НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2005 № А56-29132/05

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 декабря 2005 года                                                                        Дело № А56-29132/2005

Резолютивная часть решения объявлена  29.11.2005г.

Полный текст решения изготовлен декабря 2005 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефимовой Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО "Венгерские вина"

ответчик: Межрайонная инспекция ФНС РФ №1 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения,

при участии

от заявителя: юрисконсульта Печерского И.А., - представившего доверенность б/н от 28.06.2005г.

от ответчика: заместителя начальника юридического отдела Мананникова С.А., - представившего доверенность № 4 от 11.01.2005г.

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения МИ ФНС РФ №1 по СПб от 05.07.2005 г. № 222.

Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

05.07.2005 года МИФНС РФ № 1 по СПб приняла Решение № 222 о привлечении ООО «Венгерские вина» к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ с взысканием штрафа в размере 287120 руб. 80 коп. за неполную уплату акциза на вина, производимые на территории РФ. и отказала в возмещении налогового вычета в размере 758567 руб., обязала уплатить налог и пени в размере 717802,50 руб. и 34741,62 руб.

Решение принято по материалам камеральной налоговой проверки  Общества, проведенной на основе налоговой декларации по акцизам  на подакцизные товары за март 2005 г.

В ходе проверки налоговая инспекция установила нарушение предприятием п.2 ст.200 НК РФ, поскольку сырьё используемое предприятием для производства подакцизных товаров, не относится к подакцизным товарам, так как является обработанным виноматериалом и в силу п.п.3 п.1 ст.181 НК РФ не входит в перечень алкогольной продукции, относящейся к подакцизным товарам.

Налоговый орган в качестве основания для признания полученной продукции виноматериалом указывает на различие упаковки виноградного вина и виноматериалов. Согласно ГОСТУ Р 51149-98 потребительской тарой для вина являются бутылки с маркировкой федеральными и региональными специальными марками как того требует ст.12 ФЗ от 22.11.95г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в то время как полученный Обществом товар был разлит в бочки, что применимо к виноматериалам.

Заявленный Обществом налоговый вычет по сырью в сумме 1435590 руб. 00 коп. признан налоговой инспекцией неправомерным.

В соответствии с пунктом 1 ст.200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза  по подакцизным товарам, определенную по ст. 194 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно п.2 ст.200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).

Перечень подакцизных товаров определен в ст.181 НК РФ.

В силу п.п.3 п.1 ст.181 НК РФ подакцизными товарами признается алкогольная продукция, в том числе вина, за исключением виноматериалов.

Представленные по делу документы (счета-фактур, расчетные документы, товарно-транспортные накладные, акты приемки винопродукции, сертификаты соответствия, удостоверения качества и санитарно-эпидемиологические заключения), а также пояснения сторон свидетельствуют о поступлении в адрес ООО «Венгерские вина» подакцизного товара – вино виноградное специальное крепкое «Портвейн 72», Портвейн 777» и «Портвейн 33», которое и было использовано Обществом при производстве своей продукции.

То обстоятельство что поступившая в адрес Общества продукция упакована в бочки емкостью 22 дал, ( не соответствует  ГОСТУ Р 51149-98 – действующий), на которых отсутствуют специальные марки, не является основанием для отказа в налоговых вычетах, так как законодатель не поставил налоговые вычеты по подакцизным товарам в зависимость от вида упаковки вина, поступившего от поставщика.

Отсутствие маркировки специальными марками акцизного сбора.

Данное требование не основано на нормах действующего законодательства, т.к.

- п.2 ст.12 абзац 1 Федерального Закона РФ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает обязательную маркировку алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции.

В рассматриваемом случае вино закупалось в транспортной таре (ГОСТ 17527-2003 п.п. 15,37) – бочках, в соответствии с действующими государственными стандартами оно не являлось готовой алкогольной продукцией. С ним в части должны быть произведены следующие производственные операции: розлив в потребительскую тару (ГОСТ 17527-2003 п.п. 16.44), упаковка, маркировка, подготовка к транспортированию и хранению (ГОСТ 51149-98), нанесен знак соответствия при обязательной сертификации (ГОСТ 50546-92), представлена необходимая информация для потребителя (ГОСТ Р 51074-2003), так же должна быть проведена маркировка специальными марками акцизного сбора и обеспечение другой документацией в соответствии с требованиями Федерального закона № 171-ФЗ.

