НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2006 № А56-17015/06

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 июня 2006 года                                                                Дело № А56-17015/2006

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2006года  . Полный текст решения изготовлен 29 июня 2006года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Баталова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Синицыной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга

ответчик Управление по Санкт-Петербургу и Лен.области Федеральной антимонопольной службы

третье лицо ОАО "СПб Военно-ритуальная компания", ООО "Мемориальная компания силовых структур", ООО "Смоленские мастерские"

о признании недействительным решения и предписания

при участии

от истца Андреев С.В, дов от 15.06.06 №ЦСО/310, Кирпиченков С.А, дов от 22.05.06 №пф/494, Веренинова Т.О, дов от 21.03.05 №640

от ответчика Кондратенко М.И, дов от 06.12.05 №ов/4333, Илларионов В.Л, дов от 30.06.04 №02/1092

от3 л: ООО «Мемориальная компания силовых структур»- Болоховцев А.Т, дов от 14.06.06 №30/06, ОАО «ВРК»- Трубина Е.Е, дов от 27.04.05, Скоблов В.Н, дов №3234 от 24.11.04, ООО «Смоленские мастерские»- дир. Бех-Иванов Д.Э, протокол №6 от 14.10.04.

установил:

Военный Комиссариат МО РФ по СПб просит признать недействительным решение от 02.03.06 №К05-99/05 и предписание от 15.03.06 №05/795-10 Управления ФАС России по СПб и Ленинградской области и обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Военного Комиссариата СПб, отменить упомянутые решение и предписание ( по уточненному заявлению).

Заявленные требования Военный Комиссариат обосновал следующими обстоятельствами:

-оспариваемые акты нарушают ч.13,21,22 п.12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.99 №1372, определяющего задачи военных комиссариатов;

-военные комиссариаты во исполнение требований вышестоящих органов обязаны заключать договоры о сотрудничестве только с ОАО «СПб Военно-ритуальная компания»( далее- ОАО «СПб ВРК») и ее  филиалами и производить компенсацию расходов по установлению памятников погибших (умерших) военнослужащих, лицам, взявшим на себя эти расходы, без фактической выплаты компенсации путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО «СПб ВРК» как изготовителя. При изготовлении памятников другими предприятиями, оплата возникших расходов осуществляется на общих основаниях по представлении документов, подтверждающих фактические затраты;

-Военный Комиссариат СПб разместил указанную информацию о предоставлении ОАО «СПб ВРК» (филиалами ОАО «СПб ВРК») услуг для более выгодного и удобного для граждан порядка возмещения расходов, что не является регламентированием деятельности ОАО «СПб ВРК» и не создает дискриминационных условий деятельности для других хозяйствующих субъектов;

-запрещение предоставления рабочих мест в помещениях военных комиссариатов города и районов СПб нарушает права военных комиссариатов, как хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях, и, кроме того, не может оцениваться как дискриминирующее условие для деятельности других хозяйствующих субъектов;

-решение и предписание нарушает Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в соответствии с которым единоначалие является одним из принципов строительства вооруженных сил, что обязывает Комиссариат к безусловному исполнению указаний вышестоящих организаций.

Представители Управления ФАС России по СПб и Ленинградской области требований Военного Комиссариата СПб не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов.

Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст.200,201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ и оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено, а именно.

Управление ФАС России по СПб и Ленинградской области по итогам рассмотрения дела о нарушениях Военным Комиссариатом СПб ст.ст.7,8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее- Закона «О конкуренции…» Решением от 02.03.06 №К05-99/05 признало в действиях Комиссариата нарушение ст.7 Закона «О конкуренции…», выразившееся в создании благоприятных условий деятельности ОАО «СПб ВРК» и создании дискриминационных условий деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке услуг по изготовлению надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим:

-при предоставлении рабочих мест в помещениях Комиссариата и военных комиссариатов районов города для сотрудников частных структур;

-при размещении на информационных стендах Комиссариата и военных комиссариатов районов города информации только об услугах, оказываемых ОАО «СПб ВРК».

Кроме того Управление признало в действиях Комиссариата и ОАО «СПб ВРК» нарушение ст.8 Закона «О конкуренции…», выразившееся в заключении Договора о сотрудничестве по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, подписании Положения о порядке взаимодействия Комиссариата и ОАО «СПб ВРК», содержащих пункты, обеспечивающие  более благоприятные условия деятельности ОАО «СПб ВРК» по сравнению с другими участниками рынка, и осуществлении согласованных действий, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, ограничивая их доступ на рынок. УФАС России по СПб и Ленинградской области решено выдать предписание Комиссариату и ОАО «СПб ВРК» о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Одновременно  решением определено, что в ФАС России передаются материалы дела в части оплаты расходов на изготовление надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим в целях обеспечения устранения допущенных нарушений.

