НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2004 № А56-17480/04

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург

«27» октября  2004 г.                                                                                  Дело № А56-17480/04

Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи   В.В. Захарова

при ведении протокола судебного заседания судьей В.В.Захаровым

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Мостоотряд №19»

к  МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя: Казаков Н.А. по дов. №3895/08 от 31.12.03 г.

от ответчика: Цоц С.В. по дов. №03-09/Д38 от 08.06.04 г.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточнив предмет заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ, просит суд признать недействительным Решение МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу №10-31/191 от 26.04.04 г. в следующей части:

1.По ЕСН (п.2.1, 2.2, 2.3 Решения) в сумме 226 237 руб.

2.По ЕСН (п.2.3.1 Решения) в сумме 224 696,70 руб.

3.По пени по НДФЛ (п.1.3., 1.4., 1.5., 1.6 Решения) в сумме 29 848,57 руб.

4.По пени по ЕСН (п.2.5 Решения) в сумме 157 774,56 руб.

5.По штрафным санкциям (п.1.2 Решения) в сумме 54 624,31 руб.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует.

По результатам выездной налоговой проверки ОАО «Мостоотряд № 19» налоговой инспекцией был составлен Акт №3 от 10.03.2004 г.

Заявитель представил возражения по Акту.

Налоговым органом по этому Акту проверки с учетом возражений было принято 26.04.2004 г. Решение №10-31/191.

Согласно Решению № 10-31/191 ОАО «Мостоотряд № 19» привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 17583 рубля согласно пункта 1.1 Решения, виде штрафа в размере 56430,16 рублей согласно пункта 1.2 Решения. Пунктом 2.1 Решения налогоплательщику предлагается уплатить налоги по НДФЛ в сумме 19304 рубля, по ЕСН в сумме 459964,04 рубля, а также пени по НДФЛ в сумме 42244 рубля, по ЕСН сумме 163898,13 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. По НДФЛ (пункты 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 Решения, пункты 2.1.3 «б»; 2.1.4 «а»; 2.1.5 «а»; 2.1.5 «б» Акта проверки).

Налогоплательщиком подоходного налога является физическое лицо – получатель дохода, а не налоговый агент.

Согласно п.2 ст.45 НК РФ обязанность налогоплательщика считается исполненной момента удержания налога налоговым агентом.

Если налоговой агент не удерживает сумму налога, то обязанность физического лица согласно ст.45 считается неисполненной, что влечет направление налоговым органом требования физическому лицу об уплате недоимки и соответствующей пени, а также взыскание штрафа за налоговое правонарушение.

Согласно статье 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Взыскание с налогового агента суммы не удержанного налога является дополнительным видом ответственности, не установленным Налоговым кодексом РФ, поскольку у налогового агента изымаются собственные денежные средства.

Налоговым органом (приложение № 1 к Решению «Расчет пени по недобору НДФЛ») начислены пени в сумме 40162,54 рубля со всей суммы не удержанного налога.

Однако налоговый орган не учитывает, что из тринадцати работников, восемь работников уволены.

Подтверждающая первичная документация имеется в материалах дела.

2. По ЕСН (пункты 2.1; 2.2; 2.3 Решения, пункты 2.2.2 «а»; 2.2.2 «б»; 2.2.2 «в» Акта проверки).

Объект обложения единым социальным налогом установлен статьей 236 Налогового кодекса РФ. При этом в пункте 4 названной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 г. №166-ФЗ) не признаются объектом налогообложения выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников, если эти выплаты производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доход организации. Оснований для ограничительного толкования данной нормы не имеется.

Таким образом, выплаты, не относящиеся на себестоимость, а оплачиваемые за счет прибыли предприятия, не облагаются единым социальным налогом.

Следует учесть тот факт, что налоговые последствия зависят от источника указанных выплат: либо эта прибыль предприятия, либо иные средства (например: средства, полученные от дочерних компаний). Если данные выплаты произведены из других источников, не за счет прибыли предприятия, то начисляемые работодателем выплаты для работников являются материальной выгодой для них и по общему правилу облагаются единым социальным налогом.

ОАО «Мостоотряд № 19» правомерно не исчислило единый социальный налог с суммы за счет прибыли, направленных на оплату обучения работников и членов их семей, на оплату стоимости путевок, на оплату лечения работников и членов их семей.

