НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2023 № А56-102143/2022

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 сентября 2023 года Дело № А56-102143/2022

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 сентября 2023 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в лице судьи Покровского С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Телешовой Е.В.,

с участием представителя органа, осуществляющего публичные полномочия, Жиганова Д.В. по доверенности от 27.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАПАДНОМУ ВОЕННОМУ ОКРУГУ» (ФКУ «УФО ПО ЗВО», ОГРН1107847402937, место нахождения и адрес юридического лица: 191055, г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 4)

к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ №3 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (Межрайонная ифнс России №3 по Ленинградской области; место нахождения и адрес органа, осуществляющего публичные полномочия: 188480, г. Кингисепп Ленинградской обл., Крикковское ш., д. 49; ОГРН 1044701428375)

об оспаривании действия,

установил:

07 октября 2022 года ФКУ «УФО ПО ЗВО»(далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ифнс России №3 по Ленинградской области (далее – орган, осуществляющий публичные полномочия, налоговый орган, инспекция), выразившихся в формализованном в письме от 09.08.2022 №06-45/13525 отказе принять направленную почтой налоговую отчетность в электронном виде на машинном носителе информации и возложить на инспекцию обязанность принять к исполнению соответствующую отчетность за полугодие 2022 года (налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций).

Предъявленное требование мотивировано доводами о необходимости выполнять указания вышестоящего командования о соблюдении служебной тайны при обмене информацией, содержащей сведения о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В судебное заседание 30.08.2023 учреждение не явилось, о причинах неявки суд не уведомило, ходатайств не заявило.

В письменном отзыве и в ходе судебного разбирательства спора орган, осуществляющий публичные полномочия, настаивал на законности оспариваемого отказа и обратил внимание, что действующим налоговым законодательством не предусмотрен способ представления налоговой отчетности в электронном виде (файлах), сформированной на машинных носителях компьютерной информации. При этом налоговый орган пояснил, что действовал в пределах предоставленных полномочий и сослался на судебную практику, сформированною по тождественному спору между теми же лицами в рамках дела №А56-97424/2022.

Заслушав объяснения представителей сторон и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с налоговым законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 39 указанного выше Административного регламента предоставление государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) включает в себя, в том числе прием налоговых деклараций (расчетов), представленных:

- на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган (а);

- на бумажном носителе по почте, а также налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, представленных через МФЦ (б);

- в электронной форме (в).

Согласно пункту 160 Административного регламента прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме осуществляется, если заявитель взаимодействует с налоговым органом в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе, а также если заявитель передал в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через Единый портал налоговую декларацию (расчет), подписанную усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписью.

Способ представления налоговой отчетности в электронном виде в виде файлов, сформированных на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации, как верно отмечено налоговым органом, ни в статье 80 НК РФ, ни в других статьях Налогового кодекса Российской Федерации и Административного регламента не установлен.

Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа принять налоговую отчетность от налогоплательщика на съемном машинном носителе информации.

Основания для отказа в приеме налоговой декларации указаны в пункте 19 Административного регламента. В частности, согласно подпункту 3 пункта 19 Административного регламента таким основанием является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).

Принимая во внимание отсутствие в действующем налоговом законодательстве положений, обязывающих налоговый орган принять от налогоплательщика налоговую декларацию, представленную в электронном виде на машинном носителе, учитывая наличие у учреждения права представить спорную налоговую декларацию на бумажном носителе лично или через представителя, а также в виде почтового отправления с описью вложения либо в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, арбитражный суд находит отказ инспекции в принятии налоговой декларации учреждения по налогу на прибыль за полугодие 2022 года соответствующим пункту 4 статьи 80 НК РФ и пункту 19 Административного регламента. В такой ситуации у суда отсутствуют основания рассматривать оспоренный отказ как не законный и нарушающий права и законные интересы учреждения.

Принимая во внимание, что при рассмотрении спора не установлены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд находит заявление учреждения необоснованным и отказывает в удовлетворении предъявленного требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Отказать полностью ФКУ «УФО ПО ЗВО» в удовлетворении заявления к Межрайонной ИФНС России №3 по Ленинградской области об оспаривании отказа, опосредованного письмом от 09.08.2022 №06-45/13525.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья С.С. Покровский