НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2021 № А56-8758/2021

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 июня 2021 года                                                              Дело № А56-8758/2021

Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года . Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинтяпиной Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании 18.05.2021 – 25.05.2021 дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Всеволожская селекционная станция»,

заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ленинградской области,

о признании недействительными решений от 12.10.2020 № 723 и №07-05/52, об обязании возместить НДС в размере 5 702 725 руб.

при участии

от заявителя:  Иванова О.В. по доверенности от 02.02.2021;

от заинтересованного лица: Занько Ю.М. по доверенности от 12.03.2021, Красильникова Е.В. по доверенности от 20.01.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Всеволожская селекционная станция» (далее – Общество, ООО «ВСС», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 2 по Ленинградской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 12.10.2020 № 723 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 12.10.2020 №07-05/52 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также об обязании Инспекции возместить налог на добавленную стоимость в размере 5 702 725 руб.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Представители Инспекции против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.

В судебном заседании 18.05.2021 объявлен перерыв до 13 час. 15 мин. 25.05.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2019 года, в которой заявило налоговые вычеты в сумме 5 702 725 руб.

Инспекцией в период с 27.01.2020 по 27.03.2020 проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 15.05.2020 № 910 (далее – акт проверки), по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлено дополнение от 27.08.2020 к акту проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки, включая представленные Обществом возражения, Инспекцией вынесено решение от 12.10.2020 № 723 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 12.10.2020 № 07-05/52 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которые направлены в адрес налогоплательщика 19.10.2020 по ТКС и получены им 20.10.2020.

Решением от 12.10.2020 № 07-05/52 ООО «ВСС» отказано в возмещении заявленной  суммы налога на добавленную стоимость в размере 5 702 725 руб. 

Кроме того, согласно решению от 12.10.2020 № 723 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлено, что Обществом, освобожденным от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ неправомерно приняты к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым налогоплательщиком, в размере 6 399 735 руб.

Вышеназванные решения налогового органа были обжалованы путем подачи апелляционных жалоб от 16.11.2020 в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области. Решением УФНС по Ленинградской области от 18.12.2020 №16-21-06/19248@ апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, Общество направило налоговому органу уведомление от 27.12.2017 № 26398587 о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН) и с 01.01.2018 в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.2 НК РФ является плательщиком ЕСХН. 

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции).

Плательщики ЕСХН до 01.01.2019 не признавались налогоплательщиками НДС, за исключением «ввозного» НДС и НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ. Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С 01.01.2019 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 №335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 3 статьи 346.1 НК РФ, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, признаются плательщиками НДС.

Однако, этим же Законом внесены дополнения в пункт 1 статьи 145 НК РФ, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (НДС), при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности установленных по годам суммовых критериев (100 миллионов рублей за 2018 год).

Тем не менее, данные налогоплательщики имели право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС при выполнении условий, установленных статьей 145 НК РФ. Для того чтобы воспользоваться данным правом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны были представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, соответствующее письменное уведомление по установленной Минфином РФ форме.

Общество, применяющее систему налогообложения ЕСХН, представило 20.01.2019 в налоговый орган соответствующее письменное уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС. Таким образом, с 01.01.2019 налогоплательщик не уплачивал НДС, и, соответственно, не имел  право на применение налоговых вычетов по НДС.  

Пункт 2 статьи 145 НК РФ устанавливает запрет на применение освобождения от уплаты НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также организаций, указанных в статье 145.1 НК РФ, а именно организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 данной статьи.

Пунктом 5 статьи 145 НК РФ предусмотрено, что если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение. 

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Таким образом, обретение хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДС наделяет его правом на применение налоговых вычетов, а в случаях превышения их суммы над суммой НДС от реализации – правом на возмещение положительной разницы, согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ.  

Как следует из материалов дела, 24.07.2019 Общество совершило разовую операцию по реализации своему взаимозависимому лицу – ООО «Ленинградский сборочный завод» дизельного топлива объемом 100 литров, которое на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 181 НК РФ отнесено к подакцизным товарам. Осуществление данной операции  подтверждается представленными в материалы дела универсальным передаточным документом от 24.07.2019 № 44 и платежным поручением от 25.07.2019 №565 на его оплату.