Таким образом, действующими государственными стандартами в понятие производство алкогольной продукции включены вышеназванные технологические операции и только после их проведения алкогольная продукция становится самостоятельным готовым к применению товаром с большей степенью обработки.

Статьей 5 Федерального Закона №171-ФЗ к ведению Российской Федерации отнесено введение обязательной маркировки специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции производимой и реализуемой на территории Российской Федерации. В настоящее время для подтверждения легальности оборота алкогольной продукции введены следующие специальные марки:

- региональные специальные марки (абзац 4 п.2 ст.12 Федерального Закона № 171 –ФЗ, Постановление Правительства РФ № 723 от 01.10.02г.) – наносятся на алкогольную продукцию произведенную на территории РФ и предназначенную для розничной продажи. В рассматриваемом случае процесс производства не был закончен, соответственно продукция не была предназначена для розничной продажи.

-акцизные марки (абзац 3 п.2 ст.12 Федерального Закона № 171-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 1008 от 04.09.99г.) – наносятся на алкогольную продукцию ввозимую на таможенную территорию РФ.

Причем освобождение от маркировки алкогольная продукция разлита в упаковку (тару) емкостью более 25 литров, т.е. разлитая в транспортную тару.

-федеральные специальные марки (абзац 2 п.2 ст.12 Федерального Закона № 171-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 212 от 11.04.03г.) – наносятся на алкогольную продукцию, произведенную на территории РФ. Причем нанесение марок предусмотрено только на один вид потребительской тары – бутылки.

Применительно к рассматриваемому случаю продукция в потребительскую тару – бутылки была не разлита.

Невозможность нанесения специальных марок на использовавшуюся транспортную тару подтверждает Письмо Федеральной Налоговой Службы № ШТ – 6-07/255 Q от 01.04.05г. «О таре используемой для розлива вин и ее маркировке» в котором в связи с введением ГОСТ-Р 52267-2004 (устанавливает новый вид потребительской тары – бочонок (кег) емкостью 50 и 30 литров) дается разъяснение, что производить их маркировку будет возможно только после внесения соответствующих изменений в постановление Правительства № 212.

Каких-либо других требований по маркировке специальными марками алкогольной продукции находящейся в транспортной таре ни одним нормативным документом не установлено.

Не может быть признана в соответствии с абзацами 8 и 9 ст.26 Федерального Закона № м171–ФЗ закупка вина в транспортной таре с целью его дальнейшего использования для производства алкогольной продукции без маркировки специальными марками алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте, т.к. не завершен процесс ее производства и отсутствуют такие составляющие понятия «оборот», данные ст.2 того же закона как «поставка» и «розничная продажа».

Ст.12 ФЗ № 171ФЗ запрещает нанесение специальных марок на какую-либо иную алкогольную продукцию. Кроме того ответственность за нанесение специальных марок несут собственники (владельцы) алкогольной продукции (п.6 ст.12 Федерального Закона № 171-ФЗ) – в рассматриваемом случае – поставщики.

Вся алкогольная продукция изготовленная в дальнейшем ООО «Венгерские вина» и отгруженная для розничной продажи была маркирована в установленном порядке.

Непредставление налогоплательщиком:

- Заключения Министерства Сельского хозяйства и продовольствия согласованного с министерством по налогам и сборам о невозможности нанесения специальных марок,

- Справки территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам об оплате акцизов в отношении отгруженного количества немаркированной  алкогольной продукции в нестандартной таре.

Эти требования предъявлены ООО «Венгерские Вина» со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 320 от 22.03.99г. «О порядке освобождения от маркировки производимой на территории РФ алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять  маркировку специальными марками».

Применение при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности названного Постановления, истребование заключения и справки, не законно, т.к. данное постановление относится только к сувенирной продукции.

Справки территориальных органов ФНС об оплате акцизов в соответствующие бюджеты поставщиками вина по отгруженной для ООО «Венгерские Вина» алкогольной продукции представлены в Межрайонную ИМНС №1 по Санкт-Петербургу.

