НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2005 № А56-19860/04

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

“02 ”  августа   2005 г.                                                                     Дело №А56-19860/2004

Резолютивная  часть  решения  объявлена 26.07.2005 г.

                                                           Решение  изготовлено  в  полном  объеме  02.08.2005  г.

Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи              Королевой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Королевой  Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО  «ЛЕТО»

к  Инспекции  ФНС  РФ      по  Московскому  району   Санкт-Петербурга

о  признании  недействительным  решения

при  участии

от  заявителя: адвоката  Тихонова  И.О.  (дов.  от 31.12.2004 г.)

от  ответчика:   гл. спец. ю\о  Баженовой И.Н.  (дов.  № 18/3425  от 18.02.2005 г.)

установил:

           ЗАО  «ЛЕТО»   (далее  Общество)   обратилось  в  суд  с  заявлением  о  признании  частично  недействительнымиРешения  Инспекции  ФНС  РФ   по Московскому  району   Санкт-Петербургу  (далее  Инспекция)  от  11.05.2005 г.  № 04/75   в  следующей  части: п. 1.1  резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере  130.273 руб. ; п. 1.2. резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере 12.164 руб. 40 коп.; п. 1.3  резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере  203.300  руб.;  п. 3 «а»  резолютивной  части  Решения – в  части  обязания  перечислить  в  бюджет сумму задолженности  по  НДФЛ  в  размере  1.324.771 руб. – в  полном  объеме, а  в  части  ЕСН  - в  размере 60.823 руб.; п. 3 «б»  резолютивной  части  Решения – в  части  взыскания  пеней   в  размере  24.775 руб.;  п. 3  «в»  резолютивной  части  Решения – в  части  взыскания  пеней  на  сумму  ЕСН, своевременно  не  перечисленного  в  бюджет  в  размере  23.509 руб.

           Инспекция  требования  отклонила, ссылаясь  на  то, что  при  проверке  Общества  установлено  несвоевременное  перечисление  в  бюджет  НДФЛ, задолженность  по  НДФЛ  2.223.756 руб.; занижение  налогооблагаемой  базы  по  НДФЛ  по  следующим  выплатам:

суммы,      выданные   работникам   под   отчет   и   списанные   без   документального подтверждения;

суммывыплатподоговоруб/№от 29.11.02г.
на услуги по организации перевозок;

в нарушение пп. 3 п.1 ст.218, ст.226 Налогового Кодекса РФ при исчислении налога на доходы физических лиц налоговый вычет в размере 400 рублей на налогоплательщика за  
каждый месяц налогового периода предоставлен без учета дохода по прежнему месту работы (отсутствует справка с прежнего места работы);

•     в нарушение ст.210 НК РФ не удержан налог на доходы физических лиц с сумм выплат на
приобретение жилья (« за освобождение жилых площадей в общежитии» ;

•           в нарушение ст.210, п.З ст.217 НКРФ оплата питания в гостинице по командировочным  расходам .

в нарушение п.2 ст.224 НКРФ неправильно применена налоговая ставка в отношении   материальной выгоды от заемных средств (применена ставка 13% вместо 35%). г).

в нарушение ст.24, п.2 ст.230 НКРФ сведения о выплаченных доходах в налоговый  орган представлены не в полном объеме. Отсутствуют сведения о доходах:

от продажи акций,

о выплаченных дивидендах бывшим работникам ЗАО «Лето»;

о доходах, полученных за освобождение жилой площади в общежитии;

о доходах, выплаченных нотариусам;

о доходах по договору за оказание транспортных услуг (форма 2-НДФЛ).

Установлен факт занижения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу:

уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по ЕСН за 2002,2003гг по не принятым к зачету актами проверок ФСС больничным листам представлены не в полном объеме, указанные суммы не перечислены в бюджет (что подтверждено актами проверок ФСС №9с/с от 29.01.03, №2755 от 16.12.04, сданными расчетами по
авансовым платежам и налоговыми декларациями по ЕСН);

нарушены положения п. 1 ст.236, ст.237 НКРФ в 2002-2003 годах в налоговую базу по
ЕСН не включены выплаты физическому лицу (Перехрест В.В.) за выполнение работ по договору б/№ от 29.11.02г. на услуги по организации перевозок, (выплата 19.12.02 п/п №3043,17.03.03п/п№341).