Документы, подтверждающие выплаты по пунктам 2.2.2 «а», «б», «в» Акта за счет
прибыли имеются в материалах дела.

Таким образом, начисление ЕСН за 2001 год в сумме 109218 рублей за оплату обучения, в сумме 73154,29 рубля за отплату стоимости путевок, в сумме 43865,30 рублей за оплату лечения работников (общая сумма 226237,59 руб.) незаконно.

3. По ЕСН (пункт 2.3.1 Решения, пункт 2.2.2 «г» Акта проверки).

При решении вопроса о правомерности применения налоговых льгот к суммам выплат в пользу иностранных граждан по ЕСН за 2001 г. (пункт 2.2.2 «г» не в полной мере учтены требования пункта 1.11.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» в части ссылки на какие-либо нормативные документы.

ОАО «Мостоотряд №19» применило налоговые льготы к суммам выплат в пользу иностранных граждан по ЕСН в соответствии с пунктом 2 статьи 239 НК РФ.

При применении абзаца 2 пункта 2 стати 239 НК РФ следует учитывать, что в случае если условия договора заключенного между налогоплательщиками, указанными в п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства, закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.

Статьей 8 Закона РСФСР от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что «Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров РФ».

Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 г. №1488 утверждено Положение «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации». Настоящее Положение не распространяется на иностранных граждан, работающих в РФ по трудовым договорам.

С иностранными гражданами – работниками ОАО «Мостоотряд №19» в 2001 году между работодателем (ОАО «Мостоотряд №19») и иностранными гражданами существовали трудовые отношения в соответствии со ст. 18 КЗоТ РФ. Часть 2 статьи 18 КЗоТ РФ устанавливает порядок приема на работу посредством оформления приказа (распоряжения) администрации предприятия, учреждения организации, который объявляется работнику под расписку. В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.1992 г. Трудовой договор (контракт) считается заключенным, если выполнение работы без издания приказа (распоряжения) поручено должностным лицом, обладающим правом приема на работу.

В настоящее время при выплате пособия по временной нетрудоспособности следует руководствоваться «основными условиями обеспечения пособия по государственному социальному страхованию», утвержденным постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 г. №191 «О пособиях по государственным социальным страхованиям». Согласно п. 8 указанного постановления основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок.

Пункт 1.10 инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава России от 19.10.1994 г. №206 и постановлением ФСС России от 19.10.1994 г. №201 предписывает российским гражданам, что при возращении из-за границы документы, подтверждающие временную утрату трудоспособности, подлежат замене на больничный лист.

Порядка назначения выплаты страхового обеспечения иностранным гражданам по выданным им листкам нетрудоспособности, вышеперечисленными документами не предусмотрено.

Таким образом, начисление ЕСН в 2001 году в сумме 224696,87 руб., в том числе по фондам: ФСС - 118158,07 руб., ФФОМС - 5809,63 руб., ТФОМС – 100 729,17 руб. неправомерно.

4. По ЕСН (приложение № 3 к Решению).

Согласно инструкции от 10.04.2000 г. №60 (Минюст №2259 от 07.06.2000 г.) «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» (пункт 1.11.2) по каждому факту налогового правонарушения должны быть четко изложены: вид налогового правонарушения, обстоятельства его совершения; оценка количественного и суммарного расхождения между данными налогоплательщика и данными, установленными в ходе проверки.

Соответствующие расчеты должны быть включены в Акт.

Однако, ни в Акте (приложение № 4), ни в Решении (приложение № 3) расчет пени по ЕСН не разграничен пунктами Акта проверки по нарушениям.

5. По штрафам (пункт 1 .2 Решения, Приложение № 2 к Решению).

В связи с уменьшением сумм налога, подлежащих уплате, размер штрафных санкций подлежит уменьшению соответственно.

При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

РЕШИЛ :

Признать недействительным Решение МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу №10-31/191 от 26.04.04 г. в следующей части:

1. По ЕСН (п.2.1, 2.2, 2.3 Решения) в сумме 226 237 руб.

2. По ЕСН (п.2.3.1 Решения) в сумме 224 696,70 руб.

3. По пени по НДФЛ (п.1.3., 1.4., 1.5., 1.6 Решения) в сумме 29 848,57 руб.

4. По пени по ЕСН (п.2.5 Решения) в сумме 157 774,56 руб.

5. По штрафным санкциям (п.1.2 Решения) в сумме 54 624,31 руб.

Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                        В.В. Захаров