Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 июня 2010 года Дело № А56-1421/2010
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 01 июня 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Звонаревой Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клюевой Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области
к крестьянскому хозяйству Крюковой Людмилы Алексеевны
о взыскании 386 руб. 40 коп.
при участии
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: не явился
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области (сокращенное наименование УПФР в Приозерском районе Ленинградской области) (далее – Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства Крюковой Людмилы Алексеевны штрафа в сумме 386 руб. 40 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате от 23.06.2009 № 420 (исходящий номер 3955 от 24.06.2009).
В обоснование заявленного требования о взыскании штрафа Управление Пенсионного фонда ссылается в заявлении и в дополнении к нему от 04.02.2010 на то, что Крестьянское хозяйство является юридическим лицом, страхователем и на него возложена обязанность по предоставлению сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Лица, участвующие в деле, в соответствии со ст.123 АПК РФ считаются надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного разбирательства в суде первой инстанции. Спор рассмотрен в их отсутствие на основании части 3 ст.156 АПК РФ.
Исследовав материала дела, суд установил, что иск не подлежит удовлетворению.
#G0В соответствии с частью 3 #M12293 60 901806801 78 834667446 2697443001 2483551668 3137 2486836704 1020892632 391561456статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 167-ФЗ) отношения#S, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В #M12293 61 9017661 78 129574274 1331076236 309592705 1181899 4294967294 4294871840 2836пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ) #S предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В соответствии с частью 3 #M12293 0 9017661 1265885411 24261 2640336664 3232494294 4 860518155 691446 1793933296статьи 17 Закона N 27-ФЗ #S за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Как следует из постановления главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 26.05.1992 № 214/18 Крестьянское хозяйство было зарегистрировано в соответствии с Законом РФ от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», главой крестьянского хозяйства утверждена Крюкова Людмила Алексеевна.
Действующее на тот момент законодательство не обязывало крестьянские хозяйства регистрировать с соблюдением организационных форм, установленных гражданским законодательством. Закон от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст.9) (принятый до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ) наделял созданные крестьянские хозяйства статусом юридического лица. При этом согласно части 3 статье 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 30.10.2009 N 239-ФЗ - до 01 января 2013 года), вправе сохранить статус юридического лица на период до 01 января 2013 года.
Согласно сведениям о регистрации (форма по приложению № 1 к Временной инструкции о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР), крестьянское хозяйство Крюковой Л.А. поставлено на учет в Пенсионном фонде.
Сотрудником Управления Пенсионного фонда составлен акт от 28.05.2009 № 533 по факту обнаружения непредставления крестьянским хозяйством в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
Акт был направлен главе Крестьянского хозяйства Крюковой Л.А. с сопроводительным письмом от 29.05.2009 № 2881.
Крестьянское хозяйство возражений по акту не представило, своего представителя для рассмотрения материалов проверки не направило.
Управлением Пенсионного фонда было принято решение от 23.06.2009 № 420 о привлечении крестьянского хозяйства к ответственности за непредставление в установленный срок сведений в виде штрафа в размере 386 руб.40 коп.
Размер штрафа, как следует из объяснений Управления (письмо от 04.02.2010 № 277), определен исходя из размера страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2008 г.
Требование об уплате от 23.06.2009 № 420 (исходящий номер 3955 от 24.06.2009) в добровольном порядке заинтересованным лицом исполнено не было.
Требование Управления Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению, поскольку:
Согласно доводам Управления Пенсионного фонда, изложенным в письме от 04.02.2010, требование о взыскании штрафа заявлено к крестьянскому хозяйству как к юридическому лицу.
Как следует из статьи 6, подпункта 2 пункта 2 статьи 22, статьи 14 Закона № 167-ФЗ организации признаются плательщиками страховых взносов единого социального налога только в случае, если они выступают в качестве работодателей.
Согласно статьей 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог". То есть, в силу ст.ст. 235, 236 НК РФ у организаций возникает обязанность по уплате страховых взносов, если они производят начисления в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В нарушение части 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ Управлением Пенсионного фонда не представлено доказательств того, что Крестьянское хозяйство Крюковой Л.А. в 2008 г. (период, за который должны были быть взяты страховые взносы для исчисления суммы штрафа) использовало наемный труд, производило выплаты физическим лицам (в том числе и главе фермерского хозяйства).
Организации не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Согласно пункту 1 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 года N 148, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями и обязаны самостоятельно производить уплату фиксированных платежей.
При таких обстоятельствах, оснований для исчисления суммы штрафа, подлежащего уплате заинтересованным лицом, с размера фиксированного платежа, установленного для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, у Управления Пенсионного фонда не было. (Аналогичная позиция изложена в определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № ВАС-1071/09).
Заявителем не доказан размер примененной ответственности.
Кроме того, штраф не подлежит взысканию и с главы крестьянского хозяйства.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Закон № 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона № 27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
Следовательно, Закон № 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. (Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.09.2009 № 7802/09).
Однако в настоящем деле эти обстоятельства фондом не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, глава крестьянского фермерского хозяйства к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствовала обязанность представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.
При таких обстоятельствах и
руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области о взыскании с крестьянского хозяйства Крюковой Людмилы Алексеевны штрафа в сумме 386 руб. 40 коп. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Ю.Н.Звонарева