нарушены п.4  ст.243  НК РФ  отсутствуют индивидуальные карточки учета сумм  начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета по ЕСН за 2002-2003 года.

           Стороны   раскрыли  друг  другу  все  документы  и  доказательства  и  согласились  рассмотреть  дело  в  этом  же  судебном  заседании  по  существу.    

           Руководствуясь  ст. ст. 136, 137  АПК  РФ  суд  определил:

1.Закончить  подготовку    дела  к  судебному разбирательству;

2.Рассмотреть  дело  по существу  в  этом  же  судебном  заседании.

           Выслушав  доводы  обеих  сторон, и  рассмотрев  материалы  дела,  оценив  имеющиеся  в  деле  документы, суд  находит  требования  Общества  законными, обоснованными  и подлежащими  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

           Как  следует  из  материалов  дела, по  результатам  выездной  налоговой  проверки  правильности  исчисления своевременности  уплаты  налога  на  доходы  физических  лиц  (НДФЛ)  и  сумм  единого  социального  налога  (ЕСН)  за   период с 01.01.2002 г.  по  01.03.2005 г.  Общества,  Инспекцией  принято  Решение  № 04/75  от  11.05.2005 г.  о  привлечении  Общества   к  налоговой  ответственности  (л.д. 13-18).

           Решение  Обществом  обжалуется  частично.

           Последовательность  изложения  решения  соответствует   последовательности, определенной   Обществом  в  заявлении, а  также  акту  и  решению  Инспекции.

                        По  эпизоду  НДФЛ

           Из  п. 4  Решения  Инспекции  следует, что  Инспекцией  выключены  в  сумму  задолженности  по  налогу    на доходы физических лиц НДФЛ, исчисленный и удержанный с зарплаты за февраль
2005 года в сумме 617279 рублей.

Между  тем,  в нарушение требований ст.89 НК РФ и Решения Инспекции, налоговая проверка (в части налога на доходы физических лиц) проведена за период времени, не соответствующий периоду, указанному в Решении Зам.руководителя ИМНС от 22 марта 2005 г. № 04/67 и в акте налоговой проверки.

В  соответствии  с  Решением и актом, период финансово-хозяйственной деятельности Общества, за который проводилась проверка (в части НДФЛ) оканчивался      01 марта 2005 г, тогда  как, Инспекция  неосновательно  включила в сумму задолженности исчисленный налог за февраль 2005 г. в сумме 617279 руб., обязанность по уплате которого возникла только 09 марта 2005 г.

Сумма задолженности по НДФЛ должна быть уменьшена до 707492 руб.,  а размер пени, исчисленной по указанному основанию  составит   216064 руб.

Инспекция   вменяет  Обществу   неправомерное   непредставление   сведений   о   доходах, полученных индивидуальным предпринимателем Перехрестом В.В. за услуги по организации  перевозок по договору за 2002-2003 гг. и не удержание с него сумм НДФЛ.

В  соответствии  с  требованиями  п.2 ст. 230 НК, организация вправе не представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальному предпринимателю, если он предъявил организациидокументы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве ПБОЮЛ и постановку на учет в налоговых органах.

Такие документы ПБОЮЛ Перехрестом В.В. в ЗАО «ЛЕТО» были предъявлены.

В договоре, заключенном   Обществом  с предпринимателем, имелись необходимые для его идентификации в качестве ПБОЮЛ реквизиты (ИНН, адрес, р/счет и т.д.).

Кроме  того, согласно п.п.. 1 п.1 и п.2 ст. 227 НК РФ ПБОЮЛ самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Общество  в  данном  случае  не  может  являться  налоговым агентом для ПБОЮЛ,  в с вязи  с  чем  ссылка  Инспекции  на  ст. 230  Налогового  кодекса  РФ неосновательна  и  отклоняется  судом..