Руководствуясь пунктами 4 и 5 статьи 145 НК РФ, налогоплательщик посчитал себя утратившим право на налоговое освобождение от уплаты НДС с 3 квартала 2019 года и представил в налоговый орган налоговую декларацию с исчисленной суммой налога к уплате 19 587 руб. Поскольку при камеральном контроле указанной  декларации налоговый орган не потребовал от Общества документов и сведений об осуществленных им операциях и пояснений о причинах представления лицом, использующим налоговое освобождение, декларации по НДС, Общество посчитало, что налоговый орган подтвердил утрату им права на налоговое освобождение от уплаты НДС с данного налогового периода.

27.01.2020 Общество представило налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 5 702 725 руб.

Инспекция при проведении камеральной налоговой проверки данной декларации, на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, в целях контроля за правомерностью налоговых вычетов по НДС, затребовала у налогоплательщика соответствующие документы и пояснения, а также осуществила аналогичные встречные контрольные мероприятия в отношении покупателя дизельного топлива – ООО «Ленинградский сборочный завод».

На основании полученной при камеральном контроле декларации за 4 квартал 2019 год информации, налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении Обществом вычетов по НДС. По мнению Инспекции, налогоплательщик, руководствуясь ошибочным толкованием положений пунктов 4 и 5 статьи 145 НК РФ без учета пункта 2 названной статьи, необоснованно посчитал себя утратившим право на освобождение от уплаты НДС, начиная с предыдущего налогового периода – с 3 квартала 2019 года. По итогам проведенной проверки налоговым органом приняты решение от 12.10.2020 № 723 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 12.10.2020 № 07-05/52 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В своем заявлении Общество в обоснование требования о признании недействительными вышеуказанных решений Инспекции указывает, что налоговым органом нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, поскольку Инспекция необоснованно использовала сведения об операции по реализации подакцизного товара, совершенной Обществом ранее в 3 квартале 2019 года, и с которой налогоплательщик связывает утрату своего права на освобождение от уплаты НДС. Кроме того, по мнению заявителя, налоговый орган пришел к неправомерному выводу о том, что «разовая» операция по реализации дизельного топлива не влечет для Общества утрату права на освобождение от уплаты НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, не связанной с реализацией подакцизного товара, по смыслу правового регулирования, отраженному в абзаце 2 пункта 5 статьи 145 НК РФ

Инспекция считает доводы налогоплательщика безосновательными в связи с тем, что при камеральной налоговой проверке Инспекция не вышла за пределы своих процессуальных полномочий, а совершенная налогоплательщиком сделка по реализации дизельного топлива не соответствует положениям пунктов 2, 4, 5 статьи 145 НК РФ об утрате права на налоговое освобождение, вследствие чего Обществу правомерно отказано в применении вычетов по НДС за 4 квартал 2019 года.

В пунктах 2.1, 2.2 Определения от 12.07.2006 № 266-О Конституционный Суд РФ указал, что при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При этом обязанность документального подтверждения права на налоговый вычет лежит не на налоговом органе, а на налогоплательщике, заявившем о применении вычета.

Указанная обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика согласно положениям статьи 88 НК РФ только при условии направления налоговым органом соответствующего требования.

Положения пункта 7 статьи 88 НК РФ ограничивают налоговый орган в полномочиях по истребованию в рамках камеральной проверки дополнительных сведений и документов, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, исключением является контроль за правомерностью налоговых вычетов при камеральной проверке декларации, в которой налог заявлен к возмещению (пункт 8 статьи 88 НК РФ). Аналогичная правовая позиция отражена в абзаце 3 пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013,  Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №267-О и пр.

В рассматриваемом случае право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС, заявленных им в налоговой декларации за 4 квартал 2019 года, неразрывно связано с произошедшей, по утверждению самого Общества, в предыдущем налоговом периоде утратой налогового освобождения, следовательно, Инспекция правомерно и обосновано исследовала совершенные в 3 квартале 2019 года операции по реализации подакцизных товаров.

При камеральном контроле декларации по НДС за 4 квартал 2019 года Инспекция не производила никаких корректировок (доначислений) налоговых обязательств Общества за 3 квартал 2019 года, следовательно, довод налогоплательщика о проведении повторной камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2019 года не основан  на фактических обстоятельствах дела.

Арбитражный суд считает обоснованной позицию налогового органа, основанную на применении к рассматриваемым обстоятельствам положений пункта 2 статьи 145 НК РФ по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Общество при бюджетном финансировании  приобрело в 3-4 квартале 2019 года сельскохозяйственную технику, оборудование и автомобили по стоимости, включающей в себя НДС 20%, вычет по которому заявить не имело право, при условии использования налогового освобождения от уплаты НДС согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ.