Вывод межрайонной ИМНС №1, о том, что используемое в процессе производства вино является обработанным виноматериалом, т.е. не подакцизным товаром.

ООО «Венгерские Вины» закупало по договорам готовое вино. При поставке продавцами представлены следующие документы:

-копии удостоверений о государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции на все виды поставленного вина;

-копии сертификатов соответствия на все виды поставленного вина;

-копии санитарно-эпидемиологических заключений на все виды поставленного вина;

-сопроводительные документы (ТТН, счета-фактуры с выделенным акцизом, справки к ТТН (раздел А) на все виды поставленного вина;

-приемка продукции осуществлялась в соответствии с ГОСТ-Р 51144-98г. «Продукты винодельческой промышленности, правила приемки и методы отбора проб». Данный ГОСТ предусматривает правила приемки вина в транспортной таре - бочках;

-качество поступающего вина, его соответствие характеристикам отраженным в сопроводительных документах проверялось собственной лабораторией ООО «Венгерские Вина» имеющей  соответствующую аккредитацию (аттестат аккредитации № SP 01.03.053.019).

-качество поступающего вина, его соответствие характеристикам отраженным в сопроводительным документах дополнительно проверялось независимой лабораторией -Федеральным государственным учреждением «Центр испытания и сертификации Санкт-Петербург», имеющим право сертифицировать выпускаемую продукцию, выдавать сертификаты производителям, подтверждать качество и осуществлять контроль за производителями (аттестат аккредитации № РОСС RY.0001.21 ПН 87).

-никаких технологических операций с поступившим вином пред осуществлением розлива не производилось.

Гост 7208-93 в части требования по физико-химическим показателям предъявляет разные требования к вину и виноматериалам:

№ п/п

Требования ГОСТ

Пункт

Вино

Виноматериал

Органолептика:

1

Розливостойкость

2.2.1

+

+

2

Прозрачность

2.2.1

+

+

3

Осадок

2.2.1

+

+

4

Посторонние включения

2.2.1

+

+

5

Опалесценция

2.2.1

+

+

6

Цвет

2.2.1

+

Не установлено

7

Аромат (букет)

2.2.1

+

Не установлено

8

Вкус

2.2.1

+

Не установлено

9

Сахар

2.2.5

+

Не установлено

10

Титруемые кислоты

2.2.5

+

Не установлено

11

Спирт

2.2.5

0,50 %

0,2% до 0,4%

Массовая концентрация:

12

Летучие кислоты

2.2.6

+

+

13

Сернистая кислота

2.2.7

+

+

14

Приведенный экстракт

2.2.8

+

+

15

Железо

2.2.9

+

+

16

Медь

2.2.9

+

+

17

Свинец

2.2.9

+

+

Гост 7208-93 предусматривает выдержку (хранение) готовых вин определенные периоды времени (от 6 месяцев до 1,5 лет) без розлива в бутылки (вина выдержанные, марочные, коллекционные).

-Гост Р-5149-98 предусматривает розлив в бутылки именно вин, а не виноматериалов, имеет другое название и не распространяется на виноматериалы.

-Готовые вина для дальнейшего производства перевозятся в транспортной таре.

-В винодельческой промышленности действуют утвержденные правила транспортирования вин и виноматериалов в железнодорожных, автомобильных цистернах, бочках. Правила предъявляют различные требования, как к перевозке вин и виноматериалов, так и по различным видам вин.

-Международный кодекс технологических приемов в виноделии предусматривает правила перевозки вина наливом.

- Приказ ГТК РФ № 45 от 19.01.04г. утвердил «Перечень этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в котором вина и виноматериалы включены в разные разделы перечня, имеют разные коды ТН ВЭД России. Ввоз вин на территории РФ допускается без маркировки акцизными марками и не связан с упаковкой в потребительскую тару.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 104, 105, 167, 170, 176, 201,  Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Признать недействительным решение МИ ФНС РФ № 1 по СПб от 05.07.2005 г. № 222 о привлечении ООО «Венгерские вина» к налоговой ответственности.

2.Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца а Тринадцатый арбитражный суд.

Судья                                                                                        Галкина Т.В.