Аналогичная  аргументация    касается  требования  Инспекции   о  непредставления сведений о доходах, полученных от Общества нотариусами (5
человек за 2002-2003 гг.).

В силу положений п.2 ст. 11 НК РФ, частные нотариусы для целей Кодекса приравнены к индивидуальным предпринимателям.

Специальные нормы, п.п.. 2 п. 1 и п. 2 ст. 227 НК РФ, так же свидетельствуют об отсутствии в данном случае у организации обязанностей налогового агента.

Инспекцией вменяется в вину  Обществу непредоставление сведений о доходах физических лиц за 2002 г. и 2003 г. в количестве 564 человек, в том числе 315 человек, которыми были получены доходы от продажи принадлежащих им акций ЗАО «ЛЕТО».

           Судом  установлено, что  по отношению к указанной группе граждан ЗАО «ЛЕТО» не являлось налоговым агентом, поскольку в соответствии с п.п.. 2 п.1, п.п. 2, 3 и 4 ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога по суммам, полученным от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, указанные лица осуществляют   самостоятельно  и  положения ст. 230 НК РФ к отношениям по вышеуказанным доходам не применяются.

По  эпизоду  ЕСН

В п. 2  «б» Решения (п.  3.6 Акта) Инспекцией  установлен факт занижения  налогооблагаемой  базы  по   ЕСН  по   доходам,   полученным  Перехрестом   В.В., оказывавшим   Обществу  услуги по организации перевозок.

Индивидуальный  предприниматель Перехрест В.В., оказывавший организации в 2002-2003 гг. услуги по организации перевозок, является индивидуальным предпринимателем, и в соответствии с подп . 2 пункта 1 ст. 235 НК РФ и п.п. 1, 2, 4 и 5 ст. 244 НК РФ самостоятельно исчисляет и уплачивает ЕСН.

           Таким образом, исчисленные в п. 3.6 акта проверки сумма ЕСН в размере 60823 руб. и пени в размере 22749 руб. по указанному основанию  предъявлены  Обществу  неосновательны.

В    п.    2    «в»    Решения    (п.    3.9    Акта)    Обществу вменяется  отсутствие «индивидуальных карточек» по ЕСН на физических лиц в
количестве 3744 шт. за 2002-2003 гг.

           Пункт 4 ст. 243 НК РФ  не содержит требования по ведению индивидуальных карточек по ЕСН, а  устанавливается обязанность налогоплательщика вести учетсумм начисленных выплат и иных видов вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Определенная форма ведения учета п. 4 ст. 243 НК РФ не установлена.

Требование  Инспекции  неосновательно

           С  учетом  изложенного  доводы  Инспекции  суд  отклоняет.          

Руководствуясь статьями 167-170  Арбитражного процессуального кодекса РФ,   арбитражный суд

РЕШИЛ:

           Признать  частично  недействительным  Решения  Инспекции  ФНС  РФ   по Московскому  району   Санкт-Петербургу  от  11.05.2005 г.  № 04/75   в  следующей  части: п. 1.1  резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере  130.273 руб. ; п. 1.2. резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере 12.164 руб. 40 коп.; п. 1.3  резолютивной  части  Решения – в  части  наложения  штрафа  в  размере  203.300  руб.;  п. 3 «а»  резолютивной  части  Решения – в  части  обязания  перечислить  в  бюджет сумму задолженности  по  НДФЛ  в  размере  1.324.771 руб. – в  полном  объеме, а  в  части  ЕСН  - в  размере 60.823 руб.; п. 3 «б»  резолютивной  части  Решения – в  части  взыскания  пеней   в  размере  24.775 руб.;  п. 3  «в»  резолютивной  части  Решения – в  части  взыскания  пеней  на  сумму  ЕСН, своевременно  не  перечисленного  в  бюджет  в  размере  23.509 руб.

           Возвратить   Обществу  государственную  пошлину  в  порядке  гл. 25.3  Налогового  кодекса  РФ

   На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Т.В. Королева