НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2019 № А56-104590/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 ноября 2019 года                                                             Дело № А56-104590/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Терешенкова А.Г.,

рассмотрев дело по иску:

заявитель - Садоводческое некоммерческое товарищество "Полет-2" массива "учхоз" Сяськелевского сельского поселения (адрес:   Россия 188358, Гатчинский р-н, Ленинградская обл, массив Учхоз , ОГРН:   4702094658 );

заинтересованное лицо - МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 7 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (адрес:   Россия 188300, г ГАТЧИНА, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ГАТЧИНСКИЙ р-н, ул 7 АРМИИ 12А , ОГРН:   4701248536 );

об оспаривании постановления

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Полет-2" массива "учхоз" Сяськелевского сельского поселения (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ленинградской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 08-07/17492/8АР/ЮЛ от 19.09.2019г. о привлечении ТСН «Полет-2» массива «Учхоз» Сяськелевского сельского поселения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области (далее - МИФНС России № 7 но Ленинградской области. Инспекция) на основании поручения Управления ФНС России по Ленинградской области от 19.08.2019 № 23-11-1/2566-ЗГ@, основанным на обращении ФИО1 была проведена проверка ТСН «Полет-2» ИНН <***> по месту осуществления деятельности, расположенного по адресу: массив «Учхоз», территория ГСП Полет-2, Гатчинский р-н. Ленинградская обл., 188303 " по вопросу выполнения Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В ходе проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в российской Федерации» в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 238-ФЗ «О внесении изменений ...» (далее - Федеральный закон № 54-фФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-ФЗ), осуществленного в ходе административного расследования на основании определения о возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26.08.2019 № 08-07/17492/8АР по обращению гражданки ФИО1 от 09.08.2019 (вх.03432/ЗГ) и содержащего сведения о факте нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники СНТ «Полет-2», осуществляющего прием наличных денежных средств в качестве взносов за электроэнергию в здании правления ТСН «Полет-2», расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, массив Учхоз, ТСН «Полет-2», участок 371-А, установлено следующее:

27.07.2019 в здании правления ТСН «Полет-2», расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский .р-н, массив Учхоз, ТСН «Полет-2», участок 371-А с гражданкой ФИО1 произведен расчет наличными денежными средствами за электроэнергию. В момент расчета чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой, не был выдан, контрольно-кассовая техника не применялась. На требование оформить чек была выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № 600 от 27.07.2019г.

26.08.2019г. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 08-07/17492/8АР по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ. В ходе проверки установлено отсутствие у ТСН «Полет» зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12.09.2019г. Инспекцией в отношении ТСН «Полет-2» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением от 19.09.2019 N 08-07/174()2/8АР/ЮЛ ТСН «Полет-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Кроме того, 19.09.2019 Инспекцией вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому ТСН «Полет-2» необходимо принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 26.07.2019г. №238-ФЗ, контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории российской Федерации в обязательном порядке всеми и организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ в редакции от 26.07.2019г. №238-ФЗ. На основании положений статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О велении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) под взносами понимаются денежные средства, вносимые членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N 217-ФЗ и уставом товарищества.

Не согласившись с этим постановлением, Заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Причиной обращения ФИО1 явился факт невыдачи работником ТСН «Полет-2» ФИО2 (при приеме платежа за электроэнергию в размере 500,00 рублей) кассового чека, отпечатанного контрольно-кассовой техникой, что, по мнению МИФНС России № 7 по Ленинградской области, нарушает п.1 и 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ (ред. от 25.12.2018г.) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Согласно п.2 Закона № 54-ФЗ «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе».

В соответствии со ст. 1.1 «Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

Расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Феоералъного закона пои ри^чстшпи понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги».

Анализ вышеуказанных статей свидетельствует о том, что данный Закон распространяет свое действие на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью, продающие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги, т.е. извлекающие прибыль из своей деятельности.

В данном случае ТСН «Полет-2» является некоммерческим юридическим лицом, которое не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги (в том числе коммунальные, как указано в уведомлениях) за плату.

Налоговый орган не правильно трактует передачу денежных средств от члена садоводства в кассу за электричество в размере 500,00 рублей, обозначая его как «платеж». На самом деле, указанная передача денежных средств является взносом, а не платежом, что подтверждается представленными ранее в налоговый орган выпиской из Протокола общего собрания членов ТСН «Полет-2» № 17 от 23.06.2007г., а также приходными кассовыми ордерами (в качестве образцов), в которых отражается данный факт.

