Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 апреля 2021 года Дело № А56-10948/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Шпачева Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:
истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу (191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, дом 46-48, литер А, пом. 39-Н, ОГРН 1047846000146);
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "ФАРШИРОВКА" (191124, Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, дом 10-12, литер Д, помещение 1-Н, ОГРН 1187847125575, ИНН 7842152286);
о взыскании неосновательного обогащения в размере 594 370 руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фаршировка» (далее – ООО «Фаршировка») о взыскании 594 370 руб. неосновательного обогащения. В качестве неосновательного обогащения взыскивается выплаченная ответчику субсидия.
Дело принято к производству и рассмотрено в порядке упрощенного производства.
От ООО «Фаршировка» поступил отзыв на иск, в котором ответчик просит в иске отказать. При этом ответчик ссылается на то, что не является недобросовестным получателем субсидии, что исключает ее возврат в бюджет.
Решением суда в форме резолютивной части от 12.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
От Инспекции поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением отдельных товаров).
В рассматриваемом случае государство предоставило субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства для компенсации затрат, которые возникли в связи с введением многочисленных ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции и препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 года (далее – Правила).
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о которой содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, в том числе, предусмотрено, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не мене 90 процентов от количества работников в марте 2020 года или может быть снижено не более чем на 1 человека.
ООО «Фаршировка» 07 мая 2020 года путем электронного документооборота подало заявление в Инспекцию о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года.
Проверив соблюдение предусмотренных Правилами условий (процессе проверки максимально автоматизирован и осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе переданных внешними источниками, без участия сотрудников налоговых органов) и сделав вывод о соответствии ООО «Фаршировка» установленным критериям, последнему была выплачена субсидия за апрель и май 2020 года в размере 594 370 руб.
В дальнейшем было установлено, что в информационных ресурсах налоговых органов сведения из ПФР о численности работников за апрель 2020 года при проверке соответствия критериям задвоены по причине технического сбоя и ошибочно составляют 88 работников.
В соответствии с информацией, поступившей из Пенсионного фонда России 30.07.2020, в марте 2020 года в ООО «Фаршировка» работало 49 человек, а в апреле – 44, что не соответствует критериям для получения субсидии, установленным пунктом 3 Правил, так как количество работников в апреле составляло по отношению к марту 89, 79 %, что менее 90 %.
Таким образом, Инспекция определила, что субсидия ООО «Фаршировка» за апрель и май 2020 года была предоставлена без законных оснований.
В связи с этим Инспекция на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с ООО «Фаршировка» неосновательное обогащение в размере 412 420 руб.
Между тем статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции является элементом государственной помощи и не регулируется гражданским законодательством. Статья 78 БК РФ указывает, что должен быть предусмотрен порядок возврата субсидии в бюджет.
В Постановлении Правительства от 24.04.2020 № 576 не указано о применении гражданского законодательства. Это Постановление предусматривает единственный случай возврата субсидии, а именно, искажение получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета.
Инспекция не ссылается на то, что ООО «Фаршировка» представило какие-либо недостоверные данные.
Излишняя выплата субсидии произошла по причине технического сбоя в информационных ресурсах. Ответчик не предоставлял в Инспекцию неверных или искаженных данных.
С учетом социальной направленности субсидии и ее расчета исходя из количества работников суд считает, что к возникшим отношениям подлежит применению по аналогии пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Кроме того, суд считает, что при определении процентного соотношения количества работников следует оперировать целыми числами, то есть в данном случае 89,79 % необходимо округлить до 90 %.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что ответчик не соответствует критериям, установленным для получения субсидии.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Шпачев Е.В.