НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2020 № А56-19314/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 июля 2020 года Дело № А56-19314/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 29 июля 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Захарова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Здобниковой Ю.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Благотворительный фонд поддержки культурных и социальных программ "Классика"

заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной Налоговой Службы России по Всеволожскому району Ленинградской области

о признании незаконным решения № 2214 о привлечении к налоговой ответственности от 22.10.2019

при участии

от заявителя: Паршина Ю.И. по доверенности от 15.10.2019 № б/н

от заинтересованного лица: Зенков А.В. по доверенности от 10.01.2020 № 04-24/00204, Бабенецкий О.В. по доверенности от 10.01.2020 № 04-24/00186

установил:

Благотворительный фонд поддержки культурных и социальных программ «Классика» (далее – заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) № 2214 о привлечении к налоговой ответственности от 22.10.2019.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей обеспечили. Заявитель поддержал заявленные требования, представители Инспекции возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, в порядке ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной Благотворительным фондом поддержки культурных и социальных программ «Классика». По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение о привлечении Фонда к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2019 № 2214, согласно которому налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 7 199 131 руб., пени по земельному налогу в размере 891 492 руб. 39 коп., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 331 706 руб. 50 коп.

Фонд, не согласившись с Решением Инспекции от 22.10.2019 № 2214, подал апелляционную жалобу. Решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 30.01.2020 № 16-21-03/01540@ решение Инспекции от 22.10.2019 № 2214 оставлено без изменений.

Не согласившисьс Решением Инспекции, считая его необоснованным и нарушающим права и законные интересы, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.

Фонд полагает, что ставка по земельному налогу в размере 0,3 % в отношении земельных участков применена им правомерно, основания для доначисления земельного налога по ставке 1,5 % у налогового органа отсутствовали, так как принадлежащие Фонду на праве частной собственности земельные участки не используются в предпринимательской деятельности.

Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Фонд в 2018 году являлся правообладателем на праве собственности 476 земельных участков с разрешенным видом использования – «для дачного строительства», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», которые расположены на территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; и 3 земельных участков (кадастровые номера 47:07:0957005:254, 47:07:0957006:304, 47:07:0957007:553) с разрешенным видом использования – «для сельскохозяйственного использования», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», которые расположены на территории муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Исчисление земельного налога на территории Российской Федерации производится в соответствии с Главой 31 НК РФ.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка, а именно в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

На территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный налог установлен в 2018 году Решением Совета депутатов муниципального образования Рахъинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.10.2017 № 21(170), пунктом 4 приложения которого, установлены налоговые ставки земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

На территории муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный налог установлен в 2018 году Решением Совета депутатов муниципального образования Щегловское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.11.2017 № 11.6/17, пунктом 6 которого установлена налоговая ставка земельного налога в размерах 0,3 процента в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В Постановлении от 30 июня 2011 года № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции: принцип деления земель по целевому назначению на категории - один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ); порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми ЗК РФ признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается ЗК РФ и ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации; при этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника.

Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.

Фонд является некоммерческой организацией, созданной для поддержки культурных и социальных программ путем осуществления деятельности в сфере культуры, образования, искусства, просвещения и духовного развития личности, что закреплено в пункте 2.1 Устава Фонда. Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности Фонда является «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в других группировки» и дополнительные виды деятельности: деятельность издательская, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, деятельность в области отдыха и развлечений.

В Постановлении от 08.11.2018 № 2725-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие ограничения на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» («для дачного строительства») не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (абз. 5 п. 3), и как следует из Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», возможность ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства коммерческими организациями не предусмотрена, это свидетельствует о невозможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для дачного строительства» («для дачного хозяйства»), принадлежащих коммерческой организации на праве собственности и зарегистрированных в установленном законом порядке. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации, и не могут распространяться на коммерческие организации, которые приобрели эти земельные участки для строительства дачного комплекса и их последующей реализации юридическим и физическим лицам в целях извлечения прибыли. Приведенное истолкование оспариваемых заявителем законоположений нашло отражение и в позиции Министерства финансов Российской Федерации, которое в письме от 11 февраля 2013 года № 03-05-04-02/3224 указало, что при исчислении земельного налога в отношении земельных участков из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для дачного строительства», «для ведения дачного строительства», «для дачного строительства с правом возведения жилого дома», принадлежащих коммерческим организациям на праве собственности, не может применяться налоговая ставка, установленная в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства» (абз.2-5 п. 3.1.)».

Судом установлено, что Фонд является некоммерческой организацией, земельные участки приобретены с целью их последующей передачи в государственную собственность для дальнейшего перераспределения между многодетными семьями. Таким образом, Фонд использовал принадлежащие ему на праве собственности земельные участки не для ведения коммерческой деятельности, что подтверждается договором дарения №5/1.6-28 от 22.07.2019, заключенным с Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, и договором дарения №12-2019/УРИ от 12.11.2019, заключенным Санкт-Петербургом в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. Налогоплательщиком в рамках рассмотрения материалов камеральной проверки были предоставлены доказательства использования данных земельных участков в благотворительной деятельности, предоставлены возражения, со ссылками на нормы налогового законодательства, подтверждающими отсутствие фактов использования данных земельных участков в коммерческой деятельности.

