Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 июля 2014 года Дело № А56-39733/2014
Резолютивная часть решения объявлена июля 2014 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Пасько О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Электроника" (адрес: Россия 194064, Санкт-Петербург, Обручевых,5,литер.Б , ОГРН: 7847394741 );
к Пулковской таможне (адрес: Россия 196210, Санкт-Петербург, Стартовая,7,лит.А , ОГРН: 7821027144 );
о признании незаконными бездействия по не возврату излишне уплаченных таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченную таможенную пошлину
при участии
- от заявителя: ФИО2, по доверенности от 25.06.2014;
- от ответчика: ФИО3, по доверенности от 17.01.2014; ФИО4, по доверенности от 09.01.2014; ФИО5, по доверенности от 17.01.2014;
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействие Пулковской таможни по не возврату ООО «Медицинская Электроника» излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 10221010/310113/0003792, а так же об обязании Пулковской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Медицинская Электроника» путем возврата ему 2496615 руб. 94 коп. излишне уплаченных по ДТ № 10221010/310113/0003792 таможенных платежей.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что им обоснованно было возвращено без рассмотрения заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (входящий номер от 13.05.2014 № 7147) в связи с не представлением заявителем вместе с заявлением о возврате документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин и налогов.
Спор рассмотрен судом по существу.
Учитывая, что:
В январе 2013 года Заявитель на основании внешнеэкономического контракта от 03.12.2012 № 201301/01 МЕ заключенного с фирмой MEDITECHTRADESA (Швейцария) ввез на таможенную территорию таможенного союза и по декларации на товары № 10221010/310113/0003792 произвел декларирование следующих товаров:
- «имплантат кохлеарный CONCERTO, код ОКП 944480», (код ТН ВЭД 9021 90 1000 - «части и принадлежности слуховых аппаратов», ставка ввозной таможенной пошлины 5%);
- «часть системы кохлеарной имплантации: процессор речевой ОР1182в собранном виде с принадлежностями», код ОКП 944480 (код ТН ВЭД 9021 90 1000 -«части и принадлежности слуховых аппаратов», ставка ввозной таможенной пошлины 5%).
Производителем декларируемых товаров является фирма «MED-ELElektromedizinicsheGeraeteGmbH» (Австрия).
В силу п. 4 ч. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно «Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» от 22.11.1950 и Протокола к нему от 26.11.1976, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материаловобразовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему» ввозимые на территорию Российской Федерации товары, относящиеся к материалам образовательного, научного и культурного характера, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Пунктом 3 Постановления № 795 Федеральной таможенной службе предписано обеспечить таможенное оформление материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках вышеназванных Соглашения и Протокола, без взимания ввозных таможенных пошлин на основании подтверждений целевого назначения этих материалов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 Постановления.
Таким органом в рассматриваемом случае в соответствии с подпунктом г) пункта 4 Постановления N 795 является Федеральная служба по труду и занятости.
До момента таможенного оформления с целью получения подтверждения целевого назначения ввозимых товаров ООО «Медицинская Электроника» письмом исх. № 051/12 от 24.12.2012 обратилось в Роструд.
В предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30 дней Роструд не ответил заявителю.
В связи с чем на момент таможенного оформления товаров Заявитель не мог предоставить в Пулковскую таможню документ, подтверждающий целевое назначение товара.
Поэтому ООО «Медицинская Электроника» письмом исх. № 011/13 от 31.01.2013 обратилось в Пулковскую таможню с просьбой осуществить выпуск ввозимого груза с применением льготы по уплате таможенной пошлины до момента предоставления письма Роструда о целевом назначении товара. В качестве обеспечения выполнения своих обязательств заявитель просил разрешения внести денежные средства в сумме начисленной таможенной пошлины на депозит Пулковской таможни до 1 марта 2013 года.
Письмом от 28.02.2013 № 08-10/2229 таможней заявителю было отказано.
Платежным поручением № 23 от 30.01.2013 таможенная пошлина была уплачена в полном объеме.
04.03.2013 письмом № 707-ТЗ Роструд подтвердил, что ввозимые ООО «Медицинская Электроника» товары предназначены для обеспечения прогресса слепых и других лиц с физическими или умственными недостатками и подпадают под действие Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г. и Протокола к нему от 26 ноября 1976 г. (пункт (п) приложение Е к Протоколу) и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему".