Во исполнение Решения выдано Предписание от 15.03.06 №05/795-10 Военному Комиссариату СПб в срок до 15.05.06 прекратить нарушение ст.7 Закона «О конкуренции…», выразившееся в создании благоприятных условий деятельности ОАО «СПб ВРК» и создании дискриминационных условий деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке услуг по изготовлению надгробных  памятников погибшим (умершим) военнослужащим, обеспечить равные условия для всех хозяйствующих субъектов, работающих на указанном рынке, в части предоставления (либо непредоставления) рабочих мест в помещениях Комиссариата и военных комиссариатов районов города, размещения информации об оказываемых ими услугах. Военному Комиссариату СПб и ОАО «СПб ВРК» предписано прекратить нарушение ст.8 Закона «О конкуренции…», выразившееся в заключении  договора о сотрудничестве по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, подписания Положения о порядке взаимодействия Комиссариата и ОАО «СПб ВРК», содержащих пункты, обеспечивающие более благоприятные  условия деятельности ОАО «СПб ВРК» по сравнению с другими участниками рынка, и осуществлении согласованных действий, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, ограничивая их доступ на рынок. Обеспечить равные условия взаимодействия и договорных отношений со всеми участниками рынка услуг по изготовлению надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим.

Решение и Предписание основаны на следующих обстоятельствах, выявленных при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и отраженных в тексте решения:

-Комиссариат отказывается возмещать подтвержденные документами расходы по изготовлению надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим всем фирмам за исключением ОАО «СПб ВРК»;

-для деятельности последнему созданы благоприятные условия в сфере оказания услуг по изготовлению памятников погибшим военнослужащим в виде предоставления его сотрудникам рабочих мест в помещении Комиссариата для оформления заказов на изготовление и установку памятников, размещения информации о льготах по изготовлению и установке памятников исключительно ОАО «СПб ВРК», при отказе иным изготовителям памятников размещать такую информацию или предоставить места их работникам.

Эти обстоятельства при рассмотрении антимонопольного дела представителями Комиссариата не оспаривались, и объяснялись обязанностью исполнять указания вышестоящих органов, предписывающих именно такой порядок действий.

Положениями ст.7 ФЗ «О конкуренции…» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов и создающих дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если они могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов, а установлениями ст.8 ФЗ «О конкуренции..» запрещается заключение в любой форме соглашений между органом власти и хозяйствующим субъектом, в результате которых может иметь место ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление отметило, что действия Комиссариата выходят за рамки прямых указаний вышестоящих организаций в части предоставления рабочих мест работникам ОАО «СПб ВРК» и размещения информации о его деятельности, при отказе в этом другим изготовителям памятников.

Антимонопольными органами определено, что деятельность по изготовлению надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим выделена в самостоятельный рынок услуг в связи с четко определенным кругом получателей услуг, лиц, имеющих право на получение возмещения расходов, понесенных ими в связи с изготовлением надгробий погибшему (умершему) военнослужащему.

Порядок изготовления надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим и условия оплаты услуг по изготовлению и установке памятников урегулированы нормами ФЗ №8-ФЗ от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», ФЗ №5-ФЗ от 12.01.05 «О ветеранах», Закона РФ №4292-1 от 14.01.93 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», Постановлением Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц».

ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного им при жизни, и пожеланиями родственников и гарантии предоставления помощи для погребения ( ст.ст.1,5.6 упомянутого закона). В качестве гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц определена оплата расходов на изготовление и установку надгробий ( п.п.1,5 ст.11 того же закона). Нормы расходов на изготовление и установку надгробных памятников определены Постановлением Правительства РФ от 01.10.92 №721, с возложением на федеральные органы исполнительной власти, в том числе Министерство Обороны РФ, обязанности определять качественные параметры и требования к надгробным памятникам, их изготовлению и установке.

Военный Комиссариат СПб организовал работу по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников в соответствии с указаниями вышестоящих органов Министерства Обороны РФ в том числе указаний Генерального Штаба Вооруженных сил РФ от 20.05.02 №328/539 и 10.06.02 №314/8/1500 о взаимодействии с Военно-мемориальной компанией и ее структурными подразделениями в части выполнения заказов Минобороны России по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества через филиалы Военно-мемориальной компании с централизованной оплатой изготовления и установки надгробных памятников, передачей компании списков заказов на исполнение.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях Военного Комиссариата и ОАО «СПб ВРК» нарушений антимонопольного законодательства, запрещающих упомянутые действия и соглашения, и законность оспариваемых актов.

Военный Комиссариат СПб и ОАО «СПб ВРК», дочернее предприятие «Военно-мемориальной компании», заключили «Договор о сотрудничестве по изготовлению и установке надгробных памятников и оказанию ритуальных услуг погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий» от 10.03.04 и «Положение о порядке предоставления ритуальных услуг и их оплаты», являющимся приложением к Договору ( л.д.16-19).

Договор содержит условия, прямо устанавливающие права и обязанности сторон в отношении услуг по изготовлению надгробных памятников в п.п.1.2, 2.1.1, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.1, 2.2.2 и др.

В части обязательств сторон по оказанию ритуальных услуг и установки памятников договор и соглашение не исследовались при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и поэтому не является предметом оценки по настоящему делу.

