НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2013 № А56-45976/13

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 ноября 2013 года                                                           Дело № А56-45976/2013

Резолютивная часть решения объявлена октября 2013 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2013 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Альшанниковым Д.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Администрация муниципального образования город Ломоносов,

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,

третье лицо 1) ООО «ТД «Северная столица», 2) ООО «Фиолент»,

об оспаривании решения от 18.06.2013 по делу № К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства,

при участии

от заявителя: глава Смольникова Н.Н. (решение № 87 от 01.07.2010), представитель Гриневич К.Н. по доверенности от 03.09.2013, представитель Стародубцева Е.В. по доверенности от 03.09.2013, представитель Самойлик В.А. по доверенности от 30.10.2013,

от заинтересованного лица: представитель не явился (извещен),

от третьего лица: 1) представитель не явился (извещен), 2) представитель не явился (извещен),

установил:

Администрация муниципального образования город Ломоносов (далее – заявитель, заказчик, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление) от 18.06.2013 по делу № К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 06.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ТД «Северная столица», ООО «Фиолент».

В судебном заседании представители Администрации поддержали заявленные требования.

УФАС, ООО «ТД «Северная столица», ООО «Фиолент», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями заявителя в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, Администрацией Муниципального образования г. Ломоносов 29.12.2012 в 17:37 по местному времени на сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке в сети Интернет по адресу www.sberbank-ast.ru, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.01.2013 18:00. Начальная (максимальная) цена контракта по выполнению работ по уборке и очистке наземных объектов гидросферы на территории муниципального образования г.Ломоносов – 2 726 400 руб. Извещение № 0172300010012000073.

В Управление от ООО «ТД «Северная Столица» поступила жалоба (вх. №1224 от 23.01.2013, вх. №1381 от 24.01.2013) на действия заказчика по ограничению возможности участия в указанном открытом аукционе в электронной форме.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу ООО «ТД «Северная Столица» на действия Администрации, вынесла решение от 02.07.2013 (резолютивная часть решения оглашена 18.06.2013) по делу № К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признала в действиях Администрации Муниципального образования г. Ломоносов нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении информации о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ по уборке и очистке наземных объектов гидросферы на территории муниципального образования город Ломоносов (реестровый номер заказа 0172300010012000073) 29.12.2012 в 17:37 по местному времени на сайте www.zakupki.gov.ru на электронной площадке в сети Интернет по адресу www.sberbank-ast.ru, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.01.2013 18:00, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции среди неопределенного круга лиц ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, в том числе ООО «ТД Северная Столица».

Администрация муниципального образования город Ломоносов, не согласившись с решением УФАС, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) определено, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Пункт 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ определяет, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона №135-ФЗ).

В своей жалобе ООО «ТД «Северная Столица» указало, что установленные сроки приема заявок на участие в аукционе с 29.12.2012 (извещение размешено в 17:37 по местному времени, в которое 29.12.2012 внесены изменения в 18:16 по местному времени) по 09.01.2013 (18:00 по местному времени) создали условия для участия в аукционе, которые могут привести и приводят к ограничению конкуренции, так как с 30.12.2012 по 08.01.2013 финансовые организации (банки), через которые возможно осуществить пополнение лицевого счета на электронных площадках с целью обеспечения заявок в размере 5% от первоначальной цены аукциона, не работали и не предоставляли свои услуги, тем самым возможность неопределенного круга лиц, в том числе ООО «ТД «Северная Столица», по участию в аукционе была ограничена, что запрещено положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В части 2 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) установлено, что участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету в соответствии с частью 11 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа в случае, в том числе, отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом №94-ФЗ (пункт 2 часть 13 статьи 41.8 Закона №94-ФЗ).

Из положений статьи 41.8 Закона №94-ФЗ следует, что обеспечение участия в открытом аукционе в электронной форме должно быть внесено и зачислено на счет участника размещения заказа, открытый для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, до подачи соответствующим лицом заявки на участие в аукционе.

ООО «ТД «Северная Столица» в соответствии с определением Санкт-Петербургского УФАС России от 21.05.2013 №03/6862 представлено графическое изображение снимка экрана личного кабинета ООО «ТД «Северная Столица» на ЭТП Сбербанк-АСТ с 01.12.2012 по 31.12.2012 (с исходящим остатком – 0,00) и с 01.01.2013 по 31.01.2013 (с исходящим остатком – 0,00), также представлена справка Северо-Западного филиала АКБ «Город» ЗАО, в которой изложена следующая информация:

- остаток денежных средств на расчетном счете ООО «ТД «Северная столица» по состоянию на утро 29.12.2012 составляет 338 030,23 руб.;

- остаток денежных средств на расчетном счете ООО «ТД «Северная столица» по состоянию на утро 09.01.2013 составляет 337 730,23 руб.;

- режим работы Северо-Западного филиала АКБ «Город» ЗАО в праздничные дни: операционное обслуживание клиентов юридических лиц 29.12.2012 до 16-00 мск; нерабочие дни с 30.12.2012 по 08.01.2013 включительно.

Извещением № 0172300010012000073 предусмотрено обеспечение заявки в размере 136 320,00 руб.

Таким образом, ООО «ТД «Северная Столица», имея на расчетном счете сумму, достаточную для обеспечения заявки для участия в аукционе (извещение №0172300010012000073), не могло внести эти средства в срок до 09.01.2013.