В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу абз. 2 ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - Члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
12.05.2014 ООО «Медицинская Электроника» в Пулковскую таможню было подано заявление о возврате 2 496 615 руб. 94 коп. излишне уплаченных сумм таможенной пошлины.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм ответчик письмом от 19.05.2014 № 08-17/06627 «О возврате заявления и документов без рассмотрения» возвратил заявление ООО «Медицинская Электроника» без рассмотрения ввиду непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Вместе с тем все документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин и предусмотренные ч. 2 ст. 149 Федерального закона N 311-ФЗ таможне были предоставлены, а именно: заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 12.05.2014; оригинал платежного поручения № 23 от 30.01.2013; декларация на товары № 10221010/310113/0003792 от 31.01.2013 - нотариально заверенная копия; декларация таможенной стоимости - нотариально заверенная копия; нотариально заверенная копия Письма Федеральной службы по труду и занятости № 707-ТЗ от 04.03.2013, подтверждающего целевое назначение товара; объяснительная записка о сроках получения подтверждения целевого назначения товара от Федеральной службы по труду и занятости с приложениями; свидетельство о постановке на налоговый учет серия 78 № 008335161 - нотариально заверенная копия; свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 78 № 008335160 - нотариально заверенная копия; Решение учредителя № 1 от 09.09.2011 года - оригинал; Приказ о вступлении в должность генерального директора от 03.02.2012 - оригинал; нотариально заверенная копия паспорта генерального директора; выписка из ЕГРЮЛ от 12.12.2013 - нотариально заверенная копия; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате таможенных платежей, заверенный нотариально; уведомление от территориального органа федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 94031СНИ от 13.11.12 - нотариально заверенная копия; справка из банка ПСКБ о наличии счетов № 10-0-07/235 от 18.04.2014; копия регистрационного удостоверения № ФЗС 2011/09459 от 05.04.11; копия регистрационного удостоверения № ФЗС 2010/06382 от 04.03.10; копия Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2010 по делу N А56-56001/2009; копия Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2013 по делу N А56-63087/2012; копия Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2013 по делу N А56-63090/2012. В качестве документов, ранее представлявшихся в таможенный орган в вышеуказанном заявлении указаны: контракт № 201301/01 МЕ от 03.12.2012; генеральная спецификация № 1; спецификация на поставку № 1/2 от 09.01.12; инвойс № 201301/1/2 от 03.12.2012.
Таким образом, заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин вместе с совокупностью представленных документов позволяло таможне рассмотреть заявление по существу и принять решение о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин.
Довод таможни о том, что заявителем должны быть представлены надлежащие документы именно при декларировании товара является не правомерным, поскольку запрет на получение льготы в отношении выпущенного товара в случае, если подтверждающие документы не могли быть представлены в момент оформления таможенной декларации, законодателем не установлен. Законодатель не устанавливает срок получения подтверждения соответствия товаров Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950 и Протокола к нему от 26.11.1976, а закрепляет лишь право лица на получение льготы по уплате таможенной пошлины при наличии подтверждения уполномоченного органа о соответствии целевого назначения ввозимых товаров названному соглашению (письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 08.11.2012 № 02-18499/12 и от 07.09.2012 № 04-14978/12). По этой же причине не состоятелен и довод ответчика относительно отсутствия в письме Федеральной службе по труду и занятости информации о том, что эквивалент везенного товара не производиться в Российской Федерации и ввезен непосредственно организацией занимающийся образованием или оказанием помощи лицам с физическими или умственными недостатками. Указанная информация проверяется Федеральной службой по труду и занятости, а не таможенным органом и не подлежит оценке таможенным органом в случае представления декларантом соответствующего подтверждения Роструда.
Следовательно, бездействие таможни, выразившееся в непринятии решения о возврате в установленный законом срок по указанному заявлению излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по ДТ № 10221010/310113/0003792 является незаконным.
При таких обстоятельствах требования заявителя следует признать обоснованными и правомерными в полном объеме.
Поскольку требование заявителя об обязании Пулковской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи является способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя и дополнительно госпошлиной не оплачивается, то госпошлина в сумме 2000 руб. 00 коп. является изначально излишне уплаченной заявителем и подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Расходы заявителя по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. 00 коп. следует отнести на ответчика как сторону по делу.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным бездействие Пулковской таможни по не возврату ООО «Медицинская Электроника» излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 10221010/310113/0003792.
Обязать Пулковскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Медицинская Электроника» путем возврата ему 2496615 руб. 94 коп. излишне уплаченных по ДТ № 10221010/310113/0003792 таможенных платежей.
Взыскать с Пулковской таможни в пользу ООО «Медицинская Электроника» 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате госпошлины.
Выдать ООО «Медицинская электроника» справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. излишне уплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Пасько О.В.