НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2018 № А56-5403/2018

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 июня 2018 года Дело № А56-5403/2018

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Селезнёва О.А.,

при ведении протокола судебного заседания – до перерыва секретарем Савченко Э.В., после перерыва секретарем Вагановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРСТРОЙГРУПП" (ОГРН: 1107847200438)

К заинтересованному лицу – УПФР В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

- об оспаривании решения от 25.12.2017 № 202V12170002204 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности;

- об обязании устранить допущенные нарушения

при участии

от заявителя – до и после перерыва Логинова М.Т., дов. от 21.05.2018

от УПФР – до и после перерыва Москот И.В., дов. от 17.03.2017

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРСТРОЙГРУПП" (далее – Общество, заявитель) с соблюдением установленного срока обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к УПФР В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (далее - заинтересованное лицо, Управление) с требованиями:

- о признании недействительным решения от 25.12.2017 № 202V12170002204 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»(далее - Закон № 212-ФЗ, утратил силу с 01.01.2017) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов вследствие неначисления взносов по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п.1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ);

- об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.

В судебное заседание, начатое 15.05.2018 и продолженное после перерыва 22.05.2018, явились представители обеих сторон. Каждая стороны поддержала требования, изложенные в заявлении и отзыве соответственно.

Имеющиеся доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения от 24.10.2017 проведена выездная проверка Общества правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, о чем составлен акт выездной проверки № 202V1017002974 от 04.12.2017.

В ходе проверки установлено, что заявитель в нарушение части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в проверяемом периоде не включил в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты и иные вознаграждения в пользу 10 работников, занятых на работах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон № 173-ФЗ), с 01.01.2015 - в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), а именно, занимающих должности «производитель работ» и «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций», в сумме 226 403,40 руб.

По итогам рассмотрения материалов проверки принято Решение о привлечении плательщика к ответственности на основании ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 45 280,65 руб., а также доначислены страховые взносы в сумме 226 403,40 руб. и пени в сумме 33 143,07 руб.

Общество не согласилось с указанным Решением и оспорило его в судебном порядке.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Частью 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные страховые тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 этого закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подп. 1 - 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 указанного Закона, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1 - 18 п. 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, мастер строительных и монтажных работ, производитель работ (прораб), асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона. При этом применение Списка N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила исчисления периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

На основании п. 5 Правил исчисления периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п. 6 Правил исчисления периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

В соответствии разъяснениями "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которыми под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

В целях реализации ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ Министерством труда России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649) разъяснено, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подп. 1, п. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

Таким образом, с учетом изложенного Общество обязано исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым по профессиям (должностям), перечисленным в Списке N 2 пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемые периоды Обществом произведены выплаты в пользу работников, занятых на видах работ, а именно: «производитель работ» и «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций», при отсутствии начисления в отношении таких выплат страховых взносов по дополнительному тарифу, в связи с чем управление посчитало, что страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых по указанным профессиям (должностям) перечисленным в Списке N 2.

При этом вопрос о фактической занятости работников в условиях труда предусмотренных указанным списком, и ее продолжительности в спорном Решении не исследован. Между тем представленные должностные инструкции (в частности, по должности «производитель работ») содержат положения о том, что работники фактически выполняют не всю работу в тяжелых и вредных условиях труда. В Решении также отсутствуют сведения, позволяющие разграничить начисления, осуществленные УПФР в отношении каждого исследованного вида работ.

При установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список N 2, а из характера выполняемой работы работника.

При таких обстоятельствах требование заявителя об оспаривании Решения подлежит удовлетворению.

Ввиду отсутствия сведений об исполнении Решения Управления, в удовлетворении требования об обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Согласно ч.8 ст.201 АПК РФ со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (с учетом п.21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.решение от 25.12.2017 № 202V12170002204 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности – признать недействительным.

2.в удовлетворении заявления в остальной части – отказать.

3.взыскать с УПФР В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в пользу ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРСТРОЙГРУПП" 3 000 руб. государственной пошлины.

4.Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Селезнёва О.А.