Довод Налогового органа о том, что ФИО1, оплатившая взнос за электроэнергию, имеет на праве собственности земельный участок в данном садоводстве, но не является его членом, в связи с чем, по мнению Налогового органа: «при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги лицам, не являющимся членами товарищества, ТСН «Полет-2» обязано применять контрольно-кассовую технику», является необоснованным, поскольку, ТСН принимает членские и целевые взносы для целей деятельности садоводства. Собранные денежные средства предназначены для оплаты расходов на содержание общего имущества ТСН, для оплаты работ, услуг исполнителям и поставщикам, в связи с чем, не являются доходом садоводства. Само ТСН за эти средства никаких работ не производит, товар не продает, услуг не оказывает.

Кроме того на момент внесения спорной суммы ФИО1 еще являлась членом товарищества, что следует из материалов дела. Таким образом, соответствующий довод Инспекции отклоняется судом.

Следовательно, данная ситуация не подпадает под понятие «расчеты» для целей применения ККТ, а ТСН не подпадает под понятие «пользователь» в трактовке Закона.

Кроме того, Сяськелевское сельское поселение, в котором расположено ТСН «Полет-2» входит в число отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление торговых операций или оказание услуг без применения контрольно - кассовой техники.

В соответствии с п.1. ст. 1.2. Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Так, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, а также Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-01-15/3431 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники»: «организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым-двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 названного Федерального закона.»

Таким образом, указанные положения предусматривают возможность не применять контрольно-кассовую технику в местностях, указанных в соответствующем перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В данном случае, «Перечень отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление торговых операций или оказание услуг без применения контрольно - кассовой техники» утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 20 ноября 2007 г. N 289 (в ред. Постановлений Правительства Ленинградской области от 14.02.2008 N 21, от 26.03.2008 N 54), в соответствии с которым (п.5 Перечня) Сяськелевское сельское поселение входит в число отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление торговых операций или оказание услуг без применения контрольно - кассовой техники.

Довод Налогового органа о том, что садоводство не входит в данный перечень, не соответствует действительности, поскольку, ТСН «Полет-2» относится к деревне Реболово, которая имеется в указанном перечне (п.5). При этом, данные территории не случайно отнесены к труднодоступным местам: в садоводстве отсутствует интернет связь, поэтому установление кассового аппарата невозможно. По этой причине, а также в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому садоводства должны принимать взносы безналично, ТСН «Полет-2» имеет банковский расчетный счет, куда и поступают членские и целевые взносы, в том числе и от собственников, не являющихся членами садоводства.

В редких случаях, когда гражданин не имеет возможности оплатить взносы безналично, садоводство принимает их наличными денежными средствами в кассу с выдачей приходного кассового ордера с указанием на нем всех необходимых реквизитов ТСН (в качестве образца прилагается копия приходного кассового ордера № 1045 от 27.07.2019г.)

При вынесении обжалуемого постановления Инспекцией не учтено, что действие ч. 2 ст. 14.5 частично приостановлено до 01.07.2020 (ФЗ от 03.07.2019 N 171-ФЗ).

Федеральным законом от 03.07.2019 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» действие ч. 2 ст. 14.5 было частично приостановлено, а именно, в соответствии со ст. 2 указанного Закона: «Приостановить до 1 июля 2020 года действие «частей 2» - «4» и «6 статьи 14.5» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N23, ст. 2776; N29, ст. 3599; 2010, N31, ст. 4208; 2016, N27, ст. 4223) в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

В данном случае Налоговый орган возбудил дело об административном правонарушении 22.08.2019г. (копия Определения прилагается) и признал виновным Заявителя 19.09.2019г., т.е. в период приостановки действия ч.2 ст. 14.5 КоАП.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

С учетом изложенного применительно к спорному правоотношению отсутствует и событие, и состав вмененного правонарушения.

Более того, даже если допустить правомерность выводов Инспекции вмененное товариществу правонарушение должно было быть квалифицировано как малозначительное (идентичная позиция было изложена Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 27.05.2019 по делу № А56-147893/2018).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Постановление Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ленинградской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 08-07/17492/8АР/ЮЛ от 19.09.2019г. о привлечении ТСН «Полет-2» массива «Учхоз» Сяськелевского сельского поселения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ признать незаконным и отменить.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                            Терешенков А.Г.