Из Решение УФАС по СПб и Ленинградской области также следует, что не исследуются случаи, когда Министерство обороны РФ, в лице подчиненных ему органов, является непосредственным Заказчиком памятников, то есть не является лицом, имеющим право на возмещение расходов из гарантированного пособия ст.10 Закона РФ от 14.01.63 №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества».

Заключая договор с одним из хозяйствующих субъектов рынка на предоставление услуг с условиями, в которых отказано иным хозяйствующим субъектам этого же рынка, Военный Комиссариат СПб, как орган исполнительной власти, допустил нарушение ст.ст.7,8 ФЗ «О конкуренции…».

УФАС в своем решении указало, что решением Комиссии ФАС РФ (ранее МАП РФ) от 18.11.03 Министерство обороны РФ и ЗАО «Военно-мемориальная компания» признаны нарушителями ст.8 ФЗ «О конкуренции...»заключением договора о сотрудничестве от 21.12.99 и совершением согласованных действий и им предписано прекратить нарушения.

В этой части Решение и Предписание ФАС РФ были признаны законными и обоснованными арбитражным судом.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.08.05 №КА-А40/466/05 (л.д.67-77) аналогичные правоотношения, возникшие между Министерством обороны и ЗАО «ВМК» оценены как нарушение антимонопольного законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ определением от 10.01.06 №13722/05 не усмотрел оснований для пересмотра указанного постановления в надзорном порядке ( л.д.78-80).

Начальник юридической службы Министерства обороны РФ в письме от 18.05.06 №205/9562 указал на то, что «…у Военного Комиссариата СПб отсутствовали какие-либо правовые основания для заключения от своего имени договора с ОАО «СПб ВРК».

Доводы Военного Комиссариата СПб о том, что оспариваемые акты нарушают его права и не позволяют выполнять обязанности военного комиссариата, не могут являться основанием для признания этих актов недействительными, поскольку выполнение указаний вышестоящих инстанций не придают законности нарушениям федерального законодательства. Кроме того, УФАС по СПб и Ленинградской области приняло решение о нарушении антимонопольного законодательства 15.03.06, то есть более чем через полгода с момента признания арбитражным судом законными выводов Управления ФАС о признании нарушающими антимонопольное законодательство действия и соглашения между Министерством обороны РФ и ЗАО «ВМК» по вопросам изготовления памятников погибшим (умершим) военнослужащим. Полномочия антимонопольных органов в части возбуждения дел, принятия по ним решений и выдаче предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства распространяются и в отношении органов Министерства обороны РФ при всей специфике организации управления внутри Министерства ( ст.12 ФЗ «О конкуренции…»).

Доводы Комиссариата о том, что его действия имеют положительный социально-экономический эффект, поскольку лица, заказывающие памятники освобождаются от необходимости оплачивать работы и только затем получать возмещение, неправомерны:

-п.2 ст.5, п.4 ст.6 ФЗ «О конкуренции…» не распространяются на нарушение ст.ст.7,8 того же закона;

-предоставление такой «льготы» только лицам, обращающимся за изготовлением памятников исключительно к ОАО «СПб ВРК», ограничивает волеизъявление лиц, имеющих право на возмещение расходов по изготовлению памятников, усиливает дискриминацию других хозяйствующих субъектов.

Доводы Военного Комиссариата и ОАО «СПб ВРК» о что, что ОАО «СПб ВРК» не влияет на рынок услуг по изготовлению памятников, так как за пределами комиссариатов свою деятельность не ведет, объем оказываемых им услуг не значителен и при лишении его преимуществ, предоставляемых по договору и соглашению, приведет предприятие к банкротству,- не подтверждены доказательствами и не опровергают фактов нарушений антимонопольного законодательства.

ООО «Смоленские мастерские» и ООО «Мемориальная компания силовых структур» в судебных заседаниях подтвердили, что военные комиссариаты Санкт-Петербурга ограничивают их права в сравнении с ОАО «СПб ВРК», поскольку не предоставляют условий, аналогичных условиям, предоставляемым ОАО «СПб ВРК».

Требование заявителя об отмене Решения и Предписания УФАС по СПб и Ленинградской области неподведомственно арбитражному суду, так как в соответствии с п.2 ст.29, ст.ст.198, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, но не об их отмене.

Кроме того, заявитель не обосновал требования о признании недействительным п.4 оспариваемого решения.

Военный Комиссариат излишне уплатил 4 399руб.госпошлины по делу.

Руководствуясь статьями 176-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать Военному Комиссариату Санкт-Петербурга в удовлетворении требований о признании недействительными Решения от 02.03.06 №К05-99/05 и Предписания от 15.03.06 №05/795-10 Управления ФАС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В остальной части производство по делу прекратить.

Выдать Военному Комиссариату Санкт-Петербурга справку на возврат 4 399руб.36коп. излишне уплаченной по квитанции 35 от 30.09.05 госпошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Баталова Л.А.