В силу прямого запрета, указанного в пункте 4 статьи 145 НК РФ, плательщик ЕСХН по своему волеизъявлению не мог отказаться от налогового освобождения.  Руководствуясь пунктом 5 указанной статьи, заявитель посчитал, что Общество утратит право на освобождение от уплаты НДС в результате совершения реализации подакцизного товара.  В указанных целях Общество в 3 квартале 2019 года выполнило разовую операцию по реализации подакцизного товара – 100 литров дизельного топлива ООО «Ленинградский сборочный завод», взаимозависимость с которым не оспаривается налогоплательщиком.

Однако из положений пункта 2 статьи 145 НК РФ следует, что организации и индивидуальные предприниматели утрачивают право на освобождение от обязанности плательщиков НДС, при условии продолжительности реализации подакцизных товаров – в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. По окончанию третьего из этих месяцев  налогоплательщик теряет право на освобождение от обязанности плательщика НДС за каждый из этих месяцев, начиная с 1-го числа месяца, в котором осуществлялась реализация подакцизных товаров  (абзац 2 пункта 5 статьи 145 НК РФ).

Из материалов дела следует и подтверждалось сторонами в судебном заседании, что сделка по реализации подакцизного товара в 3 квартале 2019 года (24.07.2019) была  единичной, в спорном налоговом периоде (4 квартале 2019 года) налогоплательщик не совершал операций по реализации  подакцизных товаров.

По мнению суда, Общество необоснованно исключает применение к  рассматриваемым обстоятельствам пункта 2 статьи 145 НК РФ и неправомерно руководствуется только положениями пунктов 4 и 5 статьи 145 НК РФ.

Положения пункта 1 статьи 145 НК РФ с 01.01.2019, в отличие о ранее действующей редакции, предоставляет право на налоговое освобождение от уплаты НДС двум категориям налогоплательщиков: лицам, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей, а также организациям и предпринимателям, применяющим ЕСХН, с суммой доходов за предыдущий налоговый период – 2018 год, не превышающей 100 млн. руб. (за 2019 год – не более 90 млн. руб.).

Согласно пункту 2 статьи 145 НК РФ положения данной статьи, то есть весь объем нормативного регулирования освобождения от уплаты НДС, в том числе условий об его утрате в связи с реализацией подакцизных товаров в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, распространяются на всех налогоплательщиков, пользующихся налоговым освобождением по НДС, как субъектов с низком доходом (менее 2 млн.руб. за три предшествующих календарных месяца), так и применительно к плательщикам ЕСХН (ссылка в пункте 2 статьи 145 НК РФ на налогоплательщиков, поименованных в статье 145.1 НК РФ, к рассматриваемым обстоятельствам не относится). Таким образом, именно пункт 2 статьи 145 НК РФ, в развитие положений пункта 1 данной статьи, устанавливает дополнительные  ограничения для обеих вышеуказанных категорий налогоплательщиков, использующих освобождение от уплаты НДС.

Положения пункта 4 статьи 145 НК РФ регулируют частные случаи  утраты права на налоговое освобождение, а именно, для лиц с незначительными доходами (абзац 1) и для плательщиков ЕСХН (абзац 2). Для первых законодатель установил возможность самостоятельного отказа от налогового освобождения, для вторых исключил возможность  отказа от освобождения от уплаты НДС по собственному волеизъявлению. Однако право на использование налогового освобождения исключается в случае его утраты, идентичном для обеих категорий налогоплательщиков, а именно, согласно формулировке абзацев 1 и 2 пункта 4 статьи 145 НК РФ «…в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи».

В свою очередь, в положениях пункта 5 статьи 145 НК РФ законодатель раскрывает также идентичный для обеих категорий налогоплательщиков порядок утраты права на налоговое освобождение «…с 1-го числа месяца, в котором осуществлялась реализация подакцизных товаров…». Различие для субъектов с незначительным доходом и плательщиками ЕСХН определено данным пунктом только в последствиях утраты права на освобождение от уплаты НДС, первая категория лишаются права до окончания срока освобождения, а плательщики ЕСХН - безвозвратно.

