НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 № А56-21344/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 декабря 2020 года Дело № А56-21344/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг»

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям

об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-025; об отмене представления от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022

при участии

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – Унанян Г.Л. по доверенности от 06.11.2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» (далее – ООО «Форд Соллерс Холдинг», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее – Управление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-025; об отмене представления Управления от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022.

Решением суда первой инстанции от 20.06.2019 представление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022 признано незаконным и отменено, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2019 решение суда первой инстанции от 20.06.2019 оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 21.01.2020 решение суда первой инстанции от 20.06.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2019 оставлены без изменения

Определением Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2020 №307-ЭС20-5995 по делу №А56-21344/2019 решение суда первой инстанции от 20.06.2019, постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2019 и постановление суда кассационной инстанции от 21.01.2020 отменены в части признания незаконным и отмены представления Управления от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 судебное заседание и предварительное судебное заседание назначено на 30.11.2020.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель Управления против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, 01.02.2019 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении № КСЗ-01/19-025 в отношении ООО «Форд Соллерс Холдинг» было вынесено постановление, в соответствии с которым ООО «Форд Соллерс Холдинг» в декабре 2018 года осуществило автомобильным видом транспорта (А428ЕС67/НТ853) экспорт в Германию продукции, не подконтрольной Россельхознадзору, на деревянных поддонах-паллетах без маркировочного знака, обозначающего соответствие карантинным фитосанитарным требованиям международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ № 15.Нотификация EU 123931 от 12.12.2018 года.

Управление посчитало, что в действиях (бездействиях) ООО «Форд Соллерс Холдинг» имеются признаки нарушения обязательных требований законодательства:

- Международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ № 15, согласно которому, используемые при экспорте древесные упаковочные материалы должны быть свободны от коры, вредителей древесины и их ходов, а также подвергнуты обеззараживанию методом термообработки или фумигации бромистым метилом. В подтверждение произведенного метода обеззараживания, на древесные упаковочные материалы должны быть нанесены маркировочные знаки, разработанные национальными службами защиты (карантина) растений. Форма специального знака международного образца, обозначающего соответствие подкарантинной продукции - древесного упаковочного материала, карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения, утверждены приказом МСХ РФ от 15.03.2017 № 123;

- ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон о карантине растений), согласно которому перевозимая в виде древесных упаковочных или крепежных материалов подкарантинная продукция, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара маркируется специальным знаком международного образца, обозначающим соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера;

- п. 10 ч. 1 ст. 32 Закона о карантине растений, в соответствии с которым граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

01.02.2019 Управление составило протокол № КСЗ-01/19-025 об административном правонарушении, которым квалифицировало данные действия (бездействие) ООО «Форд Соллерс Холдинг» как административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно Нотификации EU 123931 от 12.12.2018 дата совершения нарушения карантинных фитосанитарных требований международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ № 15 - 07.12.2018.

Управление, учитывая положения ст. 4.5 КоАП РФ, посчитало, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В связи с этим Управление на основании ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ вынесло постановление от 15.02.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № КСЗ-01/19-025 в отношении ООО «Форд Соллерс Холдинг» в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности административного правонарушения.

В то же время Управление вынесло представление от 15.02.2019 № КСЗ-01/19-022, которым обязало Общество:

1) принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений законодательства в области карантина растений.

2) обеззараживать и наносить на древесные упаковочные материалы маркировочные знаки, разработанные национальными службами защиты (карантина) растений. Форма специ­ального знака международного образца, обозначающего соответствие подкарантинной про­дукции - древесного упаковочного материала, карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения, утверждены приказом МСХ РФ от 15.03.2017 № 123;

Управление указало, что в соответствии с ч.2 ст. 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рас­смотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» обжаловало в арбитражный суд постановление от 15.02.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № КСЗ-01/19-025 и представление от 15.02.2019 № КСЗ-01/19-022.

Решением суда первой инстанции от 20.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2019 и постановлением суда кассационной инстанции от 21.01.2020, представление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022 признано незаконным и отменено, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.

При первоначальном рассмотрении, установив, что на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении истек срок давности привлечения общества к административной ответственности за вменяемое нарушение, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого постановления административного органа о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 24.5 КоАП РФ, и отказал обществу в удовлетворении требований в указанной части.

Вместе с тем, ссылаясь на то, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в силу положений статьи 29.13 КоАП РФ выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого представления административного органа, вынесенного на основании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, и удовлетворили требования Общества в указанной части.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2020 №307-ЭС20-5995 по делу А56-21344/2019 решение суда первой инстанции от 20.06.2019, постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2019 и постановление суда кассационной инстанции от 21.01.2020 отменены в части признания незаконным и отмены представления Управления от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Верховный суд поддержал довод административного органа о том, что в оспариваемом постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указаны установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, в том числе и обстоятельства, связанные с событием совершенного обществом правонарушения, и указал, что административный орган имел право вынести оспариваемое представление.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона о карантине растений перевозимая в виде древесных упаковочных или крепежных материалов подкарантинная продукция, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара маркируется специальным знаком международного образца, обозначающим соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера».

Международным стандартом по фитосанитарным мерам (далее – МСФМ) № 15, установлено, что используемые при экспорте древесные упаковочные материалы должны быть свободны от коры, вредителей древесины и их ходов, а также подвергнуты обеззараживанию методом термообработки или фумигации бромистым метилом. В подтверждение произведенного метода обеззараживания, на древесные упаковочные материалы должны быть нанесены маркировочные знаки, разработанные национальными службами по карантину и защите растений. Форма специального знака международного образца, обозначающего соответствие подкарантинной продукции - древесного упаковочного материала, карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения, утверждены приказом Минсельхоза России от 15.03.2017 № 123

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Закона о карантине растений граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Использование древесного упаковочного материала при отгрузке товаров на экспорт без наличия специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, нарушает порядок вывоза и ввоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), за что ст. 10.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Материалами дела подтверждается, что Общество нарушило требования ч. 3 ст. 25, п. 10 ч. 1 ст. 32 Закона о карантине растений, Международного стан­дарта по фитосанитарным мерам МСФМ № 15 вследствие ненадлежащего контроля за исполнением обязательных требований при вывозе подкаран-тинной продукции.

В рассматриваемом случае Управление доказало правомерность вынесенного представления и доказало несостоятельность доводов, представленных Обществом в обоснование своих доводов (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Учитывая изложенное, суд считает, что представление Управления от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022 является законным и обоснованным.

Таким образом, требование заявителя о признании незаконным представления не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении требования о признании незаконным представления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 15.02.2019 №КСЗ-01/19-022 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.