В подтверждение своей позиции при доначислении земельного налога Инспекцией представлены копии выписок о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, а также копия соглашения о расторжении договора купли-продажи №1-06/14 от 23.05.2016. Так, согласно данных выписок и соглашения, в 2017, 2018 годах Фондом был осуществлен возврат авансов по договору купли-продажи, что по мнению заинтересованного лица, указывает на осуществление Фондом коммерческой деятельности.

Данный довод заинтересованного лица отклоняется судом ввиду следующего.

В целях администрирования земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения – признаками коммерческого землепользования (для извлечения прибыли) могут являться – создание на соответствующей территории инфраструктуры, наличие фактов дальнейшей реализации участков (использование в предпринимательской деятельности), дальнейшая реализация юридическим и физическим лицам в целях извлечения прибыли, что нашло отражение в Письме ФНС России от 15.01.2019 №БС-4-21/279@; Письме ФНС России от 10.06.2019 года №БС-4-21/11156@; Письме ФНС России от 26.01.2018 года №БС-4-21/1390@.

Статья 39 НК РФ определяет - Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Статья 247 НК РФ дает понятие прибыли, в соответствии с которой под прибылью в целях настоящей главы признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Исходя из содержания Соглашения о расторжении договора купли-продажи №1-06/14 от 23.05.2016 следует, что данный договор был расторгнут сторонами до его полного исполнения. Налогоплательщик земельные участки не передал, регистрация перехода права собственности к покупателю не была осуществлена, полученные от покупателя авансы были возвращены в связи с расторжением данного договора. Никто из сторон договора за регистрацией перехода права собственности не обращался.

Кроме того, вышеуказанный договор купли-продажи, на который ссылается налоговый орган как на доказательство использования земельных участков в коммерческой деятельности, не относится к периоду, по которому проведена камеральная налоговая проверка, а именно к земельному налогу за 2018 год.

Следовательно, заинтересованным лицом не предоставлено допустимых и относимых доказательств фактического использования Фондом земельных участков в коммерческой деятельности (с целью извлечения прибыли).

Кроме того, правомерность применения пониженной ставки налоговой ставки земельного налога была предметом рассмотрения в рамках камеральной налоговой по земельному налогу за 2014, решением Инспекции от 24.08.2015 №46766 отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Фонда.

Абзац 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения применяется с 2007 года (ФЗ «216-ФЗ от 24.07.2007) и на момент принятия как оспариваемого решения, так и решения №46766 от 24.08.2015г. не изменялся.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 16.07.2004 № 14-П, определение от 12.07.2006 № 266-О), в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

Если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, принимая решение о правомерности применения налоговой ставки земельного налога в размере 0,3% в 2015 году, налоговый орган фактически одобрил правомерность применения Заявителем данной налоговой ставки на последующие периоды, при отсутствии изменений законодательства в этой области, а также, при условии неиспользования земельных участков с целью извлечения прибыли.

Факт уплаты земельного налога в полном объеме из расчета 12 месяцев владения по ставке земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости в сумме 1 677 603 рубля, подтверждается платежными поручениями, предоставленными Заявителем.

Согласно сведениям с сайта Росреестра земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957006:304 был снят с кадастрового учета 16.11.2015 года. Данный земельный участок был отчужден Фондом по Договору дарения от 22.06.2015 №07-2015/УРИК, что подтверждается копией свидетельства 47-АВ503183 от 24.07.2015, то есть Фонд в 2018 году не являлся правообладателем данного земельного участка и у него отсутствовала обязанность по уплате земельного налога за указанный участок в 2018 году.

Согласно оспариваемого решения сумма земельного налога за 476 участка составила 1167732 руб. при применении Фондом налоговой ставки 0,3%. Кроме того, подлежит уплате земельный налог за земельные участки, находившиеся в собственности Фонда, но не указанные в декларации (кад. № 47:07:0957005:254 и кад. № 47:07:0957007:553, приобретенные Фондом в июле 2018) в размере 1090 руб. при применении налоговой ставки 0,3 % (кадастровая стоимость двух участков составляет 363367 руб.), то есть общая сумма к уплате за 2018 должна составить 1 168 822 руб. с учетом п. 7 ст. 396 НК РФ. Согласно представленным Фондам платежным поручениям, земельный налог за 2018 уплачен в размере 1 677 603 руб., то есть в полном размере.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что решение налогового органа не соответствует требованиям действующего в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области № 2214 о привлечении к ответственности Благотворительного фонда поддержки культурных и социальных программ «Классика» за совершение налогового правонарушения от 22.10.2019.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Захаров В.В.