Из указанного следует, что пункты 4 и 5 статьи 145 НК РФ, которыми руководствовался налогоплательщик, а также иные нормы НК РФ не содержат каких-либо особенностей, изъятий, ограничений, оговорок, исключающих применение, как к налогоплательщикам с незначительным доходом, так и к плательщикам ЕСХН, положений пункта 2 рассматриваемой статьи (о реализации подакцизных товаров на продолжении трех предшествующих последовательных календарных месяцев, влекущей утрату права на освобождение от уплаты НДС).

Таким образом, у налогоплательщика отсутствовали основания считать себя утратившим право на освобождение от уплаты НДС с 3 квартала 2019 года в результате осуществления единичной операции по реализации подакцизного товара, по причине несоответствия критерию, установленному пунктом 2 статьи 145 НК РФ, вследствие чего заявитель неправомерно отнес себя к плательщикам НДС и незаконно применил в 4 квартале 2019 года налоговые вычеты по операциям, не связанным с реализацией подакцизных товаров.

Вопреки доводам заявителя, суд не установил применение налоговым органом к рассматриваемым правоотношениям норм главы 14.3 НК РФ, регулирующих порядок определения доходов налогоплательщиков по сделкам между взаимозависимыми лицами. Заимствование Инспекцией формулировки разовой сделки из определения, приведенного в абзаце 2 пункта 9 статьи 105.7 НК РФ, согласуется с подтвержденным заявителем обстоятельством совершения единичной операции по реализации дизельного топлива.

Суд считает обоснованным применение налоговым органом к рассматриваемым обстоятельствам позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении  №313-О от 10.11.2002, что положение пункта 2 статьи 145 НК РФ в его конституционно-правовом истолковании не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами. Запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. В противном случае это лицо ставилось бы в неравное положение с другими лицами, реализующими только неподакцизные товары.

Отнесение с 01.01.2019 налогоплательщиков, применяющих систему ЕСХН, к категории лиц, освобожденных от уплаты НДС, заявивших о своем праве, при соблюдении  установленных пунктом 1 статьи 145  НК РФ критериев доходности, не противопоставляется позиции, отраженной в Определении №313-О, поскольку Конституционный Суд РФ разъяснил применение пункта 2 статьи 145 НК РФ, положения которого не претерпели каких-либо относимых к спорному вопросу изменений.

Кроме того, вышеуказанная позиция Конституционного Суда РФ согласуется с положениями пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в силу которого при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не учитываются доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2016 № Ф07-8271/2016 по делу № А44-9096/2015.

Также Общество ошибочно предполагает, что само по себе отсутствие у него раздельного учета операций, связанных с реализаций подакцизного товара и прочей осуществляемой им деятельностью, обеспечивает ему утрату права на освобождение от уплаты НДС. 

Пунктом 4 статьи 170 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по ведению раздельного учета НДС, и она распространяется на всех без исключения субъектов, у которых есть облагаемые операции и которые осуществляют деятельность без НДС.  Таким образом, право на применение налоговых вычетов по НДС не может быть поставлено в зависимость от неисполнения налогоплательщиком императивной нормы НК РФ, а именно, требования о раздельном учёте.

Кроме того, Инспекция на основании книги продаж Общества установила и отразила в своем решении, что налогоплательщик в 3 квартале 2019 года совершил разовую операцию по реализации 100 литров дизельного топлива, что подтвердил представлением УПД №44 от 24.07.2019, а также выполнил работы по расчистке земель от кустарника и м/лесья для ЗАО «Колтушская ПМК - 6». В последующих налоговых периодах налогоплательщик никаких операций с подакцизными товарами не осуществлял, что находит подтверждение в заявлении Общества, его возражениях на акт проверки, дополнение к нему и в апелляционной жалобе, а также в книгах продаж налогоплательщика. Таким образом, из двух совершенных Обществом в 3 квартале 2019 года операций по реализации товара (работ, услуг), одна связана с подакцизным товаром, вторая - не связана, следовательно, первая подлежит налогообложению НДС, а вторая - подпадает под налоговое освобождение от уплаты НДС. Таким образом, налоговым органом, на основании представленной самим налогоплательщиком информации установлен раздельный учет операций Общества. В 4 квартале 2019 года Общество совершало только освобожденные от налогообложения НДС в силу пункта 1 статьи 145 НК РФ операции по реализации товара (работ, услуг).

Учитывая вышеизложенное, решения Инспекции от 12.10.2020 № 723 и №07-05/52 об отказе в применении налоговых вычетов и об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость являются правомерными, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                         Анисимова О.В.