Как пояснила Администрация муниципального образования г.Ломоносов при рассмотрении Комиссией УФАС жалобы ООО «ТД «Северная Столица», обязанности по обеспечению выполнения работ по уборке и очистке наземных объектов гидросферы на территории муниципального образования город Ломоносов возложены на отдел городского хозяйства и потребительского рынка Администрации муниципального образования, в котором по состоянию на 29.12.2012 фактически работало 2 сотрудника – и.о. начальника отдела и специалист 1-ой категории. Учитывая, что с 09.01.2013 и.о. начальника отдела уходил в дополнительный (учебный) отпуск, а специалист 1-ой категории не имел опыта работы с конкурсной документацией, Администрацией муниципального образования город Ломоносов было принято решение об опубликовании извещения 29.12.2012.

Кроме того, по мнению представителя Администрации, законодательством Российской Федерации в сфере размещения муниципального заказа не предусмотрена обязанность заказчика определять в аукционной документации какие-либо сроки для возможности пополнения участниками их лицевых счетов на торговых площадках. Заказчик также не может нести ответственность за установление рабочего времени и периода расчетно-кассового обслуживания в организациях, в которых обслуживаются участники размещения заказа.

Вместе с тем, Администрацией в соответствии с определением Санкт-Петербургского УФАС России от 21.05.2013 №03/6862 представлено объявление электронной торговой площадки, в котором все участники размещения заказа проинформированы, что «в новогодние праздники (с 31.12.2011 по 09.01.2012 включительно), пополнение баланса лицевого счета производится не будет. Например, если окончание подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – утро 10.01.2012, то для возможности подачи заявки на такой аукцион, перечисление средств обеспечения необходимо осуществить 29.12.2011».

Таким образом, представленным объявлением подтверждается невозможность внесения денежных средств в период с 29.12.2012 по 09.01.2013, необходимых для участия в аукционе.

Учитывая объективную невозможность внесения обеспечения заявки на участие в аукционе на счет оператора электронной площадки в период подачи заявок (с 29.12.2012 по 09.01.2013), заявки на участие в спорном аукционе могли быть поданы только теми лицами, на счетах которых, открытых для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе, имелись денежные средства в размере суммы залога по спорному аукциону, до размещения Администрацией 29.12.2012 в 17:37 (внесены изменения в 18:16) извещения о проведении аукциона.

Все остальные лица, желавшие принять участие в аукционе, были лишены заказчиком возможности принять в нем участие ввиду того, что установление Администрацией сроков подачи заявок на участие в аукционе, приходящихся на дни, когда банки не работали, привело к невозможности исполнения данными лицами требования части 2 статьи 41.8 Закона №94-ФЗ.

В случае же подачи ими заявок на участие в аукционе, их заявки были бы возвращены оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 41.8 Закона №94-ФЗ.

Тем самым Администрация ограничила круг потенциальных участников, имевших желание для участия в спорном аукционе. В таком положении оказалось и ООО «ТД «Северная Столица», которое не имело реальной возможности подать заявку на участие в спорном аукционе в течение общей продолжительности установленных заказчиком сроков приема заявок, поскольку не могло исполнить требования частей 2, 10 - 16 статьи 41.8 Закона №94-ФЗ (направить оператору площадки обеспечение заявки, которое должно предшествовать подаче заявки).

Согласно пункту 2 статьи 41.5 Закона №94-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.07.2011 №581 последний рабочий день 2012 года – 29.12.2012, при этом время опубликования извещения о проведении аукциона в электронной форме в 17:37 по местному времени, в которое внесены изменения 29.12.2012 в 18:16 по местному времени, т.е. по окончанию рабочего дня. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.01.2013 (первый рабочий день 2013 года) в 18:00.

Извещением № 0172300010012000073 предусмотрены сроки выполнения работ: начало с 16.04.2013, окончание по 15.11.2013. Таким образом, отсутствовала срочная потребность в выполнении работ, предусмотренных аукционом, а, следовательно, необходимость проведения аукциона в указанные сроки.

Согласно протоколу №2/1 от 14.01.2013, утвержденному главой Администрации муниципального образования город Ломоносов 14.01.2013, на участие в открытом аукционе в электронной форме в установленные сроки поступила одна заявка от ООО «Фиолент», с которым согласно протоколу №2/2 от 14.01.2013, утвержденному главой Администрации муниципального образования город Ломоносов 14.01.2013, Единой комиссией по размещению муниципального заказа принято решение о заключении заказчиком муниципального контракта с ООО «Фиолент» на сумму 2 726 400 руб., что соответствует начальной (максимальной) цене контракта.

Одновременно с этим, по сообщению ООО «ТД «Северная Столица» (вх. от 07.05.2013 № 8677) в соответствии с определением Санкт-Петербургского УФАС России от 23.04.2013 №03/5671 Общество осуществляет деятельность в сфере благоустройства, озеленения и уборки окружающей территории, в том числе водных объектов (объектов гидросферы) и представлен перечень организаций-конкурентов ООО «ТД «Северная Столица»: ГУП «Флора», ООО «Фиолент», ООО «ЛИК», ООО «ЭверестСтройПроект», ООО «БалтСтрой».

Таким образом, действиями Администрации муниципального образования город Ломоносов при проведении аукциона была ограничена конкуренция за право заключения государственного контракта на выполнение работ по уборке и очистке наземных объектов гидросферы на территории муниципального образования город Ломоносов, нарушены права и законные интересы ООО «ТД Северная Столица» и иных потенциальных участников аукциона, которые в силу проведения аукциона в праздничные дни были лишены возможности участвовать в аукционе.

Довод заявителя о том, что Закон №94-ФЗ не устанавливает запрета размещать извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме конкретно 29.12.2012, либо в предпраздничные дни, либо в выходные и праздничные дни, не принимается судом, поскольку в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что решение УФАС от 18.06.2013 по делу № К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных Администрацией муниципального образования город Ломоносов требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                        Анисимова О.В.