Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
“29” марта 2007 г. Дело №А56-32603/2006
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: председательствующий судья Т.В. Королева, судьи: Александрова Е.Н., Гранова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Королевой
рассмотрев заявление ОАО «Водотеплоснаб»
к Совету депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского Муниципального района Ленинградской области
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области»
о признании незаконным решения
при участии
от заявителя: ФИО1 (дов. № 04 от 10.01.2007 г.)
от ответчика: пом. главы МО ФИО2 № 02 от 29.06.2006 г.)
от третьего лица: ФИО3 (дов. от 25.05.2006 г.)
ФИО4 (дов. № 18/01-22 от 16.03.2007 г.)
установил:
Заявитель – ОАО «Водотеплоснаб» (далее Общество) обратился с заявлением к Ответчику Совету депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского Муниципального района Ленинградской области (далее Совет) о признании незаконными положений п.п. 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения № 1 к Решению Совета от 21.03.2006 г. № 15, об обязании представительного органа местного самоуправления привести указанные положения в соответствие с Приказами ЛенРТК №№ 1-п, 2-п от 30.01.2006 г. и № 10-п от 31.01.2006 г. в части тарифов, установленных ОАО «Водотеплоснаб» для группы потребителей 1 «население», признании незаконным бездействия Совета по установлению порядка возмещения разницы между платежами за коммунальные услуги, рассчитанными с использованием цен и тарифов, установленных органом местного самоуправления для населения и платежами, рассчитанными исходя из экономически обоснованным тарифом на коммунальные услуги ОАО «Водотеплоснаб» для населения, установленных Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области на 2006 г.
В судебном заседании Общество заявило ходатайство об отказе от части требований:
Относительно обязания Совета депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского Муниципального района Ленинградской области привести пункты 7, 8,9,10 графы 4 Приложения № 1 к Решению Совета от 21.03.2006 г. № 15 в соответствие с Приказами ЛенРТК №№ 1-п, 2-п от 30.01.2006 г. и № 10-п от 31.01.2006 г. в части тарифов, установленных ОАО «Водотеплоснаб» для группы потребителей 1 «население»;
А также относительно признания незаконным бездействия Совета по неустановлению порядка возмещения разницы между платежами за коммунальные услуги, рассчитанные с использованием цен и тарифов, установленных данным органом местного самоуправления для населения, и платежами, рассчитанными исходя из экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги ОАО «Водотеплоснаб» для населения, установленных Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области на 2006 г.
Ходатайство удовлетворено судом на основании ст. 49 АПК РФ, в связи с чем в этой части производство по делу подлежит прекращению.
С учетом ходатайства Общество поддерживает требование о признании недействующим положений п.п. 7,8, 9, 10 графы 4 Приложения № 1 к Решению Совета депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского Муниципального района Ленинградской области от 21.03.2006 г. № 15.
По мнению Общества оспариваемое решение принято за пределами компетенции Совета, нарушает его права, а кроме того, Советом нарушены пункты 4, 5 статьи 4 Федерального Закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», определяющих разграничение полномочий по регулированию тарифов между органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Совет депутатов МО «Всеволожское городское поселение» против удовлетворения заявленного требования возражал, ссылаясь на то, что имел полномочия на установление тарифов для населения в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», а при установлении оспариваемых тарифов руководствовался предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными ЛенРТК на основании приказа ФСТ России №853-э/4 от 29.12.2005 и ценами на коммунальные услуги, действовавшими в 2005 году.
ЛенРТК считает, что решение Совета находится за пределами предоставленных ему полномочий и не соответствует Федеральному Закону № 41-ФЗ от 14.04.1995 г.
Администрация поддерживает позицию Общества и ЛенРТК.
Стороны изложили свои позиции, представили пояснения и доказательства.
Выслушав доводы всех участников процесса, рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд находит требования Общества подлежащими удовлетворению, а возражения представителя Совета депутатов отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 4 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Общество осуществляет свою деятельность на территории всего Всеволожского муниципального района Ленинградской области, и потребители МО «Всеволожское городское поселение» потребляют менее 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг Общества. Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и тепловую энергию для ОАО «Водотеплоснаб» относится к компетенции ЛенРТК.
Совет депутатов МО «Всеволожское городское поселение» не имел полномочий на установление тарифов (цен) на водоснабжение и водоотведение. Совет депутатов также не имел полномочий на установление тарифов (цен) на услуги центрального отопления и горячего водоснабжения, отличающихся по величине (с учетом пересчета Гкал в м3 горячей воды и м2 отапливаемой площади) от тарифов на тепловую энергию (в Гкал), установленных ЛенРТК для ОАО «Водотеплоснаб».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» одним из общих принципов регулирования тарифов является установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности регулируемой организации с учетом полного возмещения обоснованных затрат регулируемой организации (принцип экономической обоснованности тарифов). Аналогичная по содержанию норма закреплена в статье 4 Федерального закона №41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».
Экономически обоснованные тарифы на 2006 год для всех категорий потребителей ОАО «Водотеплоснаб» (включая население МО «Всеволожское городское поселение») были утверждены Приказами ЛенРТК №№1-п, 2-п от 30.01.2006 и №10-п от 31.01.2006 г.
Общество представило в материалы дела расчет, свидетельствующий о несоответствии цен, установленных Советом депутатов МО «Всеволожское городское поселение» тарифам, установленным ЛенРТК. Совет депутатов МО «Всеволожское городское поселение» возражений по данному расчету не представил.
Соответственно, расчеты граждан, проживающих на территории МО «Всеволожское городское поселение», с ОАО «Водотеплоснаб» по ценам (тарифам), установленным Советом депутатов МО «Всеволожское городское поселение» и отличающимся от экономически обоснованных тарифов, установленных приказами ЛенРТК, влекут за собой недополучение ОАО «Водотеплоснаб» необходимой суммы выручки от реализованной продукции, что нарушает права и законные интересы ОАО «Водотеплоснаб» в сфере экономической деятельности.
Ссылка Совета депутатов на Приказ ФСТ России №853-э/4 от 29.12.2005 и на приказ ЛенРТК №12-п от 07.02.2006 «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год» не принимается судом, так как указанные нормативные правовые акты не предоставляют Совету депутатов прав устанавливать тарифы, регулирование которых относится к компетенции ЛенРТК.
Кроме того, указанные нормативные правовые акты регламентируют вопросы утверждения предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Предельные индексы ограничивают совокупный платеж граждан за весь комплекс оказываемых коммунальных услуг. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.
Соответственно, у Совета депутатов отсутствовали правовые основания для установления цен (тарифов) на конкретные виды услуг, исходя из предельных индексов и стоимости услуг в предшествующий период (2005 г.).
Руководствуясь статьями 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими положения п.п. 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения № 1 к Решению Совета депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского Муниципального района Ленинградской области от 21.03.2006 г. № 15 как несоответствующих ст. 6 Федерального закона №41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и п.п. 4 и 5 ст. 4 Федерального Закона №210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства».
В остальной части производство по делу прекратить.
.
Решение суда вступает в силу немедленно.
На решение Арбитражного суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Судьи Т.В. Королева
Е.Н. Александрова
Е.А. Гранова