НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2017 № А56-17943/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 июля 2017 года                                                              Дело № А56-17943/2017

Резолютивная часть решения объявлена июля 2017 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савченко Э.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Энергомодуль"

заинтересованноелицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киришском районе Ленинградской области

о признании недействительным решения от 26.12.2016 № 05701715ИД0010085/33

при участии

от заявителя – Андриянов М.О., доверенность от 03.07.2017

от заинтересованного лица – Широнина Н.В., доверенность от 05.07.2017

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергомодуль" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области от 26.12.2016 № 05701715ИД0010085/33.

Согласно ст. 47 АПК РФ  в случае, если во время судебного разбирательства суд установит, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, суд производит замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

03.07.2017 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киришском районе Ленинградской области и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области реорганизовано путем слияния с образованием нового юридического лица - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное), о чем 03.07.2017 ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области внесена запись о регистрации в ЕГРЮЛ (ОГРН 1174704008511 ИНН 4727003932 КПП 472701001).

В соответствии с п. 1 ст. 58 Гражданского Кодекса РФ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) является правопреемником УПФР в Киришском районе Ленинградской области и УПФР в Тосненском районе Ленинградской области, с переходом всех прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства.

На основании изложенного, суд полагает необходимым в данном случае произвести замену заинтересованного лица на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное).

В судебное заседание 25.07.2017 явились представители заявителя и заинтересованного лица.

 Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Участвующие в деле лица заявили, что ими представлены все доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и принятия решения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

В период с 04.10.2016 по 02.12.2016 Управлением была проведена выездная проверка ООО «Энергомодуль» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 года по 31.12.2015.

В ходе проверки Управлением установлено, что ООО 'Энергомодуль" не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

По результатам проверки составлен акт от 02.12.2016 года № 05701715ИД001085/33.

26.12.2016 Управлением вынесено решение № 05701715ИД001085/33, в соответствии с которым ООО "Энергомодуль" доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ по специальностям «Электрогазосварщики» и «Кровельщик» в размере 131 753 ру6. за период 2013-2015 года.

Кроме того, ООО "Энергомодуль" было привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) в размере 26 350,60 руб.. за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу, а также начислены пени в размере 29 461,66 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьи  200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом № 212-ФЗ.

В силу положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закон N 212-ФЗ был дополнен статьей 58.3 согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется с 1 января 2013 года на период 2013 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 4 процента (часть 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 2 данной статьи с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий» должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 2320000019756); маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-13450); кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок (раздел XXVII "строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", код позиции 2290000а-13201).

В соответствии с п.5 Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г, N 29 «Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени;

При этом 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной опенки условий труда.

Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Между тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2,1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").

С учетом изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, проведенной до 01.01.2014, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными, т.е. присвоен 1-й или 2-й класс условий труда.

Согласно Договору № 304/10-АРМ на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ООО "Энергомодуль" от 06.12.2010, общество привлекло для проведения аттестации рабочих мест ООО "Северо-Западный центр охраны труда".

Согласно Акту сдачи-приемки работ по Договору аттестации от 28.01.2011 ООО "Энергомодуль" приняло, а ООО " Северо-Западный центр охраны труда» передало результат работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Общая стоимость работ составила 40 180 руб., которые были оплачены истцом по платежным поручениям № 1440 от 28.12.2010  и № 1439 от 28.12.2010.

В соответствии с картами аттестации работах мест вышеуказанных профессий фактическое время воздействия вредных и опасных веществ не превышает в целом 80%, кроме того уровень воздействия вредных веществ находится в пределах допустимых. На основании чего специалисты по аттестации установили класс условий труда профессий из Списка №2 как "допустимый".

Кроме того в картах аттестации рабочих мест по условиям труда по строке 040 указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.

Суд полагает, что у Общества отсутствует обязанность по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов с выплат работникам, занятых на таких профессиях как электрогазосварщик, кровельщик.

Ре­шение Управления от 26.12.2016 № 05701715ИД001085/33 не соответствует  нормам Закона № 173-ФЗ, Закона №421-ФЗ,  Закона N 212-ФЗ,

Вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой: определение Верховного Суда РФ №301-КГ15-17887 от 24.12.2015 года, определение Верховного Суда РФ №307-КГ15-18130 от 22.01.2016 года,   постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2015 года по делу № А44-1480/2015.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного оспариваемое решение надлежит признать недействительным.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по госпошлине относятся на Управление.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тосненском районе Ленинградской области от 26.12.2016 № 05701715ИД001085/33.

2.Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Энергомодуль" расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб.

3.Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Галкина Т.В.