - не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.

Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершенном правонарушении не усматривается.

Доводы заявителя  (об отсутствии в спорный период возможности представить сведения в форме электронного документа) Центром ПФР  не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Госжилнадзора Севастополя к ответственности, следовательно, заявленные требования о признании незаконным решения  подлежат удовлетворению.

Обеспечительные меры в виде приостановления действия  решения Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 10.12.2020 №18 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, наложенные определением суда от 22.12.2020, сохраняют свое действие до вступления данного решения суда в законную силу.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу пп. 1, 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании статьи 130, ст.ст. 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении ходатайства Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе об объединении дел в одно производство – отказать.

2. Требования Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя удовлетворить.

3. Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 10.12.2020 №18 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения с сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п. 1 ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня ее принятия.

В соответствии с положениями статьи 229 АПК РФ заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья

А